Перечень вопросов для подготовки к зачету

 

1. Образование как социокультурный институт, актуальные проблемы; Цели, задачи и принципы воспитания

2. Образование как процесс становления и развития человека, актуальные проблемы; категории и цели образования. 

3. Проблема «экологии духа», духовность, духовные ценности восточной и западной цивилизаций.

4. Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока.  

5. Педагогические взгляды Конфуция.

6. Философско-педагогическая мысль Древней Греции (Сократ, Платон, Аристотель).  

7. Аристотель о всестороннем развитии человека.

8. Спартанская и афинская системы воспитания.

9. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.

10. Воспитание и образование в эпоху средневековья.

11. Философско-педагогические воззрения Фомы Аквинского.

12. Сословный характер образования в средние века. Воспитание рыцарей, «рыцарские добродетели».

13. Создание первых университетов.

14. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения.

15. Педагогические теории эпохи Просвещения.

16. Философские взгляды и педагогическая теория Я.А. Коменского.

17. Философские и педагогические идеи Дж. Локка.

18. Ж.-Ж. Руссо как основоположник теории «свободного воспитания».

19. Педагогическая теория и деятельность И.Г. Песталоцци.

20. Педагогическая деятельность и взгляды А. Дистервега.

21. Школа и педагогика за рубежом в конце ХIХ – ХХ в. Движение «новых школ» в Европе и Северной Америке (Э. Демолен, А. Ферьер и др.). Экспериментальная педагогика (Э. Мейман, Э. Торндайк и др.).

22. Социально-философские взгляды и просветительская деятельность Р. Оуэна.

23. Формирование в XIX в. идей «трудовой школы» Педагогические теории Г. Кершенштейнера и В. Лая.

24. Авторские педагогические системы первой половины ХХ в. (Дж. Дьюи, М. Монтессори и др.)

25. Воспитание у древних славян.

26. Утверждение православия на Руси, традиции русской православной педагогики.

27. Формирование на Руси традиций народной педагогики. Фольклор и народные игрушки как средство воспитания в народной педагогике.

28. Развитие образования в Русском государстве в XIV – XVII вв.

29. Просвещение в России в начале XVIII вв.

30. Образование и педагогическая мысль в России до 90-х годов XIX в.

31. Педагогические воззрения К.Д. Ушинского.

32. Вклад Н.И. Пирогова, П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева, К.Н. Вентцеля, П.Ф. Лесгафта в развитие научно-педагогической мысли середины XIX – начала XX вв.

33. Общественная педагогика в России, роль земств в развитии народного образования.

34. Развитие отечественного образования в 1917 – 1930-е гг.

35. Педагогические идеи и деятельность С.Т. Шацкого.

36. Педагогическая деятельность и педагогическая теория А.С. Макаренко.

37. Система образования и развитие научной педагогики в СССР в 1930-е – начале 1990-х гг.

38. Педагогическая деятельность и педагогическая теория В.А. Сухомлинского.

39. Детские и молодёжные организации в советской системе образования и воспитания.

40. Гуманистические тенденции передового педагогического опыта (60-80-е годы). Советская педагогика 60-80-х годов: гуманистические аспекты.

41. Ведущие тенденции мирового образовательного процесса.

42. Процесс интеграции национальных систем образования. Формирование пространства Европейского Союза (единое исследовательское, образовательное и культурное пространство) (2001).

 

 

Тестовые задания для контроля знаний по дисциплине «Философия и история образования»

Модуль 1.

1.Философское знание явственно отражает органичное единство:

а) Силы и Воли

б) Добра и Зла

в) Знания и Веры

г) Морали и Знания

2.Учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества, мышления - это

а) философия

б) история

в) антропософия

г) антропология

3.Основная задача философии образования – это:

а) разработка технологий образовательной деятельности

б) измерение результатов образовательной деятельности

в) осмысление тенденций развития образования.
4.Основных подходов к определению статуса философии образования может быть:

а) пять

б) два

в) четыре

г) три

5.Понятие «образование» было введено:

а) В. Килпатриком

б) Д. Дьюи

в) И.Г. Песталоцци

г) Я.А. Коменским

6.Совокупность отраженных свойств предметов есть - __ понятия:

а) объект

б) смысл

в) содержание

г) глубина

7.Существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями:

а) понятие

б) категория

в) факт

г) закон

8.Документ, определяющий перспективы развития образования в России -

а) Конституция РФ

б) Федеральная программа развития образования в России

в) Государственный стандарт в области образования

г) Закон «Об образовании»

9.Конструктивно-технологические функции парадигмы, как системы научных знаний носят преимущественно характер -

а) системный

б) потенциальный

в) амбивалентный

г) технологичный

10.Существует два гармонично связанных аспекта общего образования:

а) предметный и личностный

б) гуманитарный и личностный

в) субъектный и объектный

г) предметный и персонифицированный

11.Свойство системы отношений сохраняться при ее определенных преобразованиях

а) индуктивность

б) индифферентность

в) индикаторность

г) инвариантность

12.Система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования - __ образования

а) гуманитаризация

б) гуманизация

в) фундаментализация

г) демократизация

13.Любая целостная собственно образовательная теория всегда

а) интегративна

б) процессуальна

в) междисциплинарна

г) системна

14.Метод, в основе которого лежат вопросы и примеры, с помощью которых можно познать истину, получил название метода

а) рассказа

б) примера

в) наблюдения

г) беседы

15.Наиболее эффективным подходом к исследованию больших систем выступает -

а) потенциально-целевой подход

б) программно-целевой подход

в) организационно-целевой подход

г) структурно-ресурсный подход

 


Модуль 2.

1.В школах Древнего Востока обучались только:

а) мальчики

б) девочки

в) мальчики и девочки совместно

г) мальчики и девочки раздельно

2.Наиболее легкой для усвоения была письменность в:

а)ДревнемЕгипте
б)Индии
в) Китае

г) Месопотамии

3.В древности индийские дети проходили период ученичества в:

а) доме учителя

б) собственном школе



В) доме

Г) монастыре

4.В Афинах в период Античности дети обучались последовательно у:

а) кифариста, педотриба, грамматиста

б)грамматиста, педотриба, кифариста
    в)грамматиста, кифариста, педотриба
    г) педотриба, кифариста, грамматиста

5.Отцом римской образованности» называют:

а) Квинтилиана Марка

б) Теренция Варрона

в) Сенеку
г) Цицерона

6.Классическая фраза «Человек есть мера всех вещей» принадлежит -

а) Пифагору

б) Протагору

в) Фалесу

г) Гиппократу

7.Учение об индивидуальном в человеке разработал

а) Аристотель

б) Платон

в) Сократ

г) Фалес

8.Суть рыцарской культуры XII - XIII веков заключалась в двух компонентах:

а) семь свободных искусств и религиозное смирение

б) книжная образованность и рыцарские доблести

в) книжная образованность и религиозное смирение

г) повиновение и слава

9.В первых средневековых университетах не было факультета:

а) богословского

б) медицинского

в) философского

г) юридического

10.Принцип свободы является основным в педагогической теории:

а)Дж.Локка
б)Я.А.Коменского
в)И.Г.Песталоцци
г) Ж.Ж. Руссо

11.Концепцию воспитывающей среды сформулировал

а) В. Гумбольт

б) И.А. Эрнести

в) К.Г. Хейнс

г) И.Г. Песталоцци

12.Основными понятиями педагогической системы Песталоцци стали:

а) созерцание, рефлексия, метод, элемент

б) чувства, сознание, активность, метод

в) созерцание, осознание, самоорганизация

г) ассоциации, метод, творчество, самообразование

13.Сильное влияние на формирование дидактических взглядов Я.А. Коменского оказала философия:

 а)Ф.Бэкона
б)Р.Декарта
в) Платона

14.Организатором школы, названной «Дом радости», цель которой - гармоничное развитие будущего гражданина, являлся

а) Витторино да Фельтре

б) М. Монтень

в) М. Пальмиери

г) Э. Роттердамский

15.Создателем классно-урочной системы обучения является:

а)И.Ф.Гербарт
б) Я.А. Коменский

в)И.Г.Песталоцци
г) В. Ратке

16.Концепцию крайнего иррационалистического индивидуализма разработал

а) С. Кьеркегор

б) Р. Оуэн

в) Ф. Ницше

г) А. Шопенгауэр

17.Родоначальником парадигмы «прогрессивной школы» или «школы действия» является

а) Р. Роджерс

б) М. Макклеланд

в) А. Маслоу

г) Дж. Дьюи

18.Впервые статус учителя как государственного служащего был введен во Франции в:

а) 1793 г.

б) 1812 г.

в) 1903 г.

г) 1774 г.

19.«Золотой материал» М. Монтессори предназначен для:

а) изучения родного языка

б)изучения математики
в) развития речи упражнения

г) внешних чувств

20.Не является характерной особенностью вальдорфской школы:

а) изучение основных предметов «эпохами»
б)преподавание эвритмии
в) проведение учебных занятий в разновозрастных группах

г) отсутствие директора

 














Модуль 3

1.Древнейшим из дошедших до наших дней является поучение:

а) Владимира Мономаха

б)КириллаТуровского
в) Луки Жидяты

г) Стефана Пермского

2.Первая школа Древней Руси была открыта в:

а) Владимире

б) Киеве

в) Новгороде

г) Ярославле

3.Первые сведения, дошедшие до нас, о необходимости организации массового образования на Руси, относятся к концу

а) XII в.

б) XVII в.

в) XV в.

г) X в.

4.В 1551 году на Руси состоялся

а) Совет православных церквей

б) Собор начинателей русских

в) Совет преобразователей земли Русской

г) Стоглавый церковный собор

5.Классно-урочная система стала основной формой обучения в России после реформы:

а)1764г.
б) 1786 г.

в)1804г.
г) после просветительских реформ Петра I

6.По мнению К.Д. Ушинского, в основе отечественной педагогики должна лежать идея:

а) взаимосвязи педагогической теории и практики
б)народности
в) совместного воспитания

г) трудового воспитания

7.Первый в России опыт принудительного объединения философских и психологических методов в сфере педагогики предложил К.Д. Ушинский в своей книге

а) «Психология воспитания»

б) «Философия педагогики»

в) «Философия образования»

г) «Философская антропология»

8.По мнению Л.Н. Толстого, педагоги в своих представлениях опираются на основания четырех типов -

а) религиозные, философские, опытные, исторические

б) технические, исторические, философские, филологические

в) религиозные, практические, исторические, технические

г) теоретические, практические, исторические, филологические

9.Горнозаводские школы на Урале были созданы:

а)М.В.Ломоносовым
б)Л.Ф.Магницким
в) Ф. Прокоповичем

г) В.Н. Татищевым

10.Первым высшим учебным заведением в отечественной истории стала в XVII в. -

а) Санкт-Петербургская академия

б) Московская монастырская школа

в) Киево-Могилянская академия

г) Владимиро-Суздальский университет

11.В 1804 году была проведена школьная реформа и выработан -

а) Нормы и правила учебных заведений России

б) Свод законов учебных заведений

в) Устав учебных заведений

г) Правила учебных заведений

12.Автором статьи «На чем должна основываться наука о воспитании», где впервые говорится, что педагогике необходима теоретическая база, являлся

а) К. Ушинский

б) А. Ободовский

в) Л. Толстой

г) П. Редкин

13.Какие учебные заведения в России не были предусмотрены Уставом 1804 г.:

а)гимназии
б) лицеи

в) приходские училища

г) уездные училища

14.Автором статьи «Вопросы жизни», где соотнесены задачи и цели воспитания с проблемой выработки у каждого человека общего «жизненного мировоззрения», являлся

а) К. Аксаков

б) Н. Чернышевский

в) Н. Пирогов

г) И. Киреевский

15.Активно выступал против ранней социализации в обучении и ратовал за последовательную реализацию принципов общего образования, как необходимой предпосылки специального образования -

а) Н. Добролюбов

б) Н. Чернышевский

в) А. Герцен

г) Н. Огарев

16.Главным консерватором российского общества середины-конца XIX века считался -

а) Д. Толстой

б) Н. Страхов

в) К. Победоносцев

г) Ю. Самарин

17.С.Т. Шацкий разработал модель:

а) сельской трудовой школы
б) школы-фабрики
в) политехнической школы
г) профессионального технического училища

18.Автор методики коллективных творческих дел:

а) Ш.А. Амоношвили

б)И.П.Волков
 в)И.П.Иванов
г) В.Ф. Шаталов

19.Закон РФ «Об образовании» был принят в:

а) 1984 г.

б) 1988 г.

в) 1991 г.

г) 1992 г.

 














Список литературы

 

1. Вершинина, Н.А. История педагогики как науковедческая дисциплина/ Н.А. Вершинина // Изв.Рос.гос.пед.ун-та им. А.И. Герцена Сер. Психол.-пед.науки. - 2007. - №8.- С.56-68. - С. 2007.

2. Гордиенко, И.В. Современные педагогические технологии в образовательном процессе профессиональных образовательных организаций: учебно-методическое пособие. – Белгород.: Белгородский институт развития образования, 2014. – 196

3. Гордилова, О.А. Методика профессионального обучения: учебное пособие для студентов. - Белгород.: ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ имени В.Я. Горина, 2014.- 87с.

4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунов. - М.: Сфера, 2001. - 512с.

5. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Сфера, 2005. - 512 с.

6. История педагогики и образования: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. З.И. Васильева. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 429с.

7. История педагогики: учебник для аспирантов и соискателей учен. степени канд. наук / под ред. Н.Д. Никандрова. – М., 2007.

8.  Крикун, Е. В. Философия: учебное пособие для студентов / Е.В. Крикун, И.А. Белозерова, И.А. Зигаева.- Белгород: Изд-во БелГСХА. – 2014. – 138 с.

9. Латышина, Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли: учеб. пособие / Д.И. Латышина. - М.: Гардарики, 2002. - 603 с.

10.Никулина, Н.Н. Генезис идей системного подхода в отечественной педагогике: монография / Н.Н.Никулина. – Белгород: Политерра, 2013 г. -118 с.

11.Попов, В.А. История педагогики и образования: учеб. пособие для студентов вузов / В.А. Попов; ред. В. А. Сластенин. - М.: Академия, 2010. - 203с.

12.Старикова, Л.Д. История педагогики и философия образования: учеб. пособие для студентов / Л.Д. Старикова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 435с.

13.Степашко, Л.А., Философия и история образования: учеб. пособие для студентов вузов/ Л.А.Степашко. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 272 с.

14.Шевченко, С.Н. Культурология в схемах и таблицах: методическое пособие для бакалавров. – Белгород.: ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ имени В.Я. Горина, 2015.- 74 с.

 

 

Дополнительная литература

1. Андреев, А. Учение как благо и повинность / А. Андреев //Педагогика. – 2007. – №10. – С.69-79.

2. Борисенков, В.П. Стратегия образовательных реформ в России / В.П. Борисенков // Педагогика. – 2006. – №7. – С. 3-16.

3. Горшкова, В.В. Интерпретация педагогической концепции Дж. Дьюи в российской педагогике 20-30 г. XX вв./ В.В. Горшкова //Педагогика. – 2009. – №1. – С. 60-72.

4. Громыко, Н.Ф. Царскосельский лицей: уроки для будущего / Н.Ф. Громыко //Нар. образование. – 2007. – №4. – С.47-52.

5. Дмитриев, Г.Д. История теоретических исследований содержания образования в США [Текст] / Г.Д. Дмитриев //Педагогика. – 2006. – №7. – С. 93-105.

6. Корнетов, Г.Б. Панпедия Яна Амоса Коменского / Г.Б. Корнетов //Школьные технологии. – 2008. – №1. – С. 27-31.

7. Корнетов, Г.Б. педагогическая система И.П. Песталоцци/ Г.Б. Корнетов //Школьные технологии. – 2007. – №3. – С. 48-58.

8. Корнетов, Г.Б. Теория естественного воспитания Жан-Жака Руссо / Г.Б. Корнетов //Школьные технологии. – 2008. – №2. – С. 21-24.

9. Корнетов, Г.Б. Феномен исторически первого типа образования / Г.Б. Корнетов //Школьные технологии. – 2007. – №2. – С. 3-8.

10.Никулин, Н.Н. Развитие идей системного подхода к процессу воспитания в отечественной педагогике: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Н.Н.Никулина. – Белгород, 2003 г. – 171 с.

11.Педагогическое наследие / Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо. - М.,1989.

12.Хуторской, А.В. Древнейшие системы обучения/ А.В. Хуторской //Школьные технологии. – 2008. – №5. – С. 34-40.

13.Штец, А.А. Обучение грамоте в Древней Руси: X-XV вв. / А.А. Штец //Нач. шк. плюс: до и после. – 2008. – №3,4,5.

 

 

 

 

 

Приложение

Ушинский К.Д. Пед. соч.: В б т. - М., 1988. - Т. 2. - С. 8-26.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: