Понятие о средствах обучения. Технические средства обучения

Технические средства обучения — это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. В них имеются специальные блоки, позволяющие хранить и воспроизводить программы информационного обеспечения, управления познавательной деятельностью учащихся и контроля. (Пидкасистый И.П., 2014).

Технические средства обучения - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебном процессе для предъявления и обработки информации.

Технические средства обучения принято классифицировать по следующей схеме:

Основные классификации:

1) по функциональному назначению (характеру решаемых учебно воспитательных задач);

2) принципу устройства и работы;

3) роду обучения;

4) логике работы;

5) характеру воздействия на органы чувств;

6) характеру предъявления информации.

По функциональному назначению ТСО подразделяют на технические средства передачи учебной информации, контроля знаний, тренажерные, обучения и самообучения, вспомогательные. Кроме того, существуют технические средства, совмещающие функции различного назначения – комбинированные.

Технические средства передачи информации, диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, магнитофоны, радиоустановки, музыкальные центры (аудиосистемы), проигрыватели, радиоузлы, кинопроекторы и киноустановки, телевизоры, видеомагнитофоны, ПЭВМ и т. п. Отличительной особенностью всех этих технических устройств является преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму.

Технические средства контроля объединяют всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала. С этой целью используются как старые модификации устройств типа «АМК-2», так и новейшие компьютерные технологии. Контролирующие ТСО бывают индивидуальные и групповые. Они отличаются типом обучающих программ и методом ввода ответа учащихся. По степени сложности ТСО контроля знаний варьируются от простых карт, кассет и билетов автоматизированного контроля до специальных компьютерных программ. Однако применение этих устройств, как показала практика, целесообразно лишь в узких пределах и не может заменить непосредственные контакты учителя с учащимися во время анализа и оценки результатов их работы (Коджаспирова Г.М., 2001).

Технические средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос. Скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей и способностей обучаемого. Обучающие программы бывают линейные, разветвленные и комбинированные. Линейные программы не зависят от правильности ответа по каждой порции материала. Разветвленные программы дают возможность продвигаться по ним только при условии правильного ответа. Если ответ ошибочный, обучаемый возвращается программой к предыдущему материалу до тех пор, пока не будут ликвидированы возникшие пробелы в знаниях и не получены правильные ответы при каждом предъявлении проверяющих вопросов. Комбинированные программы, как ясно из их названия, сочетают оба варианта.

Тренажерные технические средства - специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков. Использование тренажеров в обучении основано на применении специально разработанных программ действий, составляемых на основе процесса моделирования осваиваемой деятельности. Особенно широко используются в процессе обучения техническим специальностям.

Вспомогательные технические средства объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей: движущиеся ленточные классные доски, устройства для перемещения карт, плакатов; устройства дистанционного управления комплексами ТСО и затемнением предметных кабинетов; радиомикрофоны, микрофонную проводную технику, усилители, полиэкраны, электронные доски и т. п.

Ккомбинированным техническим средствам (универсальным), выполняющим несколько функций, относятся лингафонные устройства, замкнутые учебные телевизионные системы, компьютерные системы.

По принципу устройства и работы ТСО бывают механические, электромеханические, оптические, звукотехнические, электронные и комбинированные.

По роду обучения выделяют технические устройства индивидуального, группового и поточного (для больших групп обучаемых, например, в вузах для целого потока) пользования.

По логике работы ТСО могут быть с линейной программой работы, т. е. не зависеть от обратной связи, и с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи.

По характеру воздействия на органы чувств выделяют визуальные, аудиосредства и аудиовизуальные ТСО.

По характеру предъявления информации ТСО можно разделить на экранные, звуковые и экранно-звуковые средства.

Основные требования к ТСО можно разделить на пять групп:

I. Функциональные. Способность аппаратуры обеспечивать необходимые режимы работы.

II. Педагогические. Соответствие возможностей технических средств тем формам и методам учебно-воспитательного процесса, которые согласуются с современными требованиями к обучению и воспитанию учащихся.

III. Эргономические. Удобства и безопасность эксплуатации ТСО, уровень шума, удобства транспортировки, ремонта, минимальное количество операций при подготовке их к работе.

IV. Эстетические. Товарный вид, гармония формы, масштаб, соразмерность, целостность композиции.

V. Экономические. Относительно невысокая стоимость при высоком качестве и долговечности].

Функции ТСО очень разнообразны и их большое количество. Выделим основные четыре:

а). Коммуникативная – функция передачи информации. Она даёт возможность воспринимать анализаторами учебный материал.

б). Научно-исследовательская – функция, которая даёт возможность получаемую информацию использовать с исследовательской целью, а также с целью поиска вариантов использования учебного материала для различных форм познавательной деятельности, а также моделирование содержания и форм подачи информации.

в). Управленческая – функция, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий и саму организацию их выполнения, а также получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов.

г). Кумулятивная - функция объединения, систематизации, хранения документализированной учебной и учебно-методической информации в технических комплексах и устройствах. Это осуществляется через комплектование и создание фоно- и видеотек, через накопление, сохранение им передачу информации с помощью современных информационных технологий

Таблица 1. Характеристика систем организации обучения

 

Организационная система обучения   Основоположник (представители) Преимущества Недостатки
Классно-урочная система Иоганнеса Штурмы Я. А. Коменский К. Д. Ушинский Учебный процесс имеет сроки обучения, перерыв на каникулярное время. Учебный материал структурирован по годам обучения. Каждый класс работает по единому годовому плану, программе, расписанию уроков. Для класса определено время начала и окончания занятий. Дети поднимаются на ступень выше в том случае, когда успешно закончена предыдущая.   Ориентация на «среднего» ученика. Программы, учебные планы, учебники ориентированы на «среднего» ученика. Работа в классе ведется, в основном, фронтально. Более сильные дети не всегда получают возможность проявить свои способности. Более слабые дети, чаще всего, не успевают за темпом работы в классе. Ограничение индивидуального подхода. Учитель работает в течение урока со всеми детьми класса. На индивидуальную работу времени не всегда хватает. Эта работа строится с учетом дифференцированного подхода. Дети получают задания в зависимости от их уровня обучения. Невозможность проконтролировать усвоение материала каждым учащимся на каждом уроке. Контроль знаний проходит в конце изучения темы. Каждый ученик получает задание, выполняет самостоятельно и получает балл за выполнение. Полученный балл определяет уровень усвоения ученика. Промежуточный контроль осуществляется выборочно. На каждом уроке каждый ученик не может получит отметку за свои знания. Доминирующая роль учителя. Учитель – это лидер, который управляет процессом обучения. Важно, чтобы его личность положительно влияла на развитие детей. Учитель организует, ведет урок, использует те методы и приемы, которые считает необходимым для достижения поставленных целей. Но учитель тоже ограничен рамками урока, тематическим планированием, требованиями образовательных стандартов. За один день несколько предметов. На изучение каждой дисциплины отводится 40 – 45 минут. Даже если тема не закончена, по расписанию начинается другой урок. Детям сложно переключаться с одного предмета на другой и эффективно усваивать учебный материал.  
Белл-ланкастерская система   Эндрю Белл и Джозеф Ланкастер. При взаимном обучении ученики быстрее, чем в обычных школах, овладевали навыками письма, чтения, счета. Это позволяло при малом количестве учителей организовывать массовое обучение. Белл-ланкастерская система оправдывала себя там, где не хватало учителей, но знания были схематичными и недостаточными для последующего образования, потому что со старшим учеником всегда можно было договориться. Поэтому ее перевели в систему малокомплектных школ в селах, где учитель учил два-три класса одновременно.
Батовская система   Джон Кеннеди Учёт индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей. Приобретение учениками прочной системы знаний, умений и навыков. Преодоление возможного отставания одних учеников от других. Формирование способности самостоятельно добывать знания. Развитие индивидуальных качеств каждого ребёнка. Пробуждение интереса к изучаемому предмету и к учебному труду в целом. Освобождение учителя от чрезмерной нагрузки. Возможность для педагога более продуктивно работать с классом, равномерно распределяя своё время между всеми учениками. Возможность охватить образованием как можно большее количество детей.   Ориентация на «среднего» или «слабого» ученика. Как бы учителя ни стремились охватить своим вниманием всех детей в классе, можно с уверенностью утверждать, что сильные и способные ученики вынуждены были «плестись в хвосте» (так как задача помощников учителя – не опережать материал, изучаемый на уроке). «Расчленённость» и неоднородность учебного материала для детей с разным уровнем подготовленности. Неодинаковые условия и требования к разным ученикам. Большие временные затраты на достижение поставленных задач. Недостаточная управляемость познавательной деятельностью учеников со стороны педагогов. Необходимость привлекать дополнительных педагогов в качестве помощников. Из-за этого могли происходить недоразумения, связанные с личностными особенностями самих педагогов, а также с их индивидуальными стилями преподавания.  
Мангеймская система   Й. Зиккингеру Повышение эффективности обучения. Разделив детей по способностям, система позволяла учителям работать более эффективно: в классах уровень способностей детей был на среднем уровне: никого не приходилось ждать и дополнительно объяснять, никто не опережал других и не требовал более сложных заданий. В результате учитель мог спланировать свою работу, при этом, не отвлекаясь на слишком отстающих и опережающих детей. Меньше социальных расслоений в классах. Когда в коллективе все дети одарённые, или все – с низким уровнем развития способностей, у них меньше поводов для сравнений и травли. Тем не менее, в любом классе может найтись объект для насмешек, если учитель не наведёт в коллективе порядок. Облегчение работы учителя. В наше время, при такой системе ему не пришлось бы составлять индивидуальные образовательные маршруты для тех, кто более или менее способен, чем другие. Он мог бы лишь составить программу для детей с конкретными способностями: сильными, слабыми или средними. У одарённых детей не было возможности и желания полениться: им было интересно, задания постоянно усложнялись, а риск оказаться в классе более слабых детей не давал расслабиться Самооценка более слабых детей страдала не так, как если бы они учились с одарёнными. Вокруг – такие же дети, которые справляются с программой практически так же, как и другие.   Дифференциация по способностям производилась, а учебный процесс под них не подстраивался. Возможно, одаренные дети могли бы работать немного больше, чем 45 минут, при этом – в зависимости от своих интересов и направленности, чтобы более успешно развиваться. В классах с умственно-отсталыми детьми, возможно, стоило сделать уроки короче, а в перемены включить больше игр и физических разрядок. Неточность диагностики. На тот момент не был достоверных психометрических методик, которые могли бы выявить реальный уровень интеллекта у обучающихся. Заключения делались на основании наблюдений учителей и экзаменов, поэтому могли быть ошибочными. В результате каждый ученик рисковал оказаться в «не своем» классе. «Слабые» дети не видят перед собой примеров для подражания, не представляют, куда они могут стремиться, а также лишены возможности обратиться за помощью к более сильным товарищам. Сложно попасть в другой класс. За детьми с более низкими способностями быстро закреплялся стереотип о том, что они не могут учиться лучше, чем сейчас. Кроме того, они сами быстро начинали в это верить, и не стремились попасть в класс выше, хотя, возможно, могли бы. Также слабые ученики не имели возможности развиваться выше, так как получали задания только своего уровня, не выше. Если же учащийся всё же перешел из класса в класс, то у него высокий риск стать изгоем или даже объектом насмешек, независимо от того, в более сильный класс он перешел, или в более слабый. Если перенести систему на сегодняшний день, то маленькие школы не могли бы позволить себе обучать столько параллелей классов. Кроме того, дефицит педагогов в стране заставляет образовательные организации скорее сливать малокомплектные классы, чем дифференцировать каждую параллель на 4 группы. Дискриминация детей с низкими и очень низкими способностями. Учащиеся из более успешных классов могут начать обижать тех, кто родился не со столь высоким интеллектом. С другой стороны, возможно, высокий уровень интеллекта не позволит учащемуся травить тех, кто в чем-то слабее его. Возможные споры между учителями о том, кто и какой класс будет вести. Хорошо, когда каждый учитель готов работать с любыми детьми, но такое случается нечасто. Иногда, даже если получается договориться, отношения в педагогическом коллективе всё равно могут испортиться. В равных по способностям классах устанавливается иерархия, позволяющая выстраивать наиболее конструктивное общение между детьми: определяются лидеры, организаторы разных видов деятельности, дети учатся сотрудничать и общаться в деловом контексте. Понятно, что в одарённых классах эта иерархия выстраивается более чётко, но и в классах слабых учеников, под руководством учителя, можно это организовать, хоть и на более низком уровне.  
Дальтон-план   Хелен Паркхёрст Дальтон-план позволял приспособить темп обучения к реальным возможностям учеников, приучал их к самостоятельности, развивал инициативу, вовлекал в поиски рациональных методов изучения Однако в целом данная система привела к снижению уровня обученности, ибо большинству учащихся не под силу самостоятельно, без объяснения учителя, справиться с заданиями, глубоко овладеть материалом.
План Трампа   Л. Трамп В этой системе обучения время, отведенное на определенный вид занятий, строго ограничено. Так для чтения лекций отводится 40% всего учебного времени, 20% на занятия в группе. Из этого следует, что 40% учебного процесса занимает самостоятельное обучение студента. Такое разнообразие методов предоставления учащемуся знаний по предмету предполагает более глубокое изучение учебного материала, разнообразие форм ознакомления с ним, преследует цель большей заинтересованности ученика к изучаемым предметам. Состав малых групп постоянно меняется, так как основной уклон в данной системе обучения сделан на свободу выбора студентом научных дисциплин в соответствии с его интересами. В связи с этим нюансом, преподавание того или иного предмета подразумевает участие коллектива педагогов, одни из которых начитывают лекционный материал, а другие проводят занятия по его закреплению в малых группах. На практике учащиеся, которым предоставлялась свобода выбора дисциплин и форм занятий, терялись и не могли определиться в своих интересах. Подобный факт негативно сказывался на процессе обучения и качестве полученных знаний. Кроме того, подобная форма обучения требует высокой квалификации преподавателей и их слаженной совместной работы, что не всегда достижимо. Потому план Трампа, как система обучения, в целом не прижился, однако нашли себе применения многие его элементы, такие как индивидуальная работа с учениками, проведение лекционно-семинарских занятий

 

Глоссарий

Форма организации обучения – это способ организации целенаправленной учебно-познавательной деятельности участников обучения, которую педагог может использовать для оказания образовательно-воспитательного воздействия. Фактически, это внешняя, процессуальная сторона обучения.

Урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом.

Учебная экскурсия - это форма организации обучения в условиях природного ландшафта, производства, музея, выставки с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности.

Семинар — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты.

Школьная лекция - это систематическое изложение учебного материала учителем в течение урока, в процессе которого осуществляется анализ фактов, их обобщение, при этом преобладают рассуждение и доказательство в объяснении учителя.

Практикум - вид практических занятий по какому-либо учебному предмету.

Методы обучения – способ взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: