35. Определите, какими членами предложения могут быть зависимые слова в приведенных словосочетаниях: определите падеж зависимых имен существительных, смысловые отношения, тип подчинительной связи. Придумайте предложения, в состав которых будут входить данные словосочетания.
Увидеть брата; ее лента; река Днестр; пальто с отделкой; жить в деревне; портфель сестры; красный от волнения; очень спешить; стакан чаю; бег лошади; дом в деревне.
36. Разграничьте определяемые слова и приложения. Какие способы разграничения были использованы?
Спит петух-драчун, спит соловей-певун, спит скворец-говорун, спит плотный ряд космачей и турманов на шесте. Коня взял себе мельник Панкрат. Плачет девочка-малютка у окна больших хором. Город Симбирск жил собственными противоречиями. У проводников-эвенков в голове своя карта, идут они по ней, не сбиваясь с пути. Француз-камердинер тосковал по Парижу. Француз-камердинер подал ему халат. Режиссер Герасимов в новом фильме "Журналист" выбрал свой ракурс: личность - среда - мир.
|
|
37. К подчеркнутому слову поставьте вопрос, установите смысловые отношения, тип подчинительной связи. Определите член предложения и его разновидность.
И тени вечера становились удушливее, гуще. Шума волн не слышно было за голосами. Жажда славы сильно волновала эту молодую и пылкую душу. Это кричал дятел с верхушки осины. Он доказал, что затопление катакомб не даст результата. Одежда Кости мокра от пота. "Спасибо, дядя!" - от сердца, растроганно благодарит Костя. Фотография под стеклом уже пожелтела. Его охватила волна воспоминаний о своей деревеньке. Бумага лежала под стеклом на столе и притягивала мой взор.
38. Подчеркните присловные дополнения, обстоятельства и определения, установите их виды. Квадратными скобками выделите детерминанты, определите их виды. Чем детерминанты отличаются от присловных членов предложения?
Лодка одиноко лежала на берегу и отбрасывала причудливую тень. От берега то и дело отплывали лодки, полные людей и корзин. На берегу стоял большой, не старый еще, бревенчатый дом с террасами. Над ним смеялись казаки, причаливая паром за обгорелый пень на берегу.У футболистов победила команда "Искра". Мальчишки клянчили автографы у приехавших футболистов. Майки футболистов празднично заалели на зеленом поле стадиона.
Присловные второстепенные члены проанализируйте по следующейсхеме:
1. Второстепенный член в составе словосочетания.
2. Характеристика словосочетания по стержневому слову, смысловым отношениям и типу подчинительной связи.
3. Группа второстепенного члена и его морфологическое выражение, разновидность.
|
|
4. Характеристика по составу (распространенный или нераспространенный второстепенный член).
39. Найдите в предложениях дуплексивы. Мотивируйте свой выбор.
Самолет уже однажды был забракован как явно неудачный. Рощин знал его по Москве еще гимназистом. Белые церкви Юрьева мы увидели вписанными в загустевшую синеву. Прислуга дразнила меня горбатым. Катя увидела Дашу первая и улыбнулась ей.
40. Определите тип предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и по составу, сделайте полный разбор по членам предложения.
Часть матросов с крейсера "Смелого" ушла драться с войсками генерала Корнилова. Еще за месяц до рейса в Одессу мы с Романовым послали в Москву просьбу перевести нас с поезда в полевой санитарный отряд.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
41. Найдите обособленные члены предложения вместе со словом, к которому они относятся. Проанализируйте их по следующей схеме:
1. Обособленный член вместе с поясняемым словом.
2. Синтаксическая функция обособленного члена.
3. Морфологическое выражение обособленного члена.
4. Условие обособления (общее - какое?; частное - какое?) и конкретное правило обособления.
Окруженное легкой мутью, показалось громадное багровое солнце. Березы, сморенные жарой, не шевелили ни единым листом. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Измученный болью, он (медведь) сидел под старой елью и не мог радоваться солнцу. Ему ли, карлику, тягаться с исполином? Говорил он осторожно, опасаясь сказать что-нибудь лишнее. Проснувшиеся грачи, молча и в одиночку, летали над землей. Толпа разошлась, исключая нескольких любопытных и мальчишек. Раиса Павловна, даже ввиду таких критических обстоятельств, решительно ничего не делает. Все, кроме деда, высыпали из кухни. Лицо и все сложение Лукашки, несмотря на угловатость молодости, выражало большую физическую силу. Благодаря выпавшему снегу, можно было кое-что рассмотреть на земле. Помимо "Сикстинской мадонны" Рафаэля, там есть много картин старых мастеров.
42. В отрывке из повести А.П. Чехова "Степь" расставьте недостающие знаки препинания, объясните их, подчеркните обособленные члены предложения, укажите условия обособления, сформулируйте правило обособления.
Послышался собачий лай. Штук шесть громадных степных овчарок вдруг выскочив точно из засады с свирепым воющим лаем бросились навстречу бричке. Все они необычайно злые с мокрыми паучьими мордами и с красными от злобы глазами окружили бричку и ревниво толкая друг друга подняли хриплый рев... Дениска любивший дразнить и стегать обрадовался случаю и придав своему лицу злорадное выражение перегнулся и хлестнул кнутом по овчарке. Псы пуще захрипели, лошади понесли; и Егорушка еле державшийся на передке глядя на глаза и зубы собак понимал, что свались он его моментально разнесут в клочья, но страха не чувствовал... Старик чабан оборванный и босой в теплой шапке с грязным мешком у бедра и с крючком на длинной палке унял собак и снявши шапку подошел к бричке.