Исследователь де Вос изложил все требования, предъявляемые обычно к вербальной формулировке вопроса, в виде удобного списка, которым можно пользоваться в практической работе.
1. Избегать использования специальных терминов или сленга, присущего определенной субкультурной группе.
Специальными терминами злоупотребляют чаще всего начинающие социологи, которые в стремлении к «научности» своего инструментария включают в его текст академические понятия, заведомо непонятные большинству участников опроса.
Пример 1. Можете ли вы назвать свою семью патриархальной или эгалитарной?
Не менее часто встречаются огрехи, связанные с использованием слов и выражений, которые не входят в общеупотребительный лексический состав языка.
Пример 2. Следует ли в равной степени преследовать распространение и тяжелых, и легких наркотиков?
2. Формулировки простых по смыслу вопросов должны быть короткими и четкими. То же требование относится и к формулировке ответов.
Это требование не носит столь универсального характера, как предыдущее, — в некоторых случаях вопрос приходится разворачивать в несколько предложений, однако чаще всего краткая формулировка оптимальна.
|
|
Пример 1. Считаете ли вы необходимым ставить перед собой высокие цели, но достигать их по шагам, разбивая на более мелкие и доступные на данном этапе?
Пример 2. Следует ли поддерживать с другими людьми взаимовыгодное сотрудничество, при необходимости, если они об этом попросят, оказывая им посильную поддержку.
3. Вопросы не должны быть многозначными, т. е. не должны включать еще и отдельные «подвопросы».
Пример 1. Когда вы в последний раз смотрели телепередачу «Страна и мир»?
Пример 2. Как часто члены вашей семьи покупают жевательную резинку «Орбит»?
Первый вопрос включает в себя фактически четыре: смотрит ли респондент телевизор вообще, смотрит ли он передачи НТВ, смотрит ли информационные блоки и, наконец, как часто он смотрит именно эту передачу. Предположим, респондент ответил «вчера», но это вообще ни о чем не говорит, так как этот просмотр мог быть случайным, единичным фактом жизни этого человека.
Такие же претензии и ко второму вопросу, в который также удалось «вместить» целых четыре: употребляют ли члены семьи респондента жевательную резинку вообще, кто именно из них, какой фирмы, марки эта резинка, насколько часто это происходит.
Надо избегать «подталкивающих» вопросов, неявно указывающих респонденту на то, какой именно ответ от него ожидается.
Пример 1. Примете ли вы участие в выборах, если отказ людей участвовать в голосовании приведет к восстановлению советской власти?
|
|
Пример 2. Поддержите ли вы движение «зеленых» даже в том случае, если выполнение их требований приведет к остановке работы многих промышленных предприятий?
Схожим приемом пользуются иногда исследователи, задавая вопрос со ссылкой на мнение известного, уважаемого человека. Например, если начать вопрос со слов «Согласны ли вы с мнением А.Г.Лукашенко в том, что...», то, учитывая высокий рейтинг президента, ответят на вопрос положительно явно большее число людей по сравнению с тем, если бы вопрос носил нейтральную формулировку.
Лучше не использовать формулировки, которые содержат в себе отрицание.
Пример. Нельзя вводить новую систему приема в вуз на основании единого стандарта без выяснения общественного мнения.
Вопрос предполагает утвердительный и отрицательный ответы. Однако при такой формулировке вопроса остается неясным то, что имеет в виду респондент, отвечая «да». Точно так же непонятен и выбор ответа «нет». То ли респондент не согласен с этой системой, то ли с принципами ее реализации.
Вопросы, требующие особой компетентности респондента, следует задавать только тем людям, кто способен на них ответить.
Если есть основание предполагать, что это не так, вопрос такого рода должен предваряться «фильтром», позволяющим обнаружить информированного респондента. Предположим, что социологов интересует, постятся ли участники опроса или нет. Однако задать этот вопрос без предварительного «фильтра» было бы неверно. Сначала надо узнать, является ли человек верующим, к какой церкви он себя относит, и лишь затем обратить интересующий нас вопрос к верующим православным людям.
7. Надо избегать слов или выражений, которые могут по-разному восприниматься представителями отдельных субкультурных групп.
Это требование предполагает поиск наиболее нейтральной формулировки, которая вызывает одинаковую реакцию у любого участника опроса.
Пример. Как вы считаете, в нашем городе в последние годы появилось больше лиц кавказской национальности, меньше или их число в целом не изменилось?
Если среди респондентов окажется представитель какого-либо из народов Кавказа, такое выражение может показаться ему неточным или даже обидным. Поэтому, если в задачи исследования не входит детализация проблемы в отношении различных народов этого региона, следует использовать более нейтральную и научную формулировку «представители народов Кавказа».