Учитывая склонность людей к «соглашательской» установке на ответ, следует менять направленность вопросов, измеряющих одну и ту же переменную

Любому человеку легче согласиться, чем возразить, — это закон психологии.

К респонденту это относится в первую очередь, так как, во-пер­вых, исследователь для большинства людей как представитель науки обладает высоким статусом, предопределяющим отношение не толь­ко к нему, но и к его анкете. Во-вторых, вопросы, включающие номинальные шкалы с ответа­ми «да», «согласен» и т. п., немалым числом людей именно эти отве­ты воспринимаются как нормативные и социально желательные. Эта особенность восприятия в Беларуси присуща, прежде всего, не­молодым людям со специфическим опытом советского человека, ко­торый до сих пор несогласие склонен трактовать как серьезное соци­альное отклонение, влекущее за собой негативные санкции.

Опыт показывает, что среди людей предпенсионной (старше 45 лет) и пенсионной возрастных групп «соглашательская» установ­ка проявляется сильнее, чем у представителей других поколений. Как можно преодолеть эту трудность?

Лучше всего, если это не противоречит исследовательскому за­мыслу, простые номинальные шкалы заменять количественными, где согласие или несогласие скрыто за баллами, что уже само по себе снижает вероятность поиска «нормативного» ответа.

Возможно, также при использовании номинальных шкал чередо­вать последовательность вариантов (в одном случае на первом месте вариант «да», в другом — вариант «нет»). Еще в меньшей степени ориентация на согласие может себя реализовать при конструирова­нии вопроса в форме «меню» или проективной ситуации. И, наконец, для преодоления «соглашательской» установки лучше всего подхо­дят вопросы открытого типа, где уже никакое мнение «не давит» на оценку и респондент свободен от постороннего влияния.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: