1. Понятие и назначение цены. Ценовая политика.
2. Понятие уравновешивающей цены.
3. Понятие эластичности и неэластичности спроса.
4. Ценовая политика продавца в зависимости от вида рынка.
5. Виды цен.
1. Ценовая политика – общие принципы, которых придерживается фирма, при установлении цены на свои товары.
Цена – наиболее важный показатель для компании, что объясняется следующими факторами:
Назначение цены:
- цены служат средством установления определенных отношений между фирмой и покупателем;
- цена обуславливает рентабельность и прибыльность фирмы, ее способность идти на финансовый риск;
- цены выступают сильнейшим оружием в борьбе с конкурентами;
- цена для многих потребителей является фактором, определяющим выбор покупки.
2. Уравновешивающая цена – цена, при которой сумма предложения и сумма спроса равны друг другу.
Количество предлагаемого товара и его цена находятся в обратной зависимости. Снижение цены приносит новых покупателей и побуждает уже существующих потребителей данного товара делать дополнительные покупки.
|
|
При росте цен появляется больше продавцов, которые желают продавать товары по таким ценам.
При совмещении графиков спроса и предложения получаем следующее:
- при любой более низкой цене излишек спроса будет толкать цену вверх, так как покупатели, недовольные отсутствием товара, будут готовы заплатить за него большие деньги;
- при цене выше уравновешивающей предложение будет чрезмерным, и цена станет снижаться к уровню равновесия.
3. Эластичность спроса – зависимость его изменений от какого-либо рыночного фактора (цены).
Единичная эластичность спроса – снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом спроса так, что общая выручка остается совершенно неизменной (А).
Эластичный спрос – когда небольшое снижение цены вызывает значительное увеличение спроса (Б).
Неэластичный спрос – снижение цены вызывает настолько незначительный рост спроса, что общая выручка (PxQ) падает.
Зарисовать схему….
4. Ценовая политика продавца зависит от типа рынка:
1) Рынок чистой конкуренции - состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товара (крупа, мука, сахар, ценные бумаги, бензин). Ни один из них в отдельности не оказывает влияния на уровень текущих рыночных цен. Продавец не запрашивает цены выше или ниже рыночных, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое количество товара по рыночной цене, а он может продавать свой товар по данным рыночным ценам.
2) Рынок монополистической конкуренции – состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки в широком диапазоне цен, так как продавцы способны предложить покупателям различные варианты товаров, которые отличаются друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением, сопутствующими услугами (автомобили, аудио-, видео-, бытовая техника).
|
|
3) Олигополистический рынок – состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. На рынок проникнуть достаточно трудно. Понижение цен дает недолговременный положительный результат, так как конкуренты тоже вынуждены снижать цены. Повышение цен грозит потерей клиентуры в пользу конкурентов (пейджинговая связь).
4) Рынок чистой монополии – на рынке всего один продавец (часто государственная организация). В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному, в зависимости от преследуемой цели: цены меньше себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не могут их приобретать за полную стоимость (коммунальные услуги); цены больше себестоимости – чтобы сократить потребление товара (алкоголь).
5. Базисная – используется для определения сорта или качества товара; ее согласовывают на переговорах между продавцом и покупателем. Она служит исходной для определения цены фактически поставленного товара, когда свойства последнего отличаются от оговоренных в контракте. При этом в контракте оговариваются скидки и надбавки, которые также могут зависеть от конъюнктуры рынка.
Купли-продажи определяется условиями поставки, обусловленными в контракте. Для краткости такую цену снабжают еще одним указанием: СИФ, ФОБ, ФОР, ФРАНКО.
СИФ – означает, что продавец обязан за свой счет зафрахтовать судно, оплатить стоимость перевозки, таможенные расходы, страховку и взять на себя риск гибели или порчи товаров.
ФОБ (свободен на борту) – продавец оплачивает все транспортные, страховые и таможенные расходы до момента доставки товара на борт судна, а покупатель фрахтует судно и несет риск его гибели или повреждения.
ФОР (свободен на рельсах) – продавец должен за свой счет и риск отправить груз на железнодорожную станцию и погрузить товар в железнодорожный вагон, а все остальные расходы несет покупатель.
ФРАНКО – условия продажи, согласно которым продавец обязуется доставить товар в определенное место за свой счет и риск, включая транспортные, страховые и таможенные расходы.
Мировая - определяется в зависимости от вида товара: уровнем цены стран-экспортеров (сырье), ценами бирж, аукционов; ценами ведущих мировых фирм.
Монопольная – устанавливается монополистами (выше или ниже цены производства).
Номинальная – публикуется в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках.
Оптовая – цена, по которой товары реализуются крупными партиями для дальнейшей перепродажи или использовании в производстве.
Розничная – по которой ведется продажа товара малыми партиями отдельным покупателям.
Рыночная - цена, по которой идет купля-продажа товара на данном рынке.
Скользящая – устанавливается договором в зависимости от некоторых условий на определенную дату.
Справочная - отражает уровень фактически заключенных сделок за некоторый прошлый период и используется в переговорах для установления исходной цены.
Цена предложения – указана в оферте (без скидок).
Цена спроса - складывается на рынке покупателя.
Цена производства – равная издержкам производства полюс средняя прибыль на весь вложенный капитал.
Твердая цена – устанавливается в договоре купли-продажи и не подлежит изменению.
3 пара КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ у кого нет этой темы…..для остальных – повторение….
|
|
Задание: отчет с примерами сбытовой политики Вашего предприятия…
СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА
1. Понятие и роль сбыта в системе маркетинга.
2. Каналы сбыта и их характеристика.
3. Интенсивность использования каналов сбыта.
4. Методы сбыта и их характеристика.
5. Характеристика независимых посредников в системе сбыта.
6. Выбор посредника.
7. Выбор сбытовой стратегии.
8. Оценка эффективности сбыта.
1. Сбыт - система мероприятий, которые проводятся после выхода продукции из производства и заканчиваются ее реализацией.
Продажа - личное общение продавца и покупателя, направленные на получение прибыли от С. и требующих знаний, навыков н определенного уровня компетенции.
Роль сбыта:
1. В сфере С. определяется окончательный результат работы предприятия.
2. Приспосабливая сбытовую сеть к запросам покупателей, создавая максимальные удобства до, во время и после приобретения товара, производительимеет значительно больше шанса для выигрыша в конкурентной борьбе.
3. Сбытовая сеть как бы продолжает процесс производства, взяв на себя доработку товара и его подготовку к продаже (сортировку, фасовку).
4. Именно во время сбыта эффективнее проходит выявление и изучение потребностей и спроса покупателей.
5. Независимые посредники помогают конечному потребителю приобрести товар любого производителя и в том ассортименте, который ему нужен.