Односоставные и неполные предложения

27. Учитывая способ выражения главного члена в односоставных личных предложениях и отношение к производителю действия, определите группу, к которой относится предложение (определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное).

 

Группа личных предложений Способ выражения главного члена Отношение к производителю действия
1. Определенно- личные глагол а) изъявит. накл., наст./буд. вр., 1-го и 2-го л., ед. и мн.ч.; б) повелит. накл. говорящий или слушающий
2. Неопределенно-личные глагол а) изъяв. накл., прош. вр., мн.ч.; б) изъявит. накл., наст. или буд. вр., 3-го лица, мн.ч.; в) сослаг. накл., мн.ч. какие-то люди, говорящий в их число не входит
3. Обобщенно-личные глагол а) изъявит. накл., наст. или буд. время, 1-го и 2-го лица, ед. и мн. ч.; б) повелит. накл.; в) изъявит. накл., наст. или буд. время, 3-го лица мн.ч. все люди вообще и говорящий в том числе

 

Каждый день по вечерам читаю газеты. Отец строго предупредил меня: «Приедешь – сразу дай о себе знать». В такие дни особенно начинаешь ценить пустяки. Ложишься спать – и сразу проваливаешься в мягкую сладкую тьму. «Ну как живешь?» - поинтересовался Гаврик. Потерянное доверие не скоро найдешь. В лесах прорубают с запада на восток широкие просеки. В юности стремятся к счастью, в старости хотят покоя. И мальчика привезли в дом отца. Детей не пускают даже на край оврага.

28. Выделите грамматические основы в последующих предложениях. Односоставные личные предложения проанализируйте по следующей схеме

1. Главный член односоставного предложения и его соотнесенность с главным членом двусоставного предложения.

2. Формальное выражение главного члена.

3. Соотнесенность действия (признака), названного главным членом, с словесно не обозначенным деятелем (носителем признака) – грамматически определенным, неопределенным, обобщенным – или обозначение действия независимого от деятеля, не соотнесенного с деятелем.

4. Тип односоставного предложения  и его полная характеристика.

В двусоставных неполных предложениях    определите тип сказуемого и его формальное выражение.

Придешь завтра пораньше. Нам принесли заказное письмо. Уйдем отсюда. Уходил из библиотеки в одно и то же время. Гуляет в парке до вечера. Принес книгу к себе, попробовал читать: все равно ни­чего не пойму. Расскажи обо всем: пишут ли из столицы, заходил ли к моим старикам.

29. Односоставные безличные и инфинитивные предложения проанализи­руйте по схеме (упр. 28).

Дома живется весело. Жить бы всегда дома! Тебе выступать первым. Надо готовиться к отъезду. Невозможно представить его в обществе кричащим или громко хохочущим, шумно острящим. Приятно гулять летом в парке. Очень чаю хочется, густого, горячего. Ему стало стыдно и грустно. Фому толкнуло в грудь и откинуло назад. Рассказать ли тебе сказочку? В теперешнем моем образе нельзя жить. Не нажить уж мне товарища для души! Им бы только чем-нибудь перед газетой заслужить одобрение. Уж милой Зары в сакле нет (Лермонтов). Уже давно смерка­лось. Пора тебе подумать о своей будущности. С болезнью покончено.

30. Определите разновидности неполных предложений (контекстуально-неполные, ситуативно-неполные, эллиптические). Укажите, какие конструктивно необходимые члены предложения пропущены:

1) Подходит к Ольге Петушков, к Татьяне Ленский...

2) Однажды, в дождливый день, знакомый, с которым я шел по улице, сказал, скосив глаза в сторону: "Короленко ".

3) Где-то далеко, у самого горизонта, показались темные точки, ко­торые стали быстро увеличиваться в размере и приобретать очертания грозных и страшных железных чудовищ. "Идут!" - заволновались бойцы.

4) Я сейчас в гостиницу. Я уже на палубе.

31. Помните, что неполными могут быть как двусоставные, так и одно­составные предложения. Среди нижеследующих предложений есть односо­ставные и двусоставные полные и неполные предложения. Охарактеризуй­те все синтаксические конструкции по следующей схеме: предложение односоставное (тип односоставного) - двусоставное, полное - неполное (разновидность неполного, какой член пропущен).

1) Целый день трудился жаворонок: летал в поднебесье и пел.

2) Гости встали и уехали, обещаясь приехать к обеду. "Что за ма­нера! Уж сидели, сидели!» - сказала графиня.

3) «Если хочешь идти с жизнью, с ее радостью, ее трагизмом, - назад к молодости!» - думал Пастухов.

4) Вронский удовлетворял всем желаниям матери. Очень богат, умен, знатен и обворожительный человек.

5) - О ком думаешь? - О матери.

6) Не пишу вам по довольно простой причине, очень хочется погово­рить с вами. Так хочется, что письмом этого желания не исчерпаешь, как наперстком Москвы-реки.

7) Меня уложили в клети, на дощатом помосте. Накрыли рваным одея­лом.

8) Все заботы - фронту!

9) - О чем пишут в газете? - В основном о чемпионате мира по футбо­лу.

32. Выделите среди нижеприведенных конструкций односоставные номи­нативные предложения. Охарактеризуйте их. Квалифицируйте конструк­ции, которые рассматриваются как сходные с номинативными.

1) Сибирь. Напишешь это слово, и вновь свободная мечта уносит в край суровый.

2) Сибирь! Мы пришли к тебе не как гости, а как хозяева.

3) Сибирь. Третий день я любуюсь этим краем из окна вагона.

4) - Что это? - Сибирь.

5) "Сибирь", - прочитал Сергей надпись на синей обложке толстого

журнала.

6) Сибирь. Тихая станция. Ночь.

7) Это Сибирь.

8) Миновали Уральские горы. А вот и Сибирь!

9) Скоро Сибирь.

Лабораторная работа

Задание I. Выделите односоставные личные предложения. Укажите форму главного члена, отношение к производителю действия. Установи­те конкретный тип односоставного личного предложения.

Задание 2. Выделите инфинитивные и безличные предложения. В без­личных предложениях укажите способ выражения главного члена, опре­делите семантическую группу. В безличных субъектных предложениях определите, как выражен субъект.

Задание 3. Определите виды неполных предложений. Установите, каких членов не хватает и каковы источники их восполнения. (Об­ратите внимание, что среди анализируемых конструкций есть как двусоставные, так и односоставные неполные предложения. Если предложение односоставное, укажите тип односоставного предложе­ния.)

МАТЕРИАЛЫ

Вариант 1

1. С какой ревностью, с каким интересом, с какой жадностью рас­спрашивают о стремлениях, о возможностях России! В запахе одной только черемухи соединяешься со всем прошлым. Вдруг слышу крик и конский топ… подъехали к крылечку. Не смущай меня возражениями.

2. Очень тихо. Слышно сойку, дрозда. Вьюгой заносило лесоповалы. Дальше нельзя было ни ждать, ни надеяться. Не забыть нам года блокады, героические года. Горячего бы поесть! Пока же здесь не было ни электростанции, ни плотин, ни, конечно, озера. Мальчику не сиделось на месте.

3. Вадим Петрович понял наконец, что разговаривал вслух. - Кто есть первый воспитатель молодежи нашей? - Учитель. Открыли эту больницу в далекое царское время. И не с одобрения царя, а вопрекиему.

Вариант 2

1. В кухне зажгли огни. В любом возрасте оберегайте чувство моло­дости. Трогаем ладонями шершавый, не раз треснувший от мороза ствол. Всякий раз, как читаешь подобные строки, не можешь удержаться от слез. Кормили мишку овсяной кашей, щами, давали сахар и булки.

2. Нас обдало брызгами снега, запахом бензина, дымом. Отчего че­ловеку не сидится на месте? Некогда было ни обижаться, ни спорить. Надо было собираться в дорогу. Теперь только бы поспешить к боль­шой воде! Мне было скучно одному и немного страшно. Не опоздать бы только к обеду.                                                  .

3. В небе тихо вспыхивали звезды, на горе в городе - огни фонарей. А сколько раз в течение дняим приходилось бегать на завод. То в измерительную лабораторию, то на испытательную станцию. - Ты кто? - еще раз спросил он. - Да крендельщик, рабочий.      

Вариант 3

1. Конца боя не видишь, его чувствуешь. Наш поезд задержали на по­граничном разъезде у деревянного моста через Сан. Человека ценят не по годам, не по деньгам, а по разуму. Змей держат в питомниках и время от времени берут яд. Борьку везу в интернат. Заодно по­кажу в Москве кое-что из находок.

2. Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести. Нельзя описать ночного боя или рассказать о нем. Решено было со­браться в доме отца и ждать до полуночи. Мне еще коня поить, живо­тину кормить. От нее веет ароматом голубой земли и устойчивым хо­лодом талого снега. Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды и не искать следа. По ночам еще порядочно морозит.

3. Лошади были белые, как снег, стройные, сытые... - Чистые лебе­ди! - сказал Родион, глядя на них с благоговением. Художник умира­ет, если повторяется. Остался служить в торговом флоте. На военный-то не взяли.

Вариант 4

1. Аксинью выдали за Степана семнадцати лет. Обратите внимание на этот осенний русский лес. Не владей добром, а владей умом. Заберешь­ся, бывало, в яблочный сад, в самую середину высокой густой малины. Нет, ты возьми. Не возьмешь ведь, просто не посмеешь (реплика, обра­щенная к собеседнику). - Завтра, может быть, пошлют скаким - нибудь приказом к государю, - подумал он.

2. В поисках слов нельзя пренебрегать ничем. Я видел, как ядром убило солдата. В салоне было чисто и холодно. У него не было сил засту­питься за Хлебникова. Вам не видать таких сражений! Петрушке приказано было оставаться дома и смотреть за комнатой и че­моданом. Обратиться бы к людям с хорошим словом, сильным, душевным.

3. - Я даже никак не могу определить его, Аким Акимыч, что он за человек-с. - Ничтожество. Впрочем, в те минуты, когда сбрасывает тра­гическую мантию, Грушницкий довольно мил и забавен. Жалуйся кому хочешь, пожалуйста! Хочешь - прокурору, хочешь - в райком.

Контрольная работа

Дайте полную характеристику всех предложений: по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по составу (односоставное, двусоставное), полное - неполное (тип неполного). Сделайте разбор по членам предло­жения.

Вариант 1

1. Запах после ночного дождя.

2. Из шатра, Толпой любимцев окруженный, выходит Петр… Идет. Ему коня подводят.

3. На опушке березовой рощи - поздние крепкие грибки.

4. У дверей стреляли.

Вариант 2

1. Перед ними хутор. И вдруг в безмолвии ночном его зовут.

2. Россия! Встань и возвышайся.

3. В трудовой пролетарской коммуне нет богатых и нет бедняков.

4. Вот сахар, сухари, печенье.

 

Вариант 3

В нескольких метрах на возвышающейся слева высотке - проход. Как видно, тут метнули гранату. А может, даже и две. Опасное место! Как проскочить это место, не зацепиться, не угодить под пулемет.

Вариант 4

1. Ранним утром приятно ехать по укатанному проселку. Ни встречных машин, ни пыли. Ронжин за рулем, я рядом с ним.

2. Кого-то настигли. Короткая схватка в дверях.

Вариант 5

1. Вас бы поселить в таком жилье.

2. Вот и его дом. Живет один, ни на кого из женщин не смотрит. Са­мостоятельный мужчина.

3. Чужим умом в людине выйдешь.

Вариант 6

1. Ай да свободная пресса!

2. Такого праздника в доме не было со дня свадьбы.

3. - А на чем там у вас соль возят?

- На лошадях.

4. Я навсегда к вам, - сказал он.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: