Главные члены предложения

19. В следующих предложениях найдите главные члены (подлежащее и сказуемое). Определите минимальную структурную схему, лежащую в основе каждого предложения. Используйте известные вам способы разграничения главных членов.

1. И, мнится, в том уединенье сокрылся некто неземной. Мы все четверо тоже отправились. Вся страна чествовала своего доблестного сына. Навстречу командиру выехала группа всадников.

2. Эта книга была в библиотеке. Больной был в тяжелом состоянии. Что-то наивное и прекрасное было в этой девушке. Весь день овраг был под обстрелом.

3. Поиск таланта – обязанность для всех нас. Это чудо – пуховый платок. Ужасные бестии эти азиаты. Это большое счастье – труд! Кто твой брат по профессии?

4. Однако жаловаться управдому на соседа было бесполезно. Разве справедливо не давать человеку жить спокойно? Большое удовольствие просыпаться ранним летним утром в своей чистенькой спаленке.

20. Докажите, что все сказуемые, употребленные в нижеприведенных предложениях, являются простыми глагольными. Определите их грамматическое значение. Отметьте неосложненные и осложненные формы простых глагольных сказуемых и определите способы их выражения.

Дяденька-то Любим Карпыч взял да в отместку и созорничал. У двери кто-то звяк в кольцо. Барыня держала его в ежовых рукавицах. Царь сидит там в Питере, не слышит, знай указы пишет. Ну в них они кувыркаться, кататься, и кутаться, и завиваться. Письма я буду писать тебе часто. Парень пришел просить работы. Я ждал-ждал тебя, а потом пошел бродить по улицам. А Танюшка спит себе.

21. Все последующие предложения содержат в своем составе разные структурные разновидности глагольных сказуемых (простые, составные и сложные). Определите структурную разновидность глагольных сказуемых, укажите роль каждого компонента, входящего в них.

Александр решил организовать волейбольную команду. Отец поручил мне пересадить цветок. Я очень хотел принять участие в вечере. Шубин решил начать заниматься музыкой. Я начал просить Катю простить его. Поздно вечером мы пошли погулять на речку. Мы должны были вернуться к обеду. Я рад помочь вам. Ты должен начать готовиться к экзамену.

22. Все последующие предложения содержат в своем составе разные структурные разновидности именных сказуемых (составные и сложные). Определите структурные разновидности именных сказуемых, укажите роль каждого компонента, входящего в сказуемое.

Вся комната янтарным блеском озарена. Пруд как зеркало. Маша – голубоглазая девушка. Она невысокого роста. Губы решительные, властные. Всегда она была в хлопотах. Большинство из нас на всю жизнь остались неразговорчивыми, домоседами-нелюдимами. Антон считался одним из самых лучших шахматистов в нашей школе. Грустный прилетает воробей домой. Я должен быть тверд. Он готов был бы стать великодушным, но великодушие – это слишком большое удовольствие.

23. Дайте полный разбор непростых сказуемых по следующей схеме:

1. Сказуемое в предложении.

2. Связка (отвлеченная – нулевая или выраженная, - полуотвлеченная, знаменательная) и ее формальное выражение; вспомогательный глагол (семантическая группа) и его формальное выражение.

3. Присвязочный член и его формальное выражение.

4. Тип сказуемого.

Детям стала приедаться праздная жизнь на даче. Да я, впрочем, и раньше решил остаться тут ночевать. После этого он вставал с головной болью и весь день ходил хмурый. В них должно перебродить первое ошеломление от величайшего в их жизни события. Юбиляр долго не мог начать говорить. Лицо его, как камень, загадочно и неподвижно. Он всегда был готов рассмешить собеседника. Он решил казаться невозмутимым. Ты должен стать мне ближе, родней, понятней.

24. Придумайте простые предложения, употребив в них 1) глагол «вернуться» в качестве простого глагольного сказуемого, в составе составного глагольного, сложного глагольного, составного именного и сложного именного сказуемого;

2) глагол «любить» в качестве простого глагольного сказуемого в составе составного и сложного глагольного сказуемого, сложного именного сказуемого.

Лабораторная работа

Задание 1. Выпишите глагольные сказуемые, определите их структурный тип, установите лексическое значение вспомогательного глагола.

Задание 2. Выпишите именные сказуемые, определите их структурный тип, охарактеризуйте связки.

Задание 3. Охарактеризуйте сказуемые по структуре, превратив их поэтапно в возможно более простые (формально); определите, изменился ли их структурный тип.

Задание 4. Охарактеризуйте сказуемые по структуре, превратив их в возможно более сложные (формально); определите, изменился ли их структурный тип.

Задание 5. Перепишите предложения, подчеркните их структурную основу. Дайте полный разбор сказуемых по схеме.

МАТЕРИАЛЫ

Вариант 1

1) Поля начала хозяйничать. Семен прибежал посмотреть на пожар. Андерсен любил придумывать свои сказки в лесах. Я все еще не мог заставить себя встать и пойти к ней навстречу. Он обязан помочь тебе.

2) Ночь стояла темная. Лес казался мрачным. Книга интересная. Кирилл решил стать артистом. Я должен стать ему опорой.

3) Врач продолжал казаться внимательным. Я вздумал учиться рисовать.

4) Он пишет работу. Я человек прямой.

5). Я потом приеду сюда учительницей. Танюша слушала, слушала да и молвит. Я надеюсь в этом году попасть в ученики. Тогда я вовсе и не помышлял делаться писателем.

Вариант 2

1) Гудок продолжать реветь. Я хочу научиться хорошо готовить. Сын зашел вечером проститься. Я не люблю произносить длинные речи. Я должен подготовиться к занятиям.

2) Все лето она ходила мрачная, подавленная. Дни становились короче. Шурка был вездесущий мальчишка. Горы продолжали казаться неприступными. Я намерен стать человеком решительным.

3) Он решил бросить курить. Она всегда хочет выглядеть независимой.

4) Ученые ищут причину неудачи опыта. Счастье – равнина вот эта, стройка при полной луне.

5) Студент обязан быть вежливым. Мы друг перед другом нос дерем, а жизнь знай себе проходит! Раза два принимался накрапывать дождь. Лицо у нее острое, даже злое.

Вариант 3

1) Никто не умел обращаться с лошадьми. Теперь Шувалов боялся подумать о чем-либо страшном. Горы не должны заслонять солнце. Инженер пришел к директору обсудить новый проект. Я собираюсь начать изучать историю искусств.

2) Баранов лежал мертвый. Двадцать лет – хорошая вещь. Лет пятьдесят тому назад этот теплоход считался чудом кораблестроения. В этих историях Андерсен любил представлять себя красивым, юным и оживленным. Военврач выглядел стариком.

3) День, начавшийся так радостно, не может быть неудачным. Николай решил начать заниматься спортом.

4) Присутствие ее не вовремя. Сегодня я рано проснулась.

5) Дарья Николаевна, ничего не подозревая, взяла да и поехала. Ночь обещала быть холодной. Окликнуть его, воротить был бы напрасный труд. Я рад был увидеть тетушку.

Вариант 4

1) Анечка перестала плакать. Она так и не смогла научиться рассуждать. Он попросил меня заехать в деревню и узнать о судьбе Ольги. Я рад снова увидеть тебя. Ты не боишься обидеть ее?

2) После его ухода в армию мать должна была остаться совсем одна. Моя подруга бывает очень веселой. Научиться уважать себя – дело нелегкое. Пихтовый лес должен был стать базой наступления. Сады стояли безмолвные и спокойные.

3) Все лица стали казаться ему пошлыми. Я хочу начать собирать книги по искусству.

4) Я выдергивал одни травы, оставляя другие, и это называлось прополкой.

5) Я вот назло всем возьму и погибну. Собака в любое время была готова извиниться и повилять пушистым хвостом. Пешие на делянку они не пойдут. Эти стихи могли быть написаны известным поэтом.

Контрольная работа

Задание 1. Найдите главные члены предложения. Определите способ выражения подлежащего. Определите способ выражения простых глагольных сказуемых, их грамматическое значение. Если простое глагольное сказуемое оказалось осложненным, укажите, за счет чего произошло осложнение его лексического значения. Непростое сказуемое проанализируйте по схеме.

Задание 2. Найдите все инфинитивы в предложениях. Определите их синтаксические функции. Если инфинитив входит в состав сказуемого, сам является сказуемым, определите тип сказуемого. Непростые сказуемые проанализируйте по схеме.

Задание 3. Употребите приведенное краткое прилагательное в составе непростого сказуемого: составного именного, сложного глагольного (смешанного типа), сложного именного.

Вариант 1

1) Безумно живому человеку о смерти думать. Я ведь этого лекаря чуть не утопил. Акации стояли погруженные в сон. Я туда с берега вниз головой – бух! И сам доктор изо всех сил старался казаться равнодушным. Это должно было случиться. Милый друг, наконец-то мы вместе. Мы с матерью стараемся оберегать Николая от сплетен и слухов.

2) Наш кучер уехал в кузницу подковывать лошадей. В этом городе знать три языка – ненужная роскошь. Старик решил остаться в городе. Намерение мое не возвращаться в канцелярию было во мне непоколебимо. Она стала кричать и руками всплескивать. Андриан обошел свое жилище, сел у окна и приказал готовить самовар.

3) Рад.

Вариант 2

1) Разве хорошо – разбойником быть? Бревна ходуном ходят под ударами набежавших волн. Ну, а мы о чем-то новом продолжаем спорить горячо. Детское мое любопытство сильно задето. Вы должны быть актрисой. Пусть каждый день и каждый час нам новое добудет. Мы рады весь изъездить мир. Ночь стояла свежая, светлая.

2) Томилин привел Клима смотреть на пожар. Мальчик только что перестал играть. Как только затворилась за ним дверь, Кирилл велел вызвать к телефону военного комиссара. Посмеяться – дело доброе, оздоровляющее. Дети испугались и бежать! Его намерение жениться почему-то очень сильно смешило меня.

3) Обязан.

Вариант 3

1) Это очень тяжелое несчастье - потерять отца. Фома захотел испытать старика. А уж комиссар и Масленников вас ждали, ждали. Шутить и он горазд. Брат пришел домой чем-то расстроенный. Горы как пышные складки на богатой одежде земли. Он способен стать хорошим специалистом. Я долго буду помнить эту встречу.

2) Все девушки стали снова поздравлять Лилю. Я вышел на воздух освежиться. Это последнее обстоятельство усилило мое нетерпение скорее приехать на постоялый двор. Папа предложил мне с ним по вечерам читать немецкую книгу. Разубедить его в чем-либо трудно. А дети прыгать, кувыркаться, смеяться!

3) Способен.

Вариант 4

1) Это слово было знакомо ему. Но напрямки ходить в торговом деле опасно. Ко всякому действию, ко всякой работе спешила прицепиться фантазия и пыталась превратить их в завлекательную игру. А колокольчик однозвучный звенел, звенел и пропадал! Я был готов любить весь мир. Ты должен стать мне другим. Весь вечер просидели мы грустные и молчаливые. Максим так и не показался из вагона.

2) Две группы партизан должны были задержаться долее других и демонстрировать как бы последнюю попытку переправиться через реку. Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей. Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни – чувствовать себя нужным и близким людям. Папа хотел приучить меня рассказывать прочитанное.

3) Должен.

Вариант 5

1) Она не хочет уезжать! Вот возьмет и не уедет! Единственный выход для них – залечь в круговую оборону. Ночь стояла звездная, но безлунная. Ты не должен быть таким легкомысленным. Ефим был рад встретить молодого хозяина. Старик лежал больной. Подруга каждая тут тихо толк подругу.

2) Спорить с ним трудно. Он привык потакать ей во всем. Врожденная страсть противоречить сказалась и на этот раз. Вечером граф Паскевич ездил осматривать местоположение. Командир осмотрел пушку и велел хорошенько ее вычистить. Он кричать, протестовать!

3) Склонен.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: