К практической работе № 3
Педагогические ситуации
Подобрать из собственного или передового педагогического опыта по 3 педагогических ситуаций, где педагог провел правильную воспитательную работу и по 3 педагогических ситуаций, где педагог повел себя некорректно по отношению к воспитаннику. К каждой ситуации должен быть анализ
Алгоритм анализа педагогической ситуации
Характеристика педагогической системы
1. Назовите условия и обстоятельства, при которых происходит действие.
2. Дайте оценку уровня развития педагогической системы.
3. Каковы особенности учебно-воспитательного процесса в этой системе?
Выявление объектов и субъектов воспитания
1. Определите, какую позицию по отношению друг к другу занимают участники ситуации.
2. Дайте характеристику: индивидуальные и личностные особенности, цели, мотивы поведения в данной ситуации.
Характеристика взаимоотношений субъектов
1. Определите стили отношений, руководства, общения педагога.
2. Дайте характеристику особенностей межличностных отношений в детском коллективе.
|
|
3. Оцените особенности взаимодействия педагога с детским коллективом.
Формулирование педагогических проблем и педагогических задач:
1. Сформулируйте цели воспитания в данной педагогической системе.
2. Определите проблему, возникшую в этой педагогической ситуации.
3. Конкретизируйте задачу, которую следует решить.
Алгоритм решения педагогической задачи
Выдвижение гипотезы:
1. Выбор направления действий педагога, видов деятельности, общих методов воспитания.
2. Прогнозирование их результативности.
3. Рассмотрение различных вариантов действий педагога.
Выбор оптимального варианта действий педагога:
1. Выбор методов педагогического воздействия.
2. Определение соответствующих методических приемов.
3. Выбор организационных форм.
4. Подбор условий, способствующих решению задачи.
Детализация: продумывание оперативной структуры действий педагога.
Анализ предполагаемых результатов: характеристика изменений, которые должны произойти в педагогической системе благодаря решению задачи.
Педагогическая задача 1
В старшую группу пришел Володя, мальчик тихий, аккуратный, вежливый. Он ни с кем не дружил, любил играть один. Принесут новые игрушки, возьмет одну и сразу забьется с ней в уголок. Воспитатель задумалась: в чем дело? Познакомилась она с семьей ребенка, и оказалось, что у Володи дома мало игрушек. Не занимаются там этим, да и материальные возможности не позволяют. Вот мальчик и рад любой, какая попадется. Застенчив, играть привык в одиночестве.
|
|
Воспитатель начала поручать другим детям приглашать Володю играть, давала ему разнообразные поручения, назначала вожаком в играх. Заметив, что мальчик умеет мастерить, подключала его к ремонту игрушек. Всегда старалась отмечать перед детьми Володины успехи.
ОТВЕТ
Старшие дошкольники, соотнося себя со сверстниками, ориентируются на те оценки, которые дают ему и его друзьям, и приятелям воспитатель.
Влияние коллектива сверстников на социализацию старшего дошкольника проявляется по-разному.
Например, старший дошкольник, встречая понимание со стороны друзей, может укрепиться в своих интересах и склонностях. Процесс обогащения друг друга различными сведениями способствует активизацию личностного роста ребенка и могут дать толчок для возникновения у одного из них интереса к той сфере деятельности, которая прежде не привлекала его внимания.
Однако, в то же время общение в коллективе сверстников может разрушать и гасить уже имеющиеся у детей старшего дошкольного возраста интересы и склонности.
В коллективе сверстников старший дошкольник получает возможность реализовать себя и внутренне, и внешне. Внутренняя самореализация заключается в том, что в компании сверстников ребенок ощущает себя равным, принятым, а значит и ценным.
Как мы видим в этой ситуации, социально-педагогическая деятельность данного воспитателя, направленная на социализацию детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия с коллективом сверстников, включает в себя следующие направления работы:
1. Создание в группе детского сада предметно-игровой среды, соответствующей возрасту детей.
2. Организация воспитателем эмоционально-благоприятной атмосферы в группе детского сада и осознание им важности вопроса социализации ребенка в коллективной деятельности.
3. Интегрирование игр с методами и приемами, содержащими игровую ситуацию и направленными на социализацию детей.
Для успешной социализации Володи в коллективе сверстников воспитатель сочетает прямые и косвенные способы влияния на все виды деятельности детей.
Косвенные способы подразумевают использование стимулирования самостоятельности старших дошкольников в игре с помощью бесед, рассказов, экскурсий.
Прямые способы применяются воспитателем при появлении трудностей в коллективной деятельности воспитанников и заключаются в использовании идей, предложений с непосредственным участием воспитателя.
На мой взгляд, решение ситуации с учетом такой компетенции педагога как способность осуществлять развитие с учетом социальных, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка подразумевает создание программы сопровождения социализации коллектива детей в игре и использование в ней следующих методов и приемов совместной деятельности:
· развивающие игры;
· упражнения;
· тренинги;
· психогимнастика;
· рисование;
· беседы.
Все перечисленные методы и приемы имеют единую цель – развитие у ребенка старшего дошкольного возраста социальных качеств, например, развитие сотрудничества, эмпатии, рефлексии и т.д.
Педагогическая задача 2
Вова (3 года 6 мес.) охотно ходит в детский сад. Но однажды он закапризничал. Бабушка раздевает его в вестибюле, а он кричит, топает ногами.
Воспитатель попробовала заговорить с мальчиком, но он даже не посмотрел в ее сторону. Она попросила бабушку уйти домой. Бабушка ушла, а Вова продолжал кричать. Тем, кто был в вестибюле, воспитатель сказала:
— Как это случилось, что вместо Вовы бабушка привела к нам другого мальчика? Вова так никогда не плакал и не кричал.
Тут Вова перестал плакать, посмотрел на всех и авторитетно заявил:
— Нет, я Вова.
— Если ты Вова,— сказала воспитатель,— то сейчас разденешься и придешь в группу.
Минут через десять он вошел в группу, и воспитатель послала его умываться.
— А теперь я Вова? — спросил мальчик.
|
|
ОТВЕТ
Педагог подошла к решению данной проблемы профессионально, использовав при этом весьма креативный подход с точки зрения организации сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса. Как оказалось, используемые педагогом методы и приемы, весьма эффективны.
К четырем годам ребёнок уже может заранее в уме представить себе тот результат, который хочет получить, приступая к какому-либо делу. Это знаменуется переходом от случайных манипуляций к целенаправленным действиям.
Я считаю, что взрослый должен облегчить этот переход, постоянно интересуясь, что сделал ребёнок, что он делает, и что собирается делать, помогая детям довести задуманное ими до конца, одобряя полученный результат. Наиболее благоприятная среда для психического развития и воспитания ребёнка младшего возраста – это семья, где его окружают родные любящие люди, которые заботятся о нем, а в детском образовательном учреждении важно, чтобы педагогический процесс способствовал полноценному психическому развитию каждого ребенка.
В данном случае воспитателю помогут такие технологические операции создания ситуации успеха как:
• снятие страха (выраженное в словах: «Не бывает ошибок только у тех, кто ничего не делает…» и др.);
• внесение мотива («Без тебя и твоей помощи мне не справиться…» и др.);
• авансирование успешного результата («Ты справишься с этим…», «У тебя это обязательно получится, и я нисколько в этом не сомневаюсь…»);
• латентное (скрытое) инструктирование ребенка о способах выполнения («Наверное, лучше всего начать с, а затем …», «Ты, конечно же, не забудешь о …» и др.);
• персональная исключительность («Только на тебя я и могу положиться», «Только ты и сможешь предложить…» и др.);
• мобилизация активности, педагогическое внушение («Не терпится узнать, что же у тебя получится», «Ты делаешь так необычно, аккуратно…» и др.);
|
|
• высокая оценка определенной детали («Здорово придумал…», «Тебе особенно удалось…», «Самое замечательное в твоем ответе…», «Так чудно…», «Мне интересно твое предположение…», «Это выглядит здорово!», «Это что-то особенное!» и др.)».
Созданные условия дают реальную возможность для каждого ребенка пережить замечательное чувство успеха, преодолеть неуверенность, самоутвердиться в собственных глазах, глазах сверстников и родителей.