ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Дети с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) представляют собой сложную разнородную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого общения. Актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена следующими факторами: с одной стороны, растет число детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте.
Программа направлена наразностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования на основе индивидуального подхода и специфичных для детей видов деятельности, коррекцию недостатков в речевом развитии детей.
Программа разработана в соответствии с подходами и принцами, определѐнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Основная идея Программы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей.
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида «****» (далее МАДОУ - детский сад «***», ДОУ) разработана в соответствии со следующим перечнем нормативно-правовой документации:
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [1].
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13). [6].
3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015г №2\15) [3].
4. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Тогучинского района «Степногутовская средняя школа» [2].
5. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи (одобрена федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 7 декабря 2017г №6\17) [5].
6. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [4].
Цели и задачи основной и вариативной части Программы
Цель реализации основной части рабочей программы учителя-логопеда является проектирование модели коррекционно-развивающей и психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Цель вариативной части Программы, формируемой участниками образовательных отношений является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей.
Задачи адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи:
• помочь специалистам дошкольного образования в психологопедагогическом изучении детей с речевыми расстройствами;
• способствовать общему развитию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи;
• способствовать коррекции психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи; 6
• способствовать подготовке детей с тяжелыми нарушениями речи к обучению в школе;
• создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
• обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с тяжелыми нарушениями речи, как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром в целом;
• способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.
Значимость вариативной части программы заключается в том, что создается модель образовательной и воспитательной развивающей среды в условиях детского сада, способствующая правильному формированию речевых и психомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста. Это помогает преодолеть трудности в становлении речевых навыков на всех структурных уровнях языка и вести профилактическую работу по предупреждению общего недоразвития речи.
Подходы и принципы к формированию Программы
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, рабочая программа учителя логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи построена с учетом следующих подходов:
1. Деятельностный подход – сравнение в функциональном плане обе сферы образования: обучение и воспитание. При реализации деятельностного подхода они в равной мере способствуют становлению субъектности ребенка.
2. Индивидуально-личностный подход – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей. Данный подход позволяет создать 11 оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка. Индивидуализация обучения осуществляется в условиях коллективной работы в рамках общих задач и содержания коррекционной работы.
3. Дифференцированный подход заключается в том, что организация учебной деятельности дошкольников, при которой, с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования, создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребенком.
4. Системный подход предполагает отношение к педагогике как к системе, а именно, как к совокупности хорошо структурированных и тесно взаимосвязанных между собой элементов.
5. Ценностно-смысловой подход, направлен на создание условий для обретения ребенком смысла своего учения, жизни, на воспитание личностных смыслов всего происходящего в его общении с природой, социумом, культурой.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, рабочая программа учителя логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи построена с учетом следующих принципов:
1.Структурно-системный принцип, согласно которому речь рассматривается каксистемное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое. Эффективность коррекционного процесса зависит от оптимально-рационального воздействия одновременно на всю систему, а не последовательно - изолированно на каждый ее элемент. Принцип системного изучения всех психических характеристик конкретного индивидуума лежит в основе концепции Л. С. Выготского о структуре дефекта. Именно эта концепция позволяет системно проанализировать то или иное нарушение и организовать коррекционно-педагогическую работу с учетом структуры речевого дефекта. Наиболее полно этот принцип раскрывается в рамках деятельностной психологии, согласно которой человек всесторонне проявляет себя в процессе деятельности: предметно-манипулятивной, игровой, учебной или трудовой.
2.Принцип комплексности предполагает комплексное воздействие различныхтехнологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.
3.Принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей всоответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития и механизмом системной речевой недостаточности. С учетом данного принципа комплектуются 2 группы в зависимости от возраста детей с нарушениями речевого развития: 1 группа – 5-6 лет – старшая группа; 2 группа – 6-7 лет – подготовительная к школе группа
4.Принцип концентризма предполагает распределение учебного материала поотносительно замкнутым циклам — концентрам. Речевой материал располагается в пределах одной лексической темы независимо от вида деятельности. После усвоения материала первого концентра воспитанники должны уметь общаться в пределах этой темы. Каждый последующий концентр предусматривает закрепление изученного материала и овладение новыми знаниями. Отбор языкового материала в рамках концентра осуществляется в соответствии с разными видами речевой деятельности. В пределах концентров выделяются микроконцентры, имеющие конкретную цель. Характерные признаки микроконцентров — ограниченность пределами одного вида упражнений, простая структура операций, небольшое количество, относительная непродолжительность, получение результатов сразу же после окончания работы.
5. Принцип коммуникативности. Согласно этому принципу обучение организуется вестественных для общения условиях или максимально приближенных к ним. Реализация принципа коммуникативности заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации. Этот принцип предполагает использование на занятиях ситуаций реального общения, организацию активной творческой деятельности, применение коллективных форм работы, внимание к проблемным ситуациям и творческим видам занятий, предусматривающим вовлечение детей в общую деятельность, результатом которой является коммуникация
6. Принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии свозрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания.
7. Принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три вида индивидуализации:
- личностную, субъектную, индивидную. Личностная индивидуализация требует учитывать в процессе занятий такие свойства личности как сфера желаний и интересов,
- эмоционально-чувственная сфера, статус в коллективе. Субъектная индивидуализация принимает во внимание свойства ребенка как субъекта деятельности. В основе индивидной индивидуализации лежит учет уровня психического развития ребенка.
8. Принцип интенсивности предполагает использование на занятиях различных приемовинтенсификации (создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх, применение средств наглядности), а также аудиовизуальных методов обучения, мнемотехники, психокоррекции и пр.
9.Принцип сознательности обеспечивает формирование чувства языка и языковых обобщений.
10.Принцип активности обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности.
11.Принципы наглядности, научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения позволяют правильно организовать процесс коррекционно-развивающего обучения.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы для детей средней группы.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
К семи годам:
– ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
– ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
– ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;
– ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
– у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
– ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов в развитии.
Дети с различными недостатками в физическом и/или психическом развитии могут иметь качественно неоднородные уровни речевого, познавательного и социального развития личности. Поэтому целевые ориентиры основной образовательной программы Организации, реализуемой с участием детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), должны учитывать не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка.






