Как избежать ошибок при формулировке вопроса?

Исследователь де Вос изложил  все требования, предъявляемые обычно к вербаль­ной формулировке вопроса, в виде удобного списка, которым можно пользоваться в практической работе.

1. Избегать использования специальных терминов или сленга, прису­щего определенной субкультурной группе.

Специальными терминами злоупотребляют чаще всего начинаю­щие социологи, которые в стремлении к «научности» своего инстру­ментария включают в его текст академические понятия, заведомо не­понятные большинству участников опроса.

Пример 1. Можете ли вы назвать свою семью патриархальной или эгали­тарной?

Не менее часто встречаются огрехи, связанные с использованием слов и выражений, которые не входят в общеупотребительный лек­сический состав языка.

Пример 2. Следует ли в равной степени преследовать распространение и тяжелых, и легких наркотиков?

2. Формулировки простых по смыслу вопросов должны быть корот­кими и четкими. То же требование относится и к формулировке ответов.

Это требование не носит столь универсального характера, как пре­дыдущее, — в некоторых случаях вопрос приходится разворачивать в несколько предложений, однако чаще всего краткая формулировка оптимальна.

Пример 1. Считаете ли вы необходимым ставить перед собой высокие це­ли, но достигать их по шагам, разбивая на более мелкие и доступные на данном этапе?

Пример 2. Следует ли поддерживать с другими людьми взаимовыгодное со­трудничество, при необходимости, если они об этом попросят, оказывая им посильную поддержку.

3. Вопросы не должны быть многозначными, т. е. не должны вклю­чать еще и отдельные «подвопросы».

Пример 1. Когда вы в последний раз смотрели телепередачу «Страна и мир»?

Пример 2. Как часто члены вашей семьи покупают жевательную резинку «Орбит»?

Первый вопрос включает в себя фактически четыре: смотрит ли респондент телевизор вообще, смотрит ли он передачи НТВ, смотрит ли информационные блоки и, наконец, как часто он смотрит именно эту передачу. Предположим, респондент ответил «вчера», но это во­обще ни о чем не говорит, так как этот просмотр мог быть случайным, единичным фактом жизни этого человека.

Такие же претензии и ко второму вопросу, в который также уда­лось «вместить» целых четыре: употребляют ли члены семьи респон­дента жевательную резинку вообще, кто именно из них, какой фир­мы, марки эта резинка, насколько часто это происходит.

Надо избегать «подталкивающих» вопросов, неявно указывающих респонденту на то, какой именно ответ от него ожидается.

Пример 1. Примете ли вы участие в выборах, если отказ людей участво­вать в голосовании приведет к восстановлению советской власти?

Пример 2. Поддержите ли вы движение «зеленых» даже в том случае, ес­ли выполнение их требований приведет к остановке работы многих про­мышленных предприятий?

Схожим приемом пользуются иногда исследователи, задавая во­прос со ссылкой на мнение известного, уважаемого человека. Например, если начать вопрос со слов «Согласны ли вы с мнением А.Г.Лукашенко в том, что...», то, учитывая высокий рейтинг президента, ответят на вопрос положительно явно большее число людей по сравнению с тем, если бы вопрос носил нейтральную формулировку.

Лучше не использовать формулировки, которые содержат в себе отрицание.

Пример. Нельзя вводить новую систему приема в вуз на основании еди­ного стандарта без выяснения общественного мнения.

Вопрос предполагает утвердительный и отрицательный ответы. Однако при такой формулировке вопроса остается неясным то, что имеет в виду респондент, отвечая «да». Точно так же непонятен и выбор ответа «нет». То ли респон­дент не согласен с этой системой, то ли с принципами ее реализации.

Вопросы, требующие особой компетентности респондента, следует задавать только тем людям, кто способен на них ответить.

Если есть основание предполагать, что это не так, вопрос такого рода должен предваряться «фильтром», позволяющим обнаружить информированного респондента. Предположим, что социологов интересует, постятся ли участни­ки опроса или нет. Однако задать этот вопрос без предварительного «фильтра» было бы неверно. Сначала надо узнать, является ли чело­век верующим, к какой церкви он себя относит, и лишь затем обра­тить интересующий нас вопрос к верующим православным людям.

7. Надо избегать слов или выражений, которые могут по-разному вос­приниматься представителями отдельных субкультурных групп.

Это требование предполагает поиск наиболее нейтральной фор­мулировки, которая вызывает одинаковую реакцию у любого участ­ника опроса.

Пример. Как вы считаете, в нашем городе в последние годы появилось больше лиц кавказской национальности, меньше или их число в целом не изменилось?

Если среди респон­дентов окажется представитель какого-либо из народов Кавказа, та­кое выражение может показаться ему неточным или даже обидным. Поэтому, если в задачи исследования не входит детализация пробле­мы в отношении различных народов этого региона, следует исполь­зовать более нейтральную и научную формулировку «пред­ставители народов Кавказа».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: