ІI. Использование метода анкетного опроса в социологическом исследовании

 

Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях:

а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время,

б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.

       Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз. Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.

       Преимущества метода анкетирования:

1) влияние исследователя на ход и результат опроса сведено к минимуму (т. е. нет так называемого "эффекта интервьюера");

2) высокая степень анонимности;

3) конфиденциальность информации;

4) оперативность (возможность использования в ОСИ);

5) массовость (возможность использования для опроса больших совокупностей людей по различной тематике);

6) репрезентативность полученных данных;

4) полное отсутствие коммуникативного, психологического барьера между социологом (анкетером) и респондентом.

Недостаток анкетного опроса: невозможность уточнить, конкретизировать ответ респондента, пояснить содержание вопроса.

       Само название этого метода предполагает его струк­туру: два крайних полюса - исследователь (сложное по­нятие, включающее в себя как разработчиков основных документов опросного метода, так и тех, кто непосредст­венно осуществляет опрос анкетеров) и респондент (тот, кого опрашивают - анкетируемый), а также звено, опо­средующее их отношения, - анкета (или инструмента­рий).

         Анкета – это инструмент сбора первичной информации, совокупность определенным образом структурированных вопросов, логически связанных между собой, а также с целями и задачами исследования.                      

           

Составление анкеты предполагает ее проверку, ап­робацию, уточнение. Для оценки качества анкеты про­водится пилотажное исследование. В ходе его осущест­вляется проверка содержания анкеты, формулировок и последовательности вопросов, вариантов ответов и т.д. Пилотаж проводится на микровыборке (до 100 человек) опытным социологом в форме интервью с фиксацией от­ветов респондента, его реакций на содержание вопросов, их понимание и восприятие, а также с обязательной фик­сацией времени, затраченного на опрос. Все это позволя­ет выявить недостатки инструментария, откорректировать их и адаптировать анкету к массовой работе. Если в ходе пилотажного исследования устанавливается, что многие из опрашиваемых отвечают, что не знают или вообще ос­тавляют вопрос без ответа, то это означает, что вопрос непонятен респонденту, если же большинство опраши­ваемых дают однотипный ответ, это означает, что вопрос имеет трафаретную форму, не нацеливает на выявление специфической информации. Когда вопрос вызывает у респондентов разнообразные комментарии и замечания, значит, он разработан недостаточно глубоко и ясно, упу­щены существенные моменты о спрашиваемом предмете. Отказ заполнять анкету свидетельствует о том, что она ли­бо непонятна, либо поставлены слишком "лобовые" во­просы, либо респондент не получил соответствующей подготовки, и здесь необходимо что-то поменять.

Пилотажное исследование, таким образом, способ­ствует обеспечению валидности анкеты (ее способности обеспечить получение необходимой информации), повы­шению ее надежности в качестве инструментария иссле­дования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: