IV. Кинематика низкого старта

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

 

 

Филологический факультет

Кафедра литературы, журналистики и методики преподавания литературы

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Физическая культура»

«Изучение и анализ выполнения низкого старта в лёгкой атлетике»

 

Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование

Профили подготовки: Русский язык и Литература

Форма обучения: очная

 

 

  Выполнил обучающийся: Листова Елизавета Юрьевна 2 курс, группа ОБ-РЛ-21
       
   

Оренбург, 2020 г.

Оглавление:

I. Введение……………………………………………..…….3

II. Актуальность……………………………………………..3

III. Анатомический анализ низкого старта………..……....4

IV. Кинематика низкого старта…………………………….4

V. Методика обучения стартовым положениям………..…5

VI. Заключение……………………………………….……...6

VII. Список литературы……………………………....……..6

 

                                                                            

 

I. Введение


Положения тела характеризуются его ориентацией в пространстве (вертикальное, горизонтальное, наклонное, головой вниз), позой (расположением отдельных звеньев тела по отношению друг к другу) и отношением к опоре.
Положения тела относят к статическим, когда внешние силы (сила тяжести и сила реакции опоры) взаимно уравновешены. Условия равновесия зависят от взаимного расположения звеньев тела и площади опоры. Поскольку обычно звенья тела находятся не в одной плоскости, а между ними образуются углы и возникают моменты сил, то сохранение любого положения требует напряжения мышц. При этом чем больше момент силы тяжести звеньев тела, тем большая нагрузка падает на мышцы, сохраняющие их в определенном положении. Б зависимости от распределения нагрузки на правую и левую половины тела положения тела разделяют на симметричные и асимметричные.
При симметричных положениях тела работа двигательного аппарата на правой и левой половинах тела одинакова, что обеспечивает гармоничность его развития. Асимметричные положения (например, стойка боксера, фехтовальщика) характеризуются неодинаковым участием в работе двигательного аппарата правой и лев ой половин тела, что может приводить к дисгармоничности в его строении и развитии.
История бега на короткие дистанции начинается с Олимпийских игр древности. Бег на стадий (192,27 м) и два стадия пользовался большой популярностью у греков. Причем древние атлеты применяли не только высокий, но и низкий старт, используя для этого особые стартовые упоры в виде каменных или мраморных плит.

В первые годы появления легкой атлетики в Америке применяли старт с ходу, наподобие старта в конных бегах. Затем получил распространение высокий старт, когда спортсмен отставлял одну ногу назад и наклонялся вперед. На I Олимпиаде нашего времени Т.Бёрк впервые показал низкий старт на официальных соревнованиях, хотя он был предложен в 1887 г. известным американским тренером Мерфи и впервые был применен его соотечественником Шеррилом. Стартовали они из небольших ямок, вырытых в грунте. Появившиеся в 30-х гг. XX в. стартовые колодки позволили усовершенствовать технику низкого старта.

Цель данной работы, провести анализ низкого старта с анатомической точки зрения.





II. Актуальность

Низкий старт, может быть не самый сложный элемент в легкой атлетике, но как правило, игнорируемый школьниками специализированно не занимающихся в спортивных секциях.

Имея опыт работы преподавателем физической культуры, я обратил внимание на нежелание обучающихся, стартовать (при сдаче нормативов или участия в соревнованиях в спринте, в челночном беге) из положения низкого старта. Что в первую очередь думается, вызвано непониманием преимущества правильной техники н/с и неумением его выполнять. Даже после актуализации значения правильного выполнения н\с и стартового разгона сталкиваешься с тем, что обучающиеся не проявляют заинтересованности и сознательности в качественном их выполнении этих элементов техники бега в спринте.

Таким образом, возникла необходимость создания серии заданий, применение которых позволяет рационально получать желаемый результат.

В климатических условиях при некомфортных погодных явлениях этот способ позволяет применять его даже в самых маленьких спортивных залах, при большом количестве занимающихся в классе. Появляется так же возможность дополнительно разучить технику старта после поворота с опорой на одну руку в челночном беге.

III. Анатомический анализ низкого старта

Для быстрого выхода со старта используются стартовые колодки. Передняя колодка – на расстоянии 1–1,5 стопы от линии старта, задняя – на длину голени от передней. Расстояние между колодками по ширине – 10–18 см.
Бегун подходит к колодкам, встает перед ними, опускается на руки впереди стартовой линии, упирается ногой в заднюю колодку. Другой, сильнейшей, ногой он упирается в переднюю колодку, опускается на колено стоящей сзади ноги и устанавливает кисти вплотную к стартовой черте на ширине плеч или чуть шире.
В этом положении туловище расположено почти горизонтально к опорной поверхности.
Руки выпрямлены, разогнуты в локтевых суставах, согнуты в плечевых суставах. Руки у линии соприкасаются пальцами кистей с опорной поверхностью и опираются на большой, указательный и средний пальцы, большие пальцы обращены друг к другу.
Нижние конечности согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Толчковая нога вынесена несколько вперед. Стопы находятся по отношению к голени почти под прямым углом, соприкасаются подошвенной поверхностью со стартовыми колодками, а пальцами — с грунтом.
Спина чуть округлена (увеличен грудной кифоз), голова держится прямо, шея не напряжена(шейный лордоз не изменен), взгляд устремлен вниз-вперед. Вес тела распределен на все точки опоры.
Рассмотрение положение центра объема и величины удельного веса тела для данного случая не критично.







IV. Кинематика низкого старта.

Как известно, центр массы у человека располагается как раз на уровне таза. Вставая в положение «низкий старт», мы опускаем центр массы ниже того уровня, в котором он оказывается при беге или ходьбе. А, значит, разбегаясь, мы будем вынуждены поднимать свой центр массы вверх. С другой стороны сам по себе «низкий старт» был изобретен, как способ набора скорости за счет земного притяжения, т.е. падения. Дело в том, что проекция центра массы не только опущен вниз, но и смещена вперед, за площадь опоры.

Удобная стартовая поза — индивидуальна. Она зависит от многих факторов: соотношение длинны туловища, рук, ног, в физической кондиции.

В стартовой позе главное не ноги, а руки. Именно постановка рук определяет высоту, на которую придется поднимать таз. Чем уже поставлены руки, тем выше изначально находится центр массы. И, следовательно, тем меньше усилий потребуется для того, что бы поднять таз в «беговое положение». И наоборот, чем шире расставлены руки, тем ниже оказывается центр массы и, как следствие больших усилий потребуется на его подъем. Отсюда вывод: физически слабым спринтерам не рекомендуется широкая расстановка рук на старте.

С положением рук связана еще одна тонкость. Их можно поставить близко к колодкам (стопам) и тогда мы получим так называемый «сближенный старт». Достоинство данной стартовой позы в том, что все мышцы находятся в состоянии сжатой пружины. Если у вашей «мышечной пружины» достаточно мощности, то с собранного старта вы сможете выкинуть себя как камень из катапульты.

Когда руки отставлены далеко от колодок, получается «растянутая» стартовая поза. В данном случае «пружина» в ногах лишь слегка сжата. Эффективность выбегания достигается за счет того, что центр массы сильно смещен вперед. Абсолютно недопустим «длинный» старт с широкой расстановкой рук. Из такой позиции есть вероятность упасть на дорожку, но совершенно неудобно стартовать.

Вообще, начинающим лучше попробовать следующий вариант. Колодка (стопа) под толчковую ногу устанавливается таким образом, чтобы колено толчковой ноги, опущенное на дорожку, касалось линии старта. Колодка под маховую ногу устанавливается на стопу дальше, чем колодка под толчковую. Обычно удобное расположение колодок (стоп) оказывается в пределах 3-5 см от описанной расстановки.

Стартовый разбег можно условно разделить на два типа: раскатывающий и силовой.

Главной отличительной особенностью раскатывающего типа разбега, является то, что основную работу выполняет связка стопа-колено. Ноги, как бы догоняют падающий вперед корпус. Стопы приходят на дорожку практически под тазом. Коротким, быстрым движением разгибатели колена и стопа проталкивают тело вперед. После отталкивания бедро подхватывает ногу и помогает стопе догнать убегающий корпус.

Преимущества:

— при старте затрачивается меньше усилий;

— быстро растет частота шагов;

Недостаток:

Работа ног в разбеге и в беге по дистанции значительно различаются по технике. В коротком спринте, когда все приходится делать на максимальных скоростях у плохо координированных или начинающих спортсменов ноги попросту «остаются сзади». Шаг получается слишком коротким бедро не успевает выйти вперед, не будет эффективного проталкивания.

«Раскатывающий» разбег идеально подходит для длинного спринта и хорошо получается из «длинной» стартовой позиции с узкой расстановкой рук.

Характерной чертой силового разбега является то, что основную работу выполняет связка: стопа — задняя поверхность бедра. При этой технике нога на опору ставиться не за центром массы, а перед ним, И сразу в дело вступают мощные мышцы задней поверхности бедра. Фактически, спортсмен бежит обычный, если так можно выразиться «дистанционный» спринт, но с наклоненным вперед корпусом.

Преимущества:

— очень мощный разбег, со старта буквально «выносит»;

— удобный переход в бег по дистанции.

Недостаток:

Чрезвычайно высокая вероятность травм мышц задней поверхности бедра. К тому же, для длинного спринта неразумно велики затраты энергии на этапе набора скорости. Расстановка рук может быть как узкая, так и широкая. Это как удобно спортсмену. Но пружина на старте обязательно должна быть собрана (заряжена) как можно более мощно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: