Растительных и животных форм в декоративные

 

 

Разработку декоративной, сказочной композиции следует начать с натурных зарисовок. Нужно научиться видеть в природе то, что не подвластно глазу спешащего человека, необходимо останавливаться, присматриваться, вглядываться и вслушиваться в звуки и образы природы. Далее переходим к процессу стилизации, где нам помогут воображение, фантазия, способность импровизировать.

Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью упрощения или усложнения формы. Постарайтесь увидеть в объекте самые характерные черты и поработайте с ними. Яркими, живыми и даже сказочными выглядят мотивы растительного и животного мира, переведенные на язык стилизации. Но возможности преобразования формы мотива имеют определенные пределы.

При выполнении стилизации учитывайте, что василек должен остаться васильком, а рыба – рыбой. Главное в работе – образность. В результате предметы растительного и животного мира становятся сказочными и фантастическими.

 

        

                                Рис. 30. Стилизация растений

 

                        Декоративность

Слова «декоративность», «декорация» происходят от латинского слова «decoro», что значит «украшать». Декоративность – особое качество художественной формы, повышающее ее эмоциональную выразительность. Декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приёмов, упрощения рисунка, цвета и объёма – необходимый и естественный метод в декоративном искусстве, также декоративность можно рассматривать как форму выражения красоты.

Люди издавна стремились украсить свои жилища, вещи, свою внешность – ещё в государствах Древнего Востока были высокоразвиты художественные ремесла, изделия декоративно-прикладного искусства в тканях, коврах, изразцах, росписи по дереву. «Примитивные» африканские племена превзошли даже модниц XVIII в. в способах украшения своей внешности. Не только декоративно-прикладное искусство занимается украшением жизни. Живопись тоже берет на себя такую задачу. Декоративная живопись, как и другие виды искусства, является формой отражения реального мира и обладает всеми качествами декоративности. Это и повышенная цветовая гармония, тональное и контрастное решение, плоскость изображения, орнаментальность, условность решения, и ограниченность в подборе цветов, т. е. все то, что неизменно присутствует в изобразительном искусстве.

Развитие образного мышления, цветовая культура, смелость композиционных решений – все эти качества необходимы будущему художнику. В процессе обучения ребёнок должен овладевать цветовой грамотой, изучать свойства цветов и способы их взаимодействия между собой, умело использовать цветовые оттенки, добиваясь решения различных задач. Занятия декоративной живописью помогут учащимся глубже понять и тоньше почувствовать всю глубину и красоту изобразительного искусства.

Декоративный натюрморт, как и декоративная живопись, – это творческий переход от натуры к решению композиции и воплощению ее в различных материалах. В работе над декоративным натюрмортом можно научиться средствами цвета, ритма объединять разные предметы, видеть не только отдельную вещь на фоне, а предметы в их взаимосвязи. При выполнении декоративного натюрморта не обязательно следовать академическим канонам живописи. В поле зрения остаются конструктивное начало, расшифровка формы, а затем применяются законы цветоведения. Большую роль при выполнении задания играет постановка. Необходимо, чтобы натюрморт был понятен, имел свой характер, композиционную зацепку; маловыразительная постановка не даст желаемых результатов. Натюрморт может быть декоративным за счёт изменения формы предметов, использования активных цветовых контрастов и декоративного контура. Для создания наиболее выразительного образа можно придумать своеобразную тему в натюрморте. Это может быть город, театр, спорт или что-то другое. Существует несколько способов решения декоративного натюрморта:

1. Любой предмет натюрморта можно утрировать, доведя его до максимальной остроты, например, предельно округлить пузатый кувшин, сильно вытянуть удлинённую грушу, подчеркнуть пластику предметов декоративным рисунком.

2. Возможно изменение пропорций как внутри одного предмета, так и между несколькими.

3. Допускаются условности: предмет можно подвесить в воздухе, наклонить в сторону или сломать его. Один и тот объект может восприниматься с нескольких точек зрения, например, основание кувшина изображается фронтально, а горлышко – развернуто, как будто на него смотрят сверху, или блюдо с фруктами одновременно показано и сбоку, и сверху, что даёт возможность увидеть лежащие на блюде фрукты.

4. Надо помнить, что декоративное изображение на плоскости не имеет третьего измерения. Изображение рисуется без перспективы, плоскостно. Если необходимо показать перспективу в натюрморте, то делать это надо достаточно условно и осмысленно.

5. Можно передвигать предметы в композиции, менять их местами, увеличивать или уменьшать, вводить дополнительные объекты, драпировки или фрукты для заполнения пространства.

6. К цвету в декоративном натюрморте следует подойти обдуманно. Можно сохранить цветовой колорит постановки полностью, можно дополнить его новыми сочетаниями.

Возможностей для выполнения декоративного натюрморта много, важно одно: все приёмы должны работать на выявление идеи, быть обдуманы и отвечать главной задаче: «декор» – это «украшение», значит, декоративный натюрморт должен служить украшением.


                           Техника и технологии

                                                                          

Технология художественных материалов изучает свойства и качества бумаги, красок, кистей. К технологии можно отнести также покрытие живописного произведения лаком или другими составами и т. д. Техника – это специальные навыки, способы и приемы, посредством которых выполняется художественное произведение. Знание техники и материалов живописи, их особенностей помогает учащимся максимально реализовывать свой творческий замысел, создавать работы на высоком художественно уровне.

Декоративный натюрморт может выполняться простым карандашом, ручкой, фломастером и т. д., красками: акварелью, гуашью, акрилом. Детям ближе гуашь. Гуашь – краска непрозрачная, плотная; высыхая, она приобретает матовую бархатистость. Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на холсте,  ткани, картоне, фанере. Гуашь обладает пастозными (кроющими) свойствами, поэтому при работе гуашью работа ведётся от тёмного к светлому.

 

  Методика выполнения декоративного натюрморта

 

Начинать выполнение задания необходимо с внимательного анализа. Рассмотреть натюрморт с разных точек зрения, найти интересный ракурс. Делаются небольшие предварительные наброски натюрморта. Любая постановка натюрморта на чём-то строится: либо на вертикали высокого предмета, либо на выразительности декоративного задника, либо на красоте букета цветов, т. е. обязательно есть что-то главное, привлекающее внимание, вокруг которого всё располагается.

Стилизация может идти по пути упрощения и доведения до предметных символов или, наоборот, за счёт усложнения формы и активного наполнения изображения декоративными элементами.

             Копытова  Алина, 11 лет               Чудинова Анна, 12 лет

После выбора наиболее удачного композиционного положения переходим к разработкам в цвете, здесь нужно организовать ритм, противопоставляя светлые тона темным и средним. При работе над натюрмортом ставятся следующие задачи: преобразить реальность, постараться увидеть предметы с разных точек зрения, показать их «во времени и пространстве». Выделить главное и подчинить ему второстепенное. Использовать цвет прежде всего как средство эмоционального воздействия, способное передать «настроение» натюрморта при ограниченной цветовой палитре. Реализовать цветовое пространство.

 

     Стилизация в декоративной композиции

Стиль произведения изобразительного искусства проявляет себя совокупностью особенностей общего вида произведения и его частей, деталей изображения, колорита, композиции и всех остальных особенностей произведения. В результате возникает индивидуальная форма изложения художника, отличающаяся от какого-либо конкретного направления частными характеристиками создаваемого. Чем ярче личность художника, тем сильнее отражаются в его произведениях его индивидуальность и мировоззрение.

Стиль – это наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа исторического развития. Стиль выражает суть, уникальность художественного творчества в единстве его компонентов, содержания формы, изображения, выражения, личности и эпохи. Если сравнивать такие понятия, как стиль и манера, то манера – это особенные черты творческого процесса, а стиль – это конечный результат, синтез, целостность всех компонентов художественного произведения.

Спонятием«стиль» в изобразительном искусстве достаточно тесно связано понятие «стилизация». Творческая стилизация обязательно носит индивидуальный характер и подразумевает авторское видение и переработку явлений окружающей действительности привнесение в их отображение элементов новизны.

Помимо творческой стилизации существует стилизация подражательная, предполагающая наличие готового образца для подражания и точно воспроизводящая стиль какой-либо эпохи, известного художественного течения, знаменитого мастера, стили и приемы творчества того или иного народа.

При создании декоративных композиций чаще используется метод творческой стилизации, который предполагает создание натурального объекта в виде художественного символа. Художник творчески переосмысливает реально существующие объекты природы и окружающего мира, что является основным творческим методом и выразительным средством декоративно-прикладного искусства. Основная задача художника в данном процессе – создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность. Подлинно новым можно считать то, чего нет в природе и окружающем мире.

Декоративная композиция – композиция с высокой степенью выразительности и декоративности, включающая элементы стилизации, абстракции, усиливающей ее эмоционально-чувственное восприятие. Основной целью декоративной композиции принято считать достижение ее максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или полным отказом от достоверности изображения.

Декоративно-прикладной композицией является любая художественная композиция (панно, мозаика, витраж, настенная роспись, вышивка, эстамп, гобелен, скульптура малых форм и т.д.) служащая приданию художественной гармонии, законченности и эстетического обогащения интерьеров и экстерьеров общественных и жилых зданий, предметов бытового обихода и одежды, книжно-журнальной и рекламной продукции, транспортных средств и орудий труда. Декоративная композиция может быть выполнена как традиционными средствами изобразительного искусства (живопись, графика, лепка, мозаика, чеканка, резьба по дереву, камню, кости, вышивка и т. д.), так нетрадиционными способами и средствами – композиционно организованной садово-парковой флорой, гирляндами и букетами живых и искусственных цветов, растений, камня, цветного стекла и т. д.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: