I. Метод опроса: его классификации и разновидности

МЕТОДЫ СБОРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. ОПРОС.

 

1. Метод опроса: его классификации и разновидности.

2. Использование метода анкетного опроса в социологическом исследовании.

3. Структура социологической анкеты и требования к ее оформлению.

4. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования.

 

I. Метод опроса: его классификации и разновидности.

Социологические опросы в совре­менном понимании этого метода стали явно использо­ваться в науке во второй половине XIX века. Известно, что одними из первых их стали использовать К. Маркс и Ф. Энгельс при подготовке своих работ о положении ра­бочего класса. Но особенно широкое распространение этот метод получил в начале XX века с развитием эмпи­рической (прикладной) социологии. В настоящее время он настолько широко используется в социологическом исследовании, что в какой-то мере стал даже своеобраз­ной визитной карточкой самой этой науки.

Этот метод эффективен при получении информации как объективного (о фактах и продуктах жизнедеятельности людей), так и субъективного характера (о мотивах деятельности, мнениях, оценках, ценностных ориентациях) в сжатые сроки и при сравнительно небольших организационных и материальных затратах.

Роль и значение опроса тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемого явления статистической и документальной информацией и они меньше доступны непосредственному наблюдению.

Виды опроса:

По способу получения информации и её интерпретации: анкетный опрос; социологическое интервью; экспертный опрос.

По степени охвата генеральной совокупности: сплошные опросы;выборочные опросы.

По процедуре проведения: индивидуальные опросы; групповые опросы.

По форме проведения: устные (интервью); письменные опросы (анкетирование).

По способу коммуникации: контактные (интервью и некоторые виды анкетных опросов); бесконтактные опросы (почтовые и прессовые).

По частоте проведения: разовые (по определенным проблемам); повторные (мониторинг, лонгитюдные исследования).

 

          Социологическое интервью - метод научного исследования, который использует процесс вербальной коммуникации для получения необходимой информации в зависимости от намеченной цели исследователя.

          Если при анкетном опросе анкетер пассивен, респондент сам интерпретирует вопросы в соответствии со своими убеждениями; то при использовании метода интервью особая роль принадлежит интервьюеру - он ведет и направляет беседу, фиксирует полученный результат. Интервьюер может пояснять смысл терминов, уточнять точку зрения респондента, указывать на противоречия в ответах.

 

Специфика метода интервью состоит в:

а) непосредственном контакте интервьюера с опрашиваемым;

б) целенаправленность контакта, состоящего в том, что содержание этого общения определяется не личными интересами, а задается извне - программой СИ;

в) строгой дифференциации ролей между интервьюером и респондентом, характеризующейся определенного рода необратимостью;

г) получении информации от респондента в ее "чистом виде". Но, учитывая, что в рамках нормированного процесса общения в интервью происходит социально-психологическое взаимодействие интервьюера и респондента, эта "чистота" информации может быть нарушена либо ошибками интервьюера, либо неготовностью к беседе опрашиваемого;

д) сочетании функций получения информации непосредственно от респондента и наблюдения за его поведением.

Преимущества интервью: личный контакт интервьюера и респондента, который обеспечивает

• максимальную полноту реализации познавательных задач вопросника через приспособление бланков-интервью к возможностям отвечающих;

• снижение количества пропусков в ответах;

• лучшую реализацию функции контрольных вопросов;

• возможность получения достаточно полной информации о мнениях, оценках, мотивах респондентов;

• непосредственное общение, способствующее созданию благоприятной обстановки, повышающей искренность ответов;

• возможность получить дополнительные сведения, важные для оценки объекта исследования;

• возможность оценить ситуацию опроса;

• возможность наблюдать реакцию респондента на вопрос;

• возможность проверить, понятны ли индикаторы респонденту.

Трудности при проведении интервью:

а) требуются значительно большие временные и материальные затраты, чем при анкетировании, и подготовленные интервьюеры, владеющие необходимыми приемами;

б) неумелое поведение интервьюера приводит как к отказу от интервью, так и (в случае согласия) к неточным (осознанно или неосознанно), искаженным ответам;

в) интервьюеры оказываются источником сильного воздействия на респондента.

 

В зависимости от формы, техники опроса выделяют:

- стандартизованное (формализованное, структурированное) интервью. Предполагает беседу по жестко фиксированному опроснику, где четко представлены варианты ответа на вопросы.

- полустандартизованное (полуформализованное) интервью.

- нестандартизованное (свободное). Не предполагает жесткой детализации поведение интервьюера и респондента во время беседы.  

Вопрос полной фиксации ответов респондента стоит очень остро и имеет большое значение. Одним из приемов преодоления трудностей является использование карточек интервью. Использование карточек целесообразно также при выяснении в интервью интимно-личностных вопросов, и в условиях, ограничивающих возможность людей воспринимать информацию на слух. Применение карточек позволяет придать интервью более наглядный характер; конкретизировать обсуждаемый вопрос; формализовать ответ, унифицировав тем самым получаемую информацию; увеличить количество респондентов путем включения тех, кто плохо воспринимает на слух и отказывался отвечать на "некорректно поставленные", с их точки зрения, вопросы; нормализовать темп проведения интервью, сокращая время записи и интерпретацию ответов интервьюера. Исчезают "временные провалы" для респондента, в течение которых интервьюер занят фиксацией ответов, а респондент ожидает.

 

По процедуре проведения выделяют:

- фокусированное интервью;

- ненаправленное;

- глубинное (клиническое).

 

Глубинное (клиническое) интервью основано на познании опыта, переживаний, чувств конкретного человека посредством изучения и интерпретации информации, получаемой от респондента. Глубинное интервью - один из видов свободного, неструктурированного интервью, нацеленного на получение полной, глубоко личностной информации, которая ценна в силу своей уникальности, широты ассоциаций, позволяет также изучать новые явления и процессы, не имеющие массового распространения, особенно во времена резких социальных перемен.

Метод глубинного интервью применяется на небольших выборочных совокупностях, поскольку в фокусе анализа находится особенное, частное, субъективное, в центре внимания - человек. Величина выборки при проведении глубинных интервью может колебаться в диапазоне от 1 до (примерно) 100 человек. Если совокупность обследуемых индивидов рассматривается как однородная, рекомендуется опрашивать около 20 человек, т. к. этого достаточно для формирования развитой типологической картины.

Методы отбора респондентов различаются в зависимости от степени структурированности исследуемого объекта. При обследовании однородной, не образующей социальной структуры, совокупности индивидов могут использоваться принципы отбора, аналогичные методам при проведении количественных опросов:

- простой случайный отбор (используется, когда необходимо зафиксировать естественный разброс мнений в данной группе);

- метод формирования равных по численности квот (используется, когда есть значимые характеристики объектов);

- метод "снежного кома";

- метод фильтрующего опроса (используется, когда объект исследования более или менее однороден).

Преимущества метода глубинного интервью:

- возможность получить глубинную информацию об особенностях поведения, о причинах такого поведения и его глубинных мотивах, которую невозможно выявить другими методами;

- возможность обсуждения сугубо личных тем;

- отсутствие влияния на респондента других участников исследования (как, это происходит при использовании метода фокус-групп);

- преодоление тенденции выражать широко распространенные, социально приемлемые точки зрения;

- возможность получить информацию от респондента, для которого неприемлемы никакие другие формы интервьюирования.

Недостатки метода глубинного интервью:

- большие затраты времени и финансовых средств на проведение интервью и обработку данных; - необходимость специальной подготовки интервьюеров и их отбора по степени контактности и умению входить в доверие;

- субъективизм восприятия данных исследования и подверженность получаемых результатов влиянию интервьюера, возможная потеря части информации в ходе ее фиксации;

- невозможность распространять полученные данные на всю генеральную совокупность;

  - сложность обработки и интерпретации полученных данных.

 

Фокусированное групповое интервью (фокус-группа) – качественный метод сбора социологической информации посредством фокусированной дискуссии со специально отобранной группой по конкретной проблеме. Сферы применения:

1) Маркетинговые исследования

2) Социально-экономические и политические исследования

3) Социальное прогнозирование

4) Методологическое обеспечение социологических исследований (генерация новых идей, проверка гипотез, совершенствование инструментария и т. п.).

Число членов одной фокус-группы - от 6 до 15 человек. Оптимальным считается 7-10 участников. Подбор участников происходит следующими методами: документальный, случайный, метод "снежного кома". В рамках одного исследовательского проекта может проводиться от 3 до 15 фокус-групп.

Преимущества метода: фокус-группа дает возможность получения глубокой качественной информации при изучении широкого спектра реакций, мнений, установок, потребностей, ценностей, стимулирует новые творческие концепции, позволяет совершенствовать исследовательские стратегии. Кроме того, возможность заказчика непосредственно видеть (слышать) ход фокус-группы значительно повышает его доверие к результатам исследования.

Недостатки метода: трудности с фиксацией и обработкой результатов, возможная нерепрезентативность данных, данный вид интервью требует больших материальных и временных затрат, чем обычное интервью.

Наиболее эффективно использование фокус-группы в сочетании с другими методиками оперативных социологических исследований (например, с анкетным опросом).

Экспертный опрос — метод получения социологической информации путем опроса экспертов. Используется при решении следующих задач: для прогноза развития того или иного явления, когда массовый опрос малоэффективен; для оценки степени достоверности массовых опросов; для аттестации коллектива по различным параметрам. Эксперт - компетентное лицо, имеющее специальные знания и опыт в области, непосредственно связанной с объектом исследования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: