Цели и задачи общеобразовательной

ВВЕДЕНИЕ

 

На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Таким образом, сложились различные точки зрения на эффективность применения различных методов и принципов обучения. Процесс обучения – достаточно сложное явление, и его нельзя представлять как простую передачу знаний учителем ученикам, которые этими знаниями ещё не обладают. Законы, или правила, действующие в любой науке, отражают объективные, существенные и устойчивые ее связи, а также обозначают определенные тенденции их развития. Однако эти законы не содержат непосредственных указаний для практических действий: они являются лишь теоретической основой для выработки технологии практической деятельности.

Задача дидактики состоит в том, чтобы на основе знаний об объективном развитии учебного процесса выяснить, как на основе закономерностей его развития разрабатываются принципы и правила обучения, которыми руководствуется учитель в своей практической работе.

Приемы преподавания основ изобразительной грамоты вырабатываются в соответствии с материалом преподавания. Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от возраста учащихся. Преподавание изобразительного искусства в общеобразовательной школе необходимо, так как искусство формирует художественную культуру, развивает творческое воображение и мышление, эстетическое отношение к действительности, формирует художественные знания, умения и навыки, активизирует целенаправленное формирование интересов, воспитывает нравственное и эстетическое отношение к действительности. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство способствует гармоническому и духовному развитию личности, развитию графических умений и навыков.

Правильно и умело организованное, методически грамотное использование дидактических принципов и методов обучения на уроках изобразительного искусства способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

                ШКОЛЫ В ИЗУЧЕНИИ

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

Современная педагогическая практика изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства связана с комплексным воспитанием и синтезом учебных дисциплин в рамках преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства, народного художественного творчества в общеобразовательных школах и ставит перед собой следующие цели:

–привлечь внимание к изобразительному, декоративно-прикладному и народному искусству в целях развития местных национальных художественных традиций, дать им жизнь в новом качестве;

–возродить народное искусство, народные традиции своего региона, воспитывать, развивать эстетический художественный вкус;

– обогатить внутренний мир учащихся средствами постижения духовной стороны искусства, народной культуры и знаниями в области декоративно-прикладного искусства;

– достичь самореализации, учащихся на уроках изобразительного искусства, познать окружающий мир, развивать наблюдательность, воображение, пространственное мышление, осознавать виденное.

При преподавании изобразительного искусства в общеобразовательной школе основная задача преподавателя заключается в том, чтобы расширить кругозор учащихся. Эстетическое воспитание учащихся – это сложный и многосторонний процесс в педагогике и психологии. Для современного человека культура общения, зрения, цветовое восприятие значат ничуть не меньше, чем культура речевого общения, которой в общеобразовательной школе уделяют большое внимание. Создание современных методов, систем, программ, учебных планов продиктовано необходимостью привести всю систему художественного развития в соответствие с потребностями сегодняшнего времени. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство таит в себе особые возможности для развития творческой фантазии и интуиции, для ощущения радости школьника как творца своего произведения. Оно открывает много возможностей, а начинается это в начальной школе. Здесь ребята имеют дело с самыми различными материалами и процессами. Перед ними не только краски и карандаши, но и глина, пластилин, картон, бумага. С помощью этих материалов развиваются пространственное мышление, воображение. Учащиеся чувствуют материал, представляя себя творцами, и способны, создавая конкретные предметы, выражать свое отношение к миру.

Воздействие на школьников всех видов и жанров искусства никак не может быть сведено к чему-то единому, хотя роль эстетического воспитания, несомненно, является главенствующей. Именно эстетическое воспитание учащихся средствами искусства и декоративно-прикладной композиции определяет цель воспитания в российском обществе – формирование всесторонне гармонически развитой личности.

Развивать способности к художественному воспитанию (т. е. восприятию произведения искусства) поможет учитель в общеобразовательной школе. При обучении основам изобразительной деятельности развивается внимание – это неустанное изучение особенностей и закономерностей форм цвета, пространственного положения предметов, стремление увидеть за деталью, мелочью главное, существенное, значительное. Воспитывая у школьников внимание на уроках изобразительного искусства, учитель должен:

1)  формировать у ребят умение видеть и слышать, замечать различные явления и факты, подмечать малозаметные, но существенные стороны, признаки объектов действительности;

2)  развивать умение постоянно сравнивать объект с его изображением на рисунке;

3)  максимально применять в процессе обучения изобразительному искусству наглядность; это правило выражается как в показе преподавателем различных приемов и методов работы карандашом, кистью, так и в разъяснении законов, положений композиции, светотени, перспективы, цветоведения на конкретных примерах, пособиях, таблицах;

4)  обеспечивать высокое качество объяснения учебного материала (имеется в виду яркий по форме и богатый по содержанию эмоциональный рассказ учителя); при этом необходимо, чтобы новый материал был тесно связан с уже известным учащимся материалом;

5)  организовывать рабочее место, планировать работу над учебным заданием, активно работать над заданием;

6)  развивать у учащихся интерес к изобразительной деятельности, учитывать индивидуальные особенности личности школьника, прежде всего различия в художественных особенностях каждого ученика.

Осуществляя психологический анализ изобразительной техники и мастерства, необходимо рассмотреть условия успешности формирования графических и живописных навыков и умений. Такими условиями являются:

1)  четкость поставленной задачи, осознание конечного результата труда;

2)  обязательное планирование изобразительной деятельности на каждом этапе;

3)  постоянный контроль и самоконтроль в процессе всей изобразительной деятельности;

4)  обязательная оценка изобразительной деятельности (как непосредственного процесса, так и результатов).

Преподавание изобразительного искусства в общеобразовательной школе – прежде всего общеобразовательные цели, которые ставит перед собой школа. Основная задача – расширить кругозор, воспитать разносторонне образованного человека. Уроки изобразительного искусства развивают умственные и эстетические способности, помогают ученикам познать окружающий мир, учат внимательно наблюдать и анализировать форму предметов, развивают зрительную память, пространственное мышление и способности к образному представлению.

В школьной программе по изобразительному искусству предусмотрены четыре вида учебных занятий:1) рисование с натуры; 2) декоративное; 3) тематическое; 4) беседы об искусстве.

Рисование с натуры предусматривает занятия рисунком и живописью. Декоративная работа – составление узоров, роспись предметов, изучение народных промыслов, элементы художественного конструирования. В ходе бесед об искусстве учащиеся знакомятся с произведениями живописи, графики, скульптуры,  памятниками архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Огромная роль в этом деле принадлежит учителю изобразительного искусства, который должен пробуждать в своих учениках чувство прекрасного и возвышенного, научить замечать, чувствовать, воспринимать красоту.

 

           Что нужно знать учителю

 

Учителю изобразительного искусства в школе необходимо создать фундамент художественного мастерства, сформировать умения различных технических приемов работы карандашом, кистью, изображения предметов в перспективе (воздушной и линейной), передачи светотени, конструктивного строения объектов, наиболее выразительной передачи изображаемого.

Учитель формой урока, методом преподавания знаний, организацией детей создает вокруг атмосферу радости, удовольствия, соучастия детей в процессе восприятия материала и активной творческой отдачи при выполнении практической работы. Объясняя доступными методами, учитель закладывает фундамент художественно-образного восприятия искусства и собственного художественного вкуса, художественной деятельности ребенка.

На уроках ребята знакомятся с возможностями художественных материалов, которыми работают художники (гуашь, мелки, пластилин, бумага, тушь, пастель). Это первые основы владения материалами, они должны совершенствоваться в течение всего обучения. Большую роль в обучении школьников играет наглядность – одна из черт изобразительного искусства, где учитель учит ребят рисованию с натуры. Такое обучение является наглядным. Оно содействует восприятию предмета, развитию наблюдательности, логическому мышлению.

Ребята берут два листочка бумаги, на один наносят красками пятна и сразу накладывают другой лист бумаги, плотно прижимают. После этого листки рассоединяют, на них краски смешались естественным путем. Ребята использовали три основные краски (красная, желтая, синяя). Путешествие продолжается с акварельными красками. Слово «акварель» означает «живопись водой». Она появилась давным-давно, еще в XIII в. Краски смешивают на палитре и из основных цветов получают составные.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: