Методы организации детского коллектива в длительных сюжетно - ролевых играх

Игра с постоянно развивающимся и усложняющимся содержанием- деятельность, очень близкая детским интересам и отвечающая потребностям развития ребёнка старшего дошкольного возраста. Когда дети увлечённо играют продолжительное время и совместное достижение цели, преодоление трудностей в игре, доставляет им радость, удовольствие, то овладение нормами коллективных взаимоотношений, усвоение знаний, умений и навыков, необходимых для развития содержания игры, становится насущной потребностью каждого ребёнка. Следовательно, если длительная сюжетно - ролевая игра занимает подобающее ей значительное место в педагогическом процессе детского сада, старшие дошкольники действительно объединяются в дружный детский коллектив.

В организации детского коллектива у старших дошкольников решающая роль принадлежит всегда воспитателю. Именно благодаря вдумчивой и целенаправленной работе воспитателя и при его руководстве у детей формируется умение жить и работать в коллективе и находить радость в коллективной жизни.

Формирование детского коллектива старших дошкольников в длительных сюжетно - ролевых играх осуществляется поэтапно.

На первом этапе в результате единства обучения и игры у детей формируются представления о нормах взаимоотношений людей в коллективе, появляется устойчивый интерес к играм на определённые темы, стремление использовать полученные знания для развития содержание игр, усиливается сплочённость детей.

В ходе второго этапа организации детского коллектива, когда у детей под влиянием обучения возникают и развиваются длительные творческие игры, а проявления чувства доброты, чуткости, отзывчивости, дружбы, ответственности во взаимоотношениях становятся более осознанными и устойчивыми, происходит процесс естественного объединения маленьких группировок в единый играющий детский коллектив.

Особое значение на этом этапе в связи с усложнением содержания игры приобретает длительно выполняемая ребёнком игровая роль, в которой отражаются новые коллективные взаимоотношения детей. в своих играх дети могут изображать людей различных профессий - и героических (космонавты, полярники - исследователи) и обычных (библиотекарь, продавец и др.). Длительная увлечённость ролью пробуждает у ребёнка собственные сильные чувства: ответственность, гордость, чувство общности с другими детьми. В длительной сюжетно - ролевой игре с помощью воображения, на основе подражания реальным взаимоотношениям взрослых и эмоциональной восприимчивости ребёнок сам приобретает свой жизненный опыт, в котором он стремится реализовать вновь образовавшуюся потребность жить интересами своего игрового коллектива.

Третий этап организации детского коллектива предполагает формирование у детей навыков самоорганизации. В длительных творческих играх это сложный путь: от овладения детьми внешними элементами самоорганизации, носящими случайный характер, до осознания необходимости и важности иметь такие организационные умения и навыки, которые превращают игру в увлекательную коллективную деятельность. Длительные сюжетно - ролевые игры сплачивают детей вокруг одной цели, объединяют общими интересами, дают единую перспективу. Тем самым осуществляется одно из главных условий воспитания - непрерывность и постоянство определённой целенаправленной деятельности детей, необходимой для осознания ими своих обязанностей перед товарищами и выработки прочных, устойчивых навыков жизни в коллективе. А результатом накопления положительных изменений в развитии коллективных взаимоотношений и формировании навыков самоорганизации детей является постепенное объединение их в дружный коллектив, используемый воспитателем как средство дальнейшего закрепления положительных чувств и привычек дошкольников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: