Понятие о предложении

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение

Высшего образования

«Тверской государственный университет»

 

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра русского языка

 

СИНТАКСИС

Словосочетание. Простое предложение

Методическое пособие

для студентов III курса

направления 45.03.01 Филология

 

Тверь 2019

 

ПРЕДМЕТ СИНТАКСИСА

Синтаксические единицы

1. Ответьте на вопросы.

1. Какова этимология слова «синтаксис»?

2. Какие синтаксические единицы существуют в современном русском языке?

3. Что такое иерархические отношения между языковыми единицами?

4. Является ли слово собственно синтаксической единицей? В каком аспекте слово рассматривается в синтаксисе?

5. Что такое сверхфразовое единство (сложное синтаксическое целое)? Является ли оно синтаксической единицей?

2. Какие синтаксические единицы приведены ниже:

а) Однажды произошло нечто неожиданное;

б) подшутить надо мной;

в) осенний лес;

г) Я никогда не видел Раисиного почерка, но кому другому мог принадлежать этот красивый девичий почерк;

д) лист бумаги;

е) на озере;

Из каких компонентов (слово, словоформа, простое предложение) образованы приведенные выше синтаксические единицы?

3. Расскажите, как изменялось представление о предмете и задачах синтаксиса в истории науки.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Словосочетание в синтаксической науке понимается неоднозначно. Словосочетанием признается: 1) единица, возникающая в результате распространения слова на основе подчинительной связи; 2) единица, возникающая на основе любой связи между словами (сочинительной и подчинительной).

4. В соответствии с учением акад. В.В. Виноградова («Грамматика русского языка», 1960), которое продолжено в работах Н.Ю. Шведовой («Грамматика русского литературного языка», 1970 и «Русская грамматика», 1980) под словосочетанием понимается непредикативное соединение двух или более знаменательных слов, построенное на подчинительной связи и обозначающее единое, но расчлененное понятие. При таком понимании возникает необходимость отграничивать словосочетание от других сочетаний слов. Выделите из ряда сочетаний слов словосочетания. Докажите, что они ими являются. Почему остальные соединения слов нельзя считать словосочетаниями?

Читать газету, читать громко, читать сыну, ребенок читает, читать и пересказывать, буду читать, читать в кабинете, только читать, просить прочитать, очертя голову, приезд матери, быстрый приезд, доброта матери, мать добра, мать и отец, пять матерей, почти рядом, с матерью.

Методические указания

 В простом словосочетании могут возникать следующие виды смысловых отношений: 1) определительные (собственно определительные, обстоятельственно-определительные, субъектно-определительные), 2) объектные, 3) комплетивные (восполняющие). В словосочетании реализуется один из трех видов подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. Управление может быть сильным и слабым. При сильном управлении отношения объектные или комплетивные, связь обязательная, то есть появление зависимой падежной формы предопределено как регулярное. При слабом управлении объектные отношения осложнены определительными отношениями, связь необязательная, то есть появление зависимой падежной формы не предопределено как регулярное. Собственно примыкание и именное примыкание различаются, прежде всего, по формальным признакам. Собственно примыкание представляет собой присоединение к знаменательному слову любой части речи неизменяемых слов или неизменяемых форм слов. Именное примыкание – это присоединение к знаменательному слову падежной формы слова. Именное примыкание необходимо отличать от управления. Основным признаком, на котором строится разграничение управления и именного примыкания, является семантический, то есть характер отношений. При управлении реализуются объектные и комплетивные отношения, при именном примыкании – определительные (собственно определительные, обстоятельственно-определительные, субъектно-определительные).

5. Установите характер смысловых отношений и вид подчинительной связи в следующих словосочетаниях.

Ответить урок, пять тетрадей, книжная полка, вой волка, приходить рано, нужный людям, букет из роз, поехать отдыхать, портфель ученика, отплыть от берега, нежность матери, поздно ночью, рубить топором, одиннадцатый вагон, поехать в лес, дом в лесу, жить по-новому, потушенные свечи.

6. Сконструируйте словосочетания, охарактеризуйте их по схеме.

Писать (книга), (теплый) вода, въехать (лес), тише (вода), пять (товарищ), сырость (подвал), дороже (жизнь), отъезд (делегация), платье (ситец), (оба) девушки.

Схема разбора простого словосочетания

1. Исходная форма и модель словосочетания.

2. Вид словосочетания по синтаксической организации.

3. Вид словосочетания по морфологической характеристике стержневого слова.

4. Характер смысловых отношений между компонентами словосочетания.

5. Тип подчинительной связи и способ ее выражения.

Образцы разбора

               x

1. МОИ ШАГИ (сущ. + местоимение).

2. Синтаксически свободное.

3. Именное, субстантивное.

4. Определительные, собственно определительные.

5. Согласование, неполное (мн.ч., им.п.); связь слабая, предсказующая, необязательная; связь выражена флексией.

             x

1. НАДЕТЬ ПЕРЧАТКУ (глагол + сущ.).

2. Синтаксически свободное.

3. Глагольное.

4. Объектные.

5. Управление; связь сильная, предсказующая, обязательная; выражена флексией.

    x 

1. ПОЛЕТ ОРЛА (сущ. + сущ.).

2. Синтаксически свободное.

3. Именное, субстантивное.

4. Определительные, субъектно-определительные.

5. Примыкание, именное примыкание; связь слабая, непредсказующая, необязательная; выражена флексией.

7. Сконструируйте сложные словосочетания, проанализируйте их по схеме.

Тихий плеск (море), новая книга (писатель), придумать (интересная сказка), вложить (конверт) (рука), громко читать (пьеса), снять (шуба) (гвоздь), книга (мягкий переплет), далеко отплыть (берег), переполнить (ванна) (вода), сырость (ночной воздух), перебросить (шайба) (ворота).

Схема разбора сложного словосочетания:

1. Начальная форма словосочетания.

2. Вид словосочетания по смысловой организации.

3. Конструктивный тип сложного словосочетания и его графическое изображение.

Образцы разбора

      1             2         3

1. НАДЕТЬ НА РУКУ ПЕРЧАТКУ.

2. Словоформа + две не связанные друг с другом словоформы.

3. Сложное словосочетание с параллельным подчинением:

                                                    1 х

 

 

 

                        _____2______                       ______3______

          1              2     3

1. ПЕРЧАТКА С ЛЕВОЙ РУКИ.

2. Словоформа + простое словосочетание.

3. Сложное словосочетание с последовательным подчинением:

 

                                                        1 х

 


                                                         3

     
 


                                                         2

 

 





Лабораторная работа

Задание 1. Обозначив стержневой компонент (х) словосочетаний и поставив от него смысловой вопрос к зависимому компоненту, определите смысловые отношения, тип подчинительной связи, ее разновидность (сильная-слабая), характер (предсказующая-непредсказующая, обязательная-необязательная). Каковы средства выражения связи?

Какие соединения слов нельзя отнести к словосочетаниям? Почему? Как именовать данные сочетания слов?

Задание 2. Выпишите сложные словосочетания, определите их группы по смысловой организации и конструктивные типы. Изобразите их графически. Какие словосочетания нельзя считать сложными? Почему?

Задание 3. Выделите в предложении одно сложное словосочетание, проанализируйте его по схеме. В составе сложного словосочетания выделите два простых и проанализируйте их по схеме.

 

МАТЕРИАЛЫ

 

Вариант 1

1) Работать неделю, встретить друга, будем летать, ликующая толпа, выбраться из лесу, только удивляться, вдали от Родины, похожий глазами, гораздо раньше, памятник Гоголю;

2) горячо любить труд, по-зимнему скупое солнце, новый кожаный портфель, вложить лист в книгу, более интересная работа, увлекательная экскурсия на завод;

3) Замолкли звуки чудных песен, не раздаваться им опять.

Вариант 2

1) Оторваться от работы, горько от обиды, наблюдать месяцами, спустя рукава, писать сочинение, вдвоем с другом, новые тетради, самый интересный, бледный лицом, второй справа;

2) исключить футболиста из команды, одержать победу над врагом, внимательно слушать ребенка, по-летнему душный вечер, хорошие результаты соревнований, хриплые стенные часы;

3) Скучно нам слушать осеннюю вьюгу.

Вариант 3

1) Молчать минуту, добраться до станции, с восемью учениками, лишь смелый, вблизи от дома, неслышный из-за шума, увидеть новое, небо освещено, слишком грустно, быстрее птицы;

2) долгожданная весть о победе, будем сидеть молча, интересно рассказывать сказку, высокий темноволосый юноша, перебросить мостик через речку, совершенно неожиданно возвратиться;

3) Люблю зимы твоей жестокой недвижный воздух и мороз, бег санок вдоль Невы широкой, девичьи лица ярче роз.

Вариант 4

1) В неизведанных далях, читать часами, слететь с дерева, беспокоиться из-за гололедицы, щепетильный в обращении, более важный, сродни соседу, наблюдать погоду, и стар и млад, неожиданно интересный;

2) медленно шагать по сучьям, снять книгу с полки, великий русский полководец, очень весело смеяться, самое высокое дерево, сказать строгим голосом.

3) Дубовый листок оторвался от ветки родимой и в степь укатился, жестокою бурей гонимый.

9. Контрольная работа

Дайте полный анализ по схеме трех сложных и шести простых словосочетаний.

Вариант 1

Окно с резными наличниками; превосходная игра артиста; далеко отплыть от берега.

Вариант 2

Потерять любимого сына; снять картину со стены; тишина летнего вечера.

Вариант 3

Взять альбом для марок; негромко читать стихи; дерево с красными листьями.

Вариант 4

Вынуть письмо из конверта; дед с седыми усами; успешно выполнить задание.

Вариант 5

Стремительный полет птицы; вручить приз победителю; маленький дом на окраине.

Вариант 6

Купить ткань в магазине; клюв большой птицы; тревожный крик совы.

Вариант 7

Добрые глаза матери; внести исправления в текст; книжка с цветными картинками.

Вариант 8

Перекинуть бревно через ручей; быстро усваивать материал; бедно одетые люди.

Вариант 9

Талантливое чтение артиста; подарить отцу книгу; здание с широкими окнами.

Вариант 10

Весело улыбнуться ребенку; купить красивую куклу; резкий крик зверя.

Вариант 11

Испытать храбрость юнкера; горячо убеждать друга; утешать себя мыслью.

Вариант 12

Наклеить ярлычки на статьи; долго управлять народом; юбка из ткани в клетку.

Вариант 13

Сливаться с небольшой речонкой; новое предложение отца; читать новый роман.

Вариант 14

Напрасно связаться с ним; бесконечная доброта матери; платье с яркой отделкой.

Вариант 15

Сырость ночного воздуха; нарочно ехать близко; купить лампу с абажуром.

Вариант 16

Совет моего друга; долго стирать белье; девочка с красным бантом.

Вариант 17

Выучить стихотворение наизусть; очки с темными стеклами; дуновение утреннего ветерка.

Вариант 18

Принесу вазу с цветами; долгий рассказ старика; интересно писать о работе.

Вариант 19

Долго жить в Москве; свежесть летнего вечера; купить дом в деревне.

Вариант 20

Быстрый бег лошади; оторвать рукав от платья; сумка с длинной ручкой.

Вариант 21

Напрасно ждать отца; неожиданный приезд деда; шляпа с большими полями.

Вариант 22

Сочинить историю о любви; долго плыть в порт; белизна утреннего снега.

Вариант 23

Строить дом с мезонином; чистота горного снега; долго жить в городе.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Понятие о предложении

10. Ответьте на вопросы.

1. Какую функцию выполняют предложения в речи?

2. Каково грамматическое значение предложения? Как выражается предикативное значение предложения?

11. Чем отличаются приведенные предложения?

а) Я не заболел. – Я не заболел бы (если бы вовремя принял лекарство).

б) Он не догнал лошадь. – Не догнать тебе бешеной тройки.

Охарактеризуйте объективно-модальное и временное значение этих предложений.

12. Какова история разработки понятия «структурная схема»? Что включается в состав структурной схемы предложения представителями чешской синтаксической науки и авторами Русской грамматики – 80?

13. Назовите компоненты, составляющие структурную схему, по которой построены следующие предложения. Охарактеризуйте ее (свободная или фразеологизированная, двухкомпонентная или однокомпонентная, спрягаемо-глагольная или неспрягаемо-глагольная, подлежащно-сказуемная или неподлежащно-сказуемная).

Пьер был неуклюж. Наша цель – организовать досуг молодежи. Беды не случилось. Следов не видно. Я ищу правду. Задание выполнено. Тревога за землю – чувство доброе. Писем нет. Холодно. Хлопот хватает. Светает. Звонят.

14. Разделите приведенные предложения на 2 группы: а) построенные по свободной схеме и б) по фразеологизированной схеме.

1. Ай да Пушкин! Ай да молодец! 2) Ты, Миша, просто молодец. 3)

(Говорят, дети у нее просто гениальные.) – Дети как дети. 4) Украшать елку – любимое занятие всей нашей семьи. 5) Всем пирогам пирог! 6) Молчать! 7) Сейчас мне не до тебя. 8) Начинать так начинать!

15. Найдите неполные реализации структурных схем.

Нет исхода из вьюг.

И погибнуть мне – весело.

Завела в заколдованный круг.

Красотой своих глаз занавесила (А.Блок.)

16. Укажите, какие из приведенных ниже предложений являются регулярными реализациями исходного предложения: Ждать скучно             Inf + Advо / Рraed.

Ждать было скучно.

Ждать становилось скучно.

Ждать вас очень скучно.

Ждать казалось скучно.

Ждать – нет ничего скучнее.

17. Определите синтаксическое значение каждого члена синтаксической парадигмы.

1) Погода улучшилась. 2) Погода улучшится. 3) Если бы погода улучшилась! 4) Только бы погода улучшилась! 5) Вот бы погода улучшилась! 6) Пусть погода улучшится (и тогда мы пойдем в лес за грибами). 7) Если бы погода улучшилась (мы пошли бы за грибами).

18. Постройте синтаксические парадигмы следующих предложений.

Стемнело. Нет возражений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: