Основные принципы организации и проведения консультирования

Социально-педагогическое консультирование семьи осуществляется на принципах социального партнёрства: равноправия, уважения и учёта интересов, обязательности и ответственности сторон. От успешного консультирования нередко зависит успешность разрешения различных проблемных ситуаций в семьях обучающихся. При этом немаловажную роль играет взаимодействие социального педагога со специалистами: психологами, медицинскими работниками, юристами, обладающими специальными знаниями для решения разных социальных проблем и вопросов.

Основными принципами консультирования являются:

- принцип добровольности обращения клиента является важнейшим этическим принципом семейного консультирования;

- принцип конфиденциальности гарантирует личностную и социальную безопасность обращения в консультацию клиента и сохранение в тайне всех сведений, полученных в ходе консультирования;

- принцип личной ответственности клиента означает признание права личностного выбора клиентом того или иного решения проблемы и одновременно ответственности за реализацию принятого решения, его последствия и риски;

- принцип профессиональной компетентности и ответственности консультанта.

При проведении консультирования важно придерживаться таких принципов, как доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту; ориентация на нормы и ценности клиента; запрет давать советы клиенту; анонимность консультирования; включенность клиента в процесс консультирования, разграничение личных и профессиональных отношений.

Основываясь на профессиональной этике, в процессе взаимодействия с клиентом специалисты по социальной работе руководствуются следующими принципами:

- клиент индивидуален;

- клиент имеет право на выражение своих чувств;

- социальный работник должен проявлять контролируемое эмоциональное участие;

- клиент не должен чувствовать со стороны социального работника отторжения, он должен быть «принят»;

- он не должен чувствовать со стороны социального работника, что его «оценивают»;

- клиент имеет право делать самостоятельный выбор и принимать самостоятельные решения;

- клиент имеет право на конфиденциальность.

При отсутствии явных противопоказаний специфическим для семейного консультирования и необходимым условием его высокой эффективности следует считать требование работы с семьей как целостной системой.

3. Методы и приемы консультирования

Консультирование осуществляется разными способами в зависимости от разнообразия условий деятельности и личных качеств клиентов, от концепций и методов вмешательства, используемых профессионалами.

З. Я. Матвейчик предлагает использовать при оказании социальной помощи семье и детям следующую методику проведения консультирования:

1-я фаза – создание климата, обеспечивающего успех консультирования. Специалист по социальной работе должен убедить клиента в том, что он испытывает искренний интерес к его проблемам и желает ему помочь. На этой фазе работы большую роль играет внешний вид специалиста, его умение расположить клиента к беседе, профессиональная «обаятельность», культура, тактичность и т. д.

2-я фаза – создание своеобразного «катарсиса», возникающего вследствие того, что человек впервые «выговаривается» по наболевшим вопросам. Важно уметь слушать, ненавязчиво задавать вопросы, позой, жестом, мимикой, уместным молчанием способствовать рассказу, исповеди клиента.

3-я фаза – фаза утешения. Задача специалиста сводится к снятию деструктивного аффективного фона. Клиент должен переоценить свою ситуацию, понять, что она не столь трагична, как ему кажется.

4-я фаза – диагноз. Социальный работник должен понять, в чем истинная причина обращения. Диагноз не должен сообщаться клиенту. (При наличии профессионального опыта и компетентности диагноз становится понятен специалисту на второй фазе.)

5-я фаза – фаза образования. Основываясь на диагнозе, специалист по социальной работе старается помочь клиенту самому «поставить» диагноз ситуации, в которую он попал. В этом процессе активны обе стороны.

6-я фаза – осознание клиентом имеющихся вариантов поведения и выбор одного из них. Все решения принимает сам клиент.

7-я фаза – закрепление мотивации на выполнение принятого решения. После проведения консультирования и специалисту и клиенту должны быть понятны последующие действия и предполагаемый результат.

При проведении консультирования используются различные методы и приемы:

1.Беседа. Консультативная беседа – один из основных методов оказания психологической помощи. Консультативная беседа – это личностно-ориентированное общение, в котором осуществляется ориентировка в личностных особенностях и проблемах клиента, устанавливается и поддерживается партнерский стиль отношений (на равных), оказывается требуемая психологическая помощь в соответствии с потребностями, проблематикой и характером консультативной работы.

Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста. Рефлексивное слушание – стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог). Нерефлексивное слушание – стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны консультанта. Нерефлексивное слушание применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться. Оно особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли вмешательством психолога и ведёт себя закрепощено в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом.

2.Убеждение. Метод убеждения представляет собой воздействие консультанта на рациональную сферу сознания клиента. Целью убеждения является создание, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у объекта воздействия с тем, чтобы последний принял точку зрения убеждающего и следовал ей в своей деятельности и поведении.

3. Прием активного слушания. Проявляется в демонстрации заинтересованности в контакте с собеседниками, установление и поддержку зрительного контакта, концентрировании внимания к собеседнику.

4. Прием перафразирования приём активного слушания, заключающийся в пересказе речи собеседника с помощью других слов. 5.Прием послания. Это высказывание специалиста о собственном эмоциональном переживании, дискомфорте, который вызван действиями или позицией клиента.

6.Метод легенд – способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашел выход из подобной ситуации.

Для постановки диагноза и определения главных направлений воздействия на семью как клиента с целью решения имеющейся проблемы необходимо руководствоваться при проведении консультирования следующими положениями:

1. Получить описание проблемы, с которой обращаются за советом и сведения об условиях ее возникновения и развития.

2. Изучить и оценить состояние проблемы в настоящее время. Определить, насколько типична данная ситуация в практике социальной работы и конкретного специалиста. При этом обязательным является наличие у специалиста по социальной работе с семьей собственных представлений о содержании и методах поддержки семьи и о представлениях семьи как клиента о содержании и формах ее оказания.

3. Определить стадию исследуемой проблемы, и ее место на общем фоне семейной ситуации, а также положение, в котором находится член семьи, обратившийся за консультацией.

4. Поставить диагноз дальнейшего развития ситуации на основе собранных данных. Разработать программу социальных воздействий на семью коррекционно-воспитательной направленности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: