Вопросы для обсуждения

Н.Н. Никулина, С.Н. Шевченко

ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Учебно-методическое пособие для студентов

по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (экономика и управление)»

 

Белгород 2015

 

УДК  37(09) (075.8)

ББК 74 (03)

Н 65

 

Никулина Н.Н. Философия и история образования: учебно-методическое пособие/ Н.Н. Никулина, С.Н. Шевченко. – Белгород: Изд-во Белгородского ГАУ, 2015. – 70 с.

 

Рецензент: - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики НИУ БелГУ Исаев И.Ф.,

-кандидат философских наук, доцент кафедры профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин Белгородского ГАУ Крикун Е.В.

 

Учебно-методическое пособие рассмотрено на заседании кафедры профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин, протокол № 11 от 8 июня 2015 г.

 

   Одобрено учебно-методическим Советом общеакадемических кафедр, протокол № 10 от 30 июня  2015 г.

 

В пособии представлены материалы для освоения дисциплины «Философия и история образования» в ходе практико-преобразующей деятельности с помощью разнообразных форм, методов и технологий.  В пособии содержатся материалы для подготовки к  семинарским занятиям с подробным перечнем основной и дополнительной литературы по каждой теме, перечень практических заданий, тесты, ситуационные (проблемные) задания, глоссарий (определения базовых терминов и понятий), а также Internet-источники (адреса web-сайтов) по курсу в целом. 

Учебно-методическое пособие призвано способствовать эффективному освоению студентами дисциплины «Философия и история образования», подготовке студентов к семинарским занятиям, модульному и предэкзаменационному тестированию, проверки своих знаний по общей и профессиональной подготовке. Учебно-методическое пособие адресовано студентам, обучающимся по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (экономика и управление)».

 

 

© Н.Н.Никулина, С.Н. Шевченко 2015.

© Белгородский государственный аграрный университет  им. В.Я. Горина, 2015

 

Содержание

Введение 4
Модуль 1 «Философия образования в системе современного педагогического знания» 5-7
Образование в системе общественных институтов   5-6
Образование и духовные ценности современной цивилизации   6-7
Модуль 2 «Гуманистическая традиция в педагогике западной цивилизации. История зарубежной школы и педагогики» 7-15
Воспитание и педагогическая мысль в Древнем мире. Зарождение идеи о всестороннем развитии человека 7-9
Образование и его философские аспекты в Европе в средние века. Философия и педагогика эпохи Просвещения   9-12
Развитие зарубежной педагогики и философии в конце XVIII – начале XX вв.   12-15
Модуль 3 «Формирование и развитие гуманистических традиций отечественной педагогики» 15-22
Воспитание и образование на Руси с древнейших времен до XVII в.   15-16
Образование и педагогическая мысль в России XVIII – начала XX вв.   16-19
Развитие отечественного образования и педагогики в советский период   19-21
Ведущие тенденции мирового образовательного процесса   21-26
Глоссарий 27-44
Примерные темы для рефератов   45
Вопросы к зачету   46-47
Тестовые задания   48-54
Список литературы 55-56
  Приложение 57-70

Введение

Целью освоения курса «Философия и история образования» является формирование философско-педагогической и историко-педагогической культуры у будущих педагогов профессионального обучения.

Задачи дисциплины:

1) формировать знания об истории педагогической деятельности, развитии образования во взаимосвязи с развитием мировой философской мысли, устанавливать связь истории и современности

2) развитие философско-педагогического и историко-педагогического мышления студентов;

3) овладение исследовательско-эвристическими навыками в области философско-педагогического и историко-педагогического образования и самообразования.

Знания по дисциплине «Философия и история образования» являются базовыми для изучения дисциплин - «Общая и профессиональная педагогика», «Методика воспитательной работы», «Методика профессионального обучения», «Педагогические технологии». Кроме того, знания по данному учебному курсу используются при выполнении курсовых работ, выпускной квалификационной работы.

Данный курс позволяет студентам получить знания, которые будут конкретизированы и расширены в процессе освоения этих дисциплин, и которые являются основой для формирования и совершенствования профессиональных умений и навыков.

Содержание предлагаемых методических указаний к семинарским занятиям для студентов по направлению подготовки  44.03.04 «Профессиональное обучение (экономика и управление)»  соответствует содержанию курса «Философия и история образования». В нем отражены все темы курса.

Структура методических указаний состоит из совокупности дидактических блоков (разделов) и модулей (тем).  Для того, чтобы помочь студентам осмысленно изучать материал курса и эффективно организовывать самообразовательную деятельность, в каждом модуле по каждой теме в виде плана сформулированы  вопросы для обсуждения, список практических заданий для рассмотрения на занятии, а так же в ряде тем представлены задания для самостоятельной работы.

Приведенный по каждой теме список литературы поможет студентам при подготовке к семинарским и практическим занятиям, написании рефератов.

Проблемно-аналитический материал, размещенный в  ряде тем, может быть использован на практических и семинарских занятиях, а также выполнении заданий для самостоятельной работы.

 Данные методические указания   рассчитаны на активную работу с ним студентов  изучению курса «Философия и история образования».

Модуль 1 «Философия образования в системе современного педагогического знания»

 

Семинар №1. Образование в системе общественных институтов

 

Цель семинара: формирование у студентов представления об образовании как социокультурном институте и процессе формирования человека, о развитии образования во взаимосвязи с развитием мировой философской мысли, устанавливать связь истории и современности

Вопросы для обсуждения

 

1.Рассмотрение целей и задач дисциплины.

2.Методологическая основа и методы исследования историко-педагогического процесса.

3.Влияние философской мысли на развитие образования.

4.Образование как социокультурный институт.

5.Актуальные проблемы; категория, цели образования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: