Пейзаж. Правила линейной и воздушной

                       ПЕРСПЕКТИВЫ

Пейза́ж (фр. Paysage, от pays – страна, местность) – жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской, индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии (марина) и речной пейзаж. Пейзаж может носить исторический показывающий облик Земли в прошлом или отражающий вечные законы развития природы, фантастический, основан на воображении художника. Большое распространение получил космический, или астральный, пейзаж – реально увиденное с Земли или придуманное звездное пространство.

В России интерес к пейзажу начал расти в XVIII в. За несколько столетий он значительно вырос, и сегодня сравним с интересом к портретной живописи или исторической картине. Такой популярностью пейзаж во многом обязан работам талантливых российских художников, таких как И. И. Левитан, С. Ф. Щедрин, И. И. Шишкин.

За столетия пейзаж прошел путь от классицизма до символизма, отражая особенности своей эпохи, и включает множество направлений, таких как романтический, деревенский или городской. Однако хороший пейзаж передает прежде всего мироощущение его создателя, его настроение, дает возможность увидеть мир глазами художника.

При рисовании пейзажа первая задача – выделить в натуре границы пространства, подлежащего изображению, и связать его с листом бумаги. Иногда помощь в установлении границ рисунка может оказать «видоискатель» – картонное окошко с подвижной заслонкой, дающее возможность варьировать отношения сторон прямоугольника окна, обычно между одним и двумя квадратами. Стоя на улице обсаженной деревьями, можно наблюдать, как по мере удаления деревья становятся всё меньше и меньше, и самое большое дерево вдали будет не больше карандаша в руке. То же происходит и с машинами, в конце длинной улицы они кажутся игрушечными. Люди по мере удаления кажутся всё меньше и меньше.

Так ведут себя, подчиняясь законам перспективы, вертикальные предметы. А что происходит с горизонтальными линиями? Линии разметок на проезжей части, линии тротуаров по обе стороны улицы, линии горизонтальных архитектурных элементов зданий, удаляясь от нас, начинают постепенно сближаться и в самой дали сходятся в одной точке – точке схода. Через эту точку проходит линия горизонта.

Каждый дом на улице, повёрнутый к зрителю боком, имеет две точки схода на линии горизонта, которые в рисунке могут быть расположены далеко за пределами листа бумаги. У художника глаз тренированный, он может уверенно определить перспективные сокращения размеров зданий и предметов на улице, без каких-либо вспомогательных приёмов построения перспективы. Начинающему художнику, чтобы развить чувство перспективы, надо постоянно сравнивать и сопоставлять размеры и формы предметов относительно друг друга. Если изобразить в пейзаже фигуру человека, животных, то очень важно учесть законы перспективы.

 

                         Индустриальный пейзаж

В советский период, связанный со многими переменами в жизни людей, изобразительное искусство приобрело особый характер. Изменения затронули многие жанры искусства, в том числе живопись, и не обошли стороной пейзаж. Так, в 1930-е гг. возникло направление, получившее название «индустриальный пейзаж». В нем нашла отражение романтика восстановления народного хозяйства: строительство крупных объектов промышленности, индустриальный рост.

Одним из основателей этого направления в пейзажной живописи принято считать Б. Богаевского. Его излюбленная тема – величие строек и достижения советских людей на трудовом фронте. В разное время им были написаны картины с Днепрогэс – гиганта первой из пятилеток – и Днепростроя; эти полотна описывают величие перемен, происходящих в стране. Им было написано всего около 30 полотен с Днепрогэс, представляющих интерес не только для ценителей искусства, но и для историков.

Многие художники не могли пройти мимо созидательной жизни своих сограждан. К индустриальному пейзажу обращались такие живописцы, как Б. Яковлев, П. Котов, И. Машков, А. Самохвалов, А. Куприн и многие другие.

                                Сельский пейзаж

 

Пейзаж – это жанр искусства, связанный с изображением природы и местности. Многообразие природы обусловило появление в рамках этого жанра множества направлений, в которых одним наиболее популярных является деревенский (сельский) пейзаж.

Отношения между природой и результатами сознательной деятельности человечества всегда были достаточно сложными, даже конфликтными; в изобразительном искусстве это проявилось особенно ярко. Пейзажные зарисовки с архитектурой, забором или дымящей заводской трубой не создают настроения умиротворения: на подобном фоне вся красота природы теряется, уходит. Однако существует среда, где человеческая деятельность и природа находятся в гармонии или же, напротив, природа играет главенствующую роль – это сельская местность, где архитектурные сооружения дополняют деревенские мотивы. Это направление пейзажного жанра было популярно во все времена вне зависимости от моды. Художников в сельском пейзаже привлекает умиротворенность, своеобразная поэзия сельского быта, гармония с природой. Дом у реки, скалы, зелень лугов, проселочная дорога вдохновляли художников всех времен и стран.    

         

                        Морской пейзаж

 

Морской пейзаж, или марина, – направление в пейзажной живописи, связанное с изображением водной стихии; художников, чье творчество связано с этой тематикой, называют маринистами.

Морской пейзаж среди других направлений пейзажного жанра стоит на особом месте. Во все времена тема моря в искусстве не теряла популярности: как известно, любоваться игрой света на морской глади можно бесконечно. Море прекрасно в любую погоду, загадочно и непредсказуемо, обладает характером и силой. Описанию морских красот посвящено множество страниц литературных произведений; не менее популярна эта тема у художников.

Вся прелесть водной стихии для живописцев – в ее динамике, подвижности; в этом же состоит особая сложность для художников, стремящихся ее запечатлеть. Как говорил талантливейший русский маринист И. К. Айвазовский, движение живой стихии для кисти неуловимо, и написать море так же сложно, как молнию или порыв ветра. Особая сложность для живописцев состоит в том, что писать море с натуры невозможно – для создания марины нужно обладать живым воображением.

В разное время морская тема в пейзажном жанре привлекала   А. П. Боголюбова, К. Ж. Верне, В. В. Мешкова и др.

 

                                   Зимний пейзаж

В творчестве многих русских художников пейзаж занимал значительное место, и это неудивительно: природа наших просторов разнообразна и поражает красотой. Зимний пейзаж, т.е. картины зимней природы, выделяется как направление пейзажного жанра по нескольким причинам: во-первых, тема зимы и ее красоты не нова и вдохновляет художников на протяжении многих сотен лет; во-вторых, эта тема дает простор воображению, поскольку картины зимней природы всегда уникальны.

Зимняя тема практически неисчерпаема. Произведения могут быть четко прорисованными и полными деталей или же, наоборот, немного размытыми, как, например, «Иней» В. Токарева: нечеткость линий придает полотну загадочность и позволяет оценить ее прелесть целиком, не фокусируясь на деталях. Это может быть зимний лес во всем своем великолепии (как, например, «Лунный лес» В. Гремитских). К пейзажу может быть добавлено что-то иное: изображения животных, например, пользуются особой популярностью, так как отлично гармонируют с природой. Кроме того, очень красивы зимние деревенские пейзажи: заснеженные домики смотрятся радостно и создают ощущение праздника, что часто используется при создании новогодних календарей и открыток.

                                  Летний пейзаж

При упоминании лета у каждого человека невольно возникает ассоциация с отдыхом и яркими впечатлениями; для многих из нас лето – любимое время года. Именно поэтому у ценителей живописи всегда было популярно такое направление пейзажного жанра, как летний пейзаж.

Для художников же лето – неисчерпаемый источник вдохновения: яркие краски, цветущая, живая природа, сочная зелень, цветы и солнце дают пищу воображению и позволяют проявить индивидуальность в способах отображения.

Примером классического летнего пейзажа, умиротворенного и солнечного, можно назвать картину А. Харьковского «На берегу»: это полотно воплощает летнее тепло и безмятежность. Кроме того, нельзя не упомянуть «Скалы на Чеховском пляже в Гурзуфе» В. Гремитских: спокойное, неподвижное море и залитые солнечным светом скалы дают ощущение полной тишины и безмятежности.

Летний пейзаж – тема исключительно многогранная: ведь лето – это и яркие краски природы, и морские пейзажи, и деревенская тема, и солнечные улицы крупных городов; летние пейзажи могут нести целый букет эмоций, от безмятежности до потока энергии.

                                 Весенний пейзаж

Весна – это, пожалуй, главная тема искусства. К весенней теме во все времена обращались поэты, писатели и, конечно же, художники. Весна – это не просто красота пробуждающейся природы, а самый настоящий символ возрождения к новой жизни и любви; это не просто время года, а особое состояние души: полет, творческий подъем, молодость, восторг. Весной трудно не вдохновиться, и картины, посвященные этой теме, мало кого оставят равнодушными. Весенний пейзаж заслуживает особого разговора; такие полотна популярны прежде всего потому, что создают весеннее настроение круглый год.             

Весенние пейзажи отличаются особой нежностью и тонкостью колорита. Буйство красок больше подходит лету, весной уместны пастельные тона, неяркие, нежные цвета. Солнечный свет на полотнах не по-летнему ярок, он скорее угадывается. Основная цель художника – создать ощущение начинающегося пробуждения жизни: именно в нем заключена особая прелесть таких пейзажей. Для русских художников весенняя тема в творчестве особая. Зимы в наших краях суровые, поэтому начало весны всегда было долгожданным праздником. Особенно стоит упомянуть творчество Н. Крымова, И. Левитана, А. Саврасова, В. Никонова.

                                  Весна

 

Весна в картинах русских художников таит в себе нежность пробуждения природы от зимнего сна в ярких красках солнца, отражающегося в блеске тающего мартовского снега, в сочных красках, тянущихся к солнцу травы, листьев и цветениях весенних пейзажей.

Картина художника-передвижника Алексея Саврасова «Грачи прилетели» стала гимном русской природе, весне, которая еще только начинается, весеннему настроению, которое только пробуждается в природе, нас. В этой картине говорится о весне не прямо, а намеком, чувством, что весна началась буквально в этот миг, когда мы смотрим на картину. Так бывает, когда человек, долго носивший теплую куртку во время холодной зимы, вдруг однажды вышел в ней на улицу и заметил, что теплая одежда больше не нужна, весна началась и теперь с каждым днем будет теплее.

Картина представляет собой обыденный пейзаж. Мы видим природу, совсем не отошедшую от зимнего сна, не преобразившуюся, а только пробуждающуюся. С первого взгляда кажется, что художник нарисовал зиму. И, лишь вглядевшись в детали, понимаешь, что это пришла весна.

На переднем плане – рыхлый грязный снег. Он тусклый и потому не дает блики на свету. Несколько голых берез – кривых и изломанных. За ними виднеется черное поле, серый горизонт, небо, покрытое облаками. Больше присутствует серый цвет, чем голубой. Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. Но так кажется на первый взгляд. Из-за берез видна церковь с колокольней, типичная для русской деревни средней полосы. Пейзаж Алексей Саврасов писал с натуры в Костромской области и эта церковь до сих пор стоит на том же месте, на котором видел ее художник. А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света.

Если внимательно посмотреть то мы увидим признаки весны – огромную проталину с водой с правой стороны, луч солнца, освещающий картину откуда-то извне. А еще мы видим то, что нарисовать невозможно, но можно изобразить – воздух. Алексей Саврасов был большим мастером именно по изображению воздуха, который и давал его картинам чувство, дыхание, наполненность. Картина наполнена воздухом – весенним, свежим, теплым.

Главная деталь, которая только подтверждает наши выводы о весне – грачи. Они облепили ветки березы, вернулись в свои старые гнезда, которые покинули осенью. Грачи – перелетные птицы, раз они прилетели, значит, весна точно началась, в этом нет сомнений.

На картине «Весна» художник отобразил только самое начало весны. Ранняя весна. Снег ещё лежит плотно, и чтобы пройти к дому, приходится протоптать тропинку. Небо таит в себе тревогу, серые, зимние тучи нависают над миром, их уже рвут кое-где синие лоскутки весеннего сияния.

Деревья как будто нарочито пестрят весенними красками, как бы обгоняя пробуждение природы. Земля на пригорках начинает оттаивать, и темнеет жирно и сочно. Старый дом пока закрыт, но и он чувствует, что скоро, очень скоро вернутся в него люди, и он, пригретый солнцем, старается избавиться от последних следов снега на веранде.

Деревья тянутся к солнцу. Кажется, что они стараются согреться, и тянут свои руки-ветви к солнцу, и только вьюн ещё не проснулся, и висит сухими плетями на перилах веранды. Не видно ни птиц, ни весёлого пса, встречающего радостным лаем всех, кто подходит к дому. Не слышно детских голосов, которые звенят здесь всё лето. Всё в ожидании.

Ещё бывает по ночам морозец, и подтаявший снег на веранде окаймлён ледяными кружевами, но тишина уже настороженная, ждущая. И свежий ветер гонит тучи прочь, расчищая дорогу весне.

Вторая картина «Весна» – конец апреля. Небо синее-синее. Днём солнце пригревает, и вокруг дома снега совсем не осталось. Снег ещё лежит в поле и между деревьями, но дни его сочтены. И вокруг деревьев снег уже растаял. Они дышат и тянутся к солнцу. Под кожей-корой потекли весенние соки, набухли почки, и первые молодые листочки приоткрыли свои крошечные ладошки. Их почти не видно, но светло-зелёная дымка на гибких ветках уже радует глаз. Сквозь старую траву пробивается свежая зелень. И кажется, что старый дом, залитый солнцем, улыбается весне. Отзвенела капель, растаяли хрустальные сосульки, и только деревянные кружева венчают его крышу.

                                  Осенний пейзаж

Тема осени в искусстве во все времена была особой. Осень, в отличие от лета, неоднозначна и загадочна, как сама жизнь. Это не просто период, символизирующий переход от лета к зиме, а нечто большее. Осень, если сравнивать год с человеческой жизнью, символизирует зрелость, период накопления опыта и переосмысления важных вещей. Осень как период сбора урожая, о котором заботливо ухаживали весь год, означает еще и подведение итогов: что посеешь, то и пожнешь.

И конечно же, осень привлекает художников буйством красок; это расцвет природы на другом уровне, более возвышенном и в то же время гармоничном. При этом в осенних пейзажах отчетливо ощущается дыхание приближающейся зимы: подернутая льдом река, первый, еще недолговечный, снег – частые фигуранты осенних полотен.  

Едва ли осенний пейзаж обойдется без деревьев с облетающей листвой – эти оттенки красного и желтого по-настоящему завораживают. Один-единственный кленовый лист замечательно передает осеннее настроение, поэтому именно клен в полотнах этого направления весьма популярен. Тема осени в природе не оставляла равнодушными многих художников. Среди наиболее известных И. Левитан, И. Шишкин, И. Репин.

 

                                   Ночной пейзаж

Первые полотна в европейской живописи с изображением ночи появились в XIV в. и связаны прежде всего с возросшим интересом человека к окружающему миру и самопознанию. Пейзажей с ночной темой написано гораздо меньше, чем картин другой тематики, однако они чрезвычайно интересны тем, что позволяют заглянуть во внутренний мир людей как других эпох, так и современников. Направление пейзажной живописи, именуемое «ночным пейзажем», или «ноктюрном», приобрело популярность в XVII в. Этой темой увлекались такие известные всему миру художники, как Рембрандт, Рубенс, Баувер и Лоррен, а голландский художник Арта дер Нер сделал ноктюрн основной темой своих работ. Полотна этих мастеров, исполненные романтического настроения, оказали значительное влияние на развитие этого направления в XVIII и XIX вв., определили основные цветовые приемы и световые эффекты.

Сегодня ночные пейзажи чрезвычайно популярны; в этом направлении пробуют себя многие художники – приверженцы пейзажного жанра. Ноктюрны способны не только украсить интерьер, но и придать ему особый шарм: ночные пейзажи завораживают, обладают магнетической притягательностью.

                                      

                               

                                  Горный пейзаж

С таким направлением, как горный пейзаж, связано не только изображение гор и скал, но и местности вокруг гор, т. е. деревьев, неба, растительности и человеческого жилья.

Горный пейзаж очень интересен для модернистов – в русском изобразительном искусстве горы по праву считаются чем-то экзотическим, нетипичным ландшафтом. Ломаные линии, буйство красок, монументальность – едва ли другое направление пейзажного жанра сможет дать такую возможность самовыражения.     

Горы привлекают и художников особенного склада, романтиков, для которых они символизируют некую тайну и величие. Такие живописцы стремятся к поиску вечной истины, поэтизируют древность. Горный пейзаж становится для них самым лучшим способом самовыражения, ведь гора – это еще и символ божественного, древнего, созданного нерукотворно. Она монументальна и приближена к небу, способна вызвать чувство благоговения.

Тема гор в пейзажной живописи прослеживается у Ван Гога, Гогена, К. Фридриха, К.М. Чюрлениса. Интересно творчество китайских художников, которые работают в стиле «горы и воды».

 

                                   Лето

 

Лето в картинах русских художников пропитано гармонией тепла и благоухания зелени, то слегка утомленной знойной жарой, то пропитанной освежающей влагой после теплого летнего дождя.

Картина Александра Герасимова «После дождя» включает в элементы разных жанров и тем интересна. Мы видим террасу, на которой, может, лишь час назад сидели люди – пили чай, читали газеты, кто-то, наверное, вышивал на теперь уже пустой скамейке, стол, на котором расположены ваза с цветами и перевернутый стакан. На заднем плане чистый красивый пейзаж – летний сад, омытый дождем. Посмотрев на картину, чувствуешь свежесть после дождя, влажность воздуха. Художнику очень хорошо удалось передать атмосферу, которая бывает после дождя. Все намокло от дождя и это самое удивительное, как удачно живописцу удалось написать дождевую воду буквально на всех поверхностях. Видно, что ливень прошел только что, и еще ни капельки не высохло, не испарилось. Вода блестит благодаря уже выглянувшему солнцу, мы видим его пробивающиеся лучи в саду. Все поверхности – стол, пол, скамейка, листва – в бликах. Радужные блики написаны с большим мастерством и не остается сомнений – если бы удалось положить ладонь на эту скамейку или провести рукой по листве дерева – на ней остались бы капли воды.

Герасимов написал за свою жизнь множество выдающихся работ, за которые получал премии и награды. Но картина «После дождя. Мокрая терраса» была его любимой. Он считал ее самой лучшей своей картиной.

                                  Осень

 

Станислав Жуковский оставил богатое наследие, множество картин, среди которых самые разные жанры. Немало из них пейзажей и интерьеров, живописца можно назвать певцом усадебных мотивов. Часть своего творчества он посвятил изображению красивых, оригинально обставленных залов и заоконных пейзажей, открытых террас и открывающихся с них видов. Картина «Осень. Веранда» – одна из таких. Она была написана в 1911 г., когда художник много разъезжал, отыскивая усадьбы и вдохновляющие мотивы для своих картин. Эта веранда изображена в самый красивый момент осени.

На картине перед нами край красивой белой веранды, окруженный элегантным бортиком. Художник любил рисовать с натуры. Свой мольберт он установил в глубине веранды. Так ему был хорошо виден и угол деревянной пристройки, и пейзаж за ней. В углу расставлены белые скамьи, перед ними – стол. На столе стоит стеклянная ваза с пышным букетом желтых цветов, их цвет – в тон осенним листьям. Все говорит о том, что это веранда большого и ухоженного жилого дома.

Можно представить, что еще вчера за этим столом сидели члены дружной семьи и их гости – дамы в красивых длинных платьях и замысловатых шляпах, господа в сюртуках и смокингах. Они философствовали и любовались красотой осени. Недаром же какая-то заботливая рука поставила на стол этот со вкусом подобранный букет, наверное, чтобы порадовать присутствующих.

Похолодало, художник сумел передать морозный осенний воздух. Несмотря на то что солнце светит сильно, никто не захотел выйти на веранду, она пустует. О яркости солнечных лучей говорят блики на всех поверхностях – на полу, столе, скамейках, перилах, эту яркость подчеркивает тень от букета. За ночь веранду занесло стремительно опадающей листвой, опавшие листья забились под скамейки. Но никто не стремится их убирать. Возможно, посиделки здесь закончились до следующей весны.

Можно предположить, что гости спустились по ступенькам и пошли прогуляться в этот парк, окружающий усадьбу. Здесь темные сумрачные ели контрастируют с яркой желтизной берез, уже наполовину лишившихся своей листвы. Небесная лазурь еще ярка, но эта поредевшая листва нагоняет немного безотчетной грусти.

Грустная ненастная пора поздней осени отражена в картине И.  Левитана «Осень. Дорога в деревне». Пасмурный день поздней осени. Давно закончилась пора листопада. Длительные дожди основательно размыли грунтовую деревенскую дорогу. Глядя на нее, представляешь, как будут увязать ноги в этой грязи, с каким трудом лошадь будет тащить по ней телегу. Дорога на картине начинается прямо по центру, на переднем плане и вертикально, слегка изгибаясь, уводит вдаль. По краям дороги – остатки высохшей пожухлой травы. На фоне остальной блеклости она кажется довольно яркой.

Темная полоса дороги делит нижнюю часть картины почти точно пополам. У правого края дороги – огромная лужа. Многие художники, изображая спокойную воду в своих картинах, любили использовать ее отражающий эффект, как у зеркала. Здесь Левитан пользуется тем же приемом. Недалеко от лужи – два могучих ствола. На деревьях уже нет ни одного листика. Несмотря на свою высоту и толщину, деревья выглядят беспомощно, голо. Эти почти вертикальные стволы помогают художнику обозначить вертикальную перспективу полотна.

По обеим сторонам дороги расположены человеческие жилища это крестьянские избы. Как и все остальное, они выглядят невзрачно и безрадостно. Из всего живого на картине мы видим одинокую ворону на ветке дерева. Более двух третей картины занимает небо – серое, беспросветное, ярко голубеющее лишь тонкой полоской у самого горизонта. Скоро с неба повалит снег и укроет землю, все преобразится, станет белоснежным. Боль, печаль и, несмотря на это, любовь к родной стороне видим мы в этой картине.

 

                                   Зима

Трогательные чувства возникают в душе каждого человека, когда выпадает первый снег. Даже в городе от шума и суеты может отвлечь внезапно переменившаяся картина улицы, покрытой первым снегом. Первый снег всегда несет мимолетную радость долгого, в течении всей осени, ожидания зимы. Описание первого снега мы видим в картине А. Пластова «Первый снег».

На картине художник изобразил небольшой фрагмент крестьянской жизни. Перед нами порог деревянного дома, за ним виднеется береза, вдали еще изба, падает снег. Видимо, он начал падать давно, потому что вся земля покрыта снегом, намело уже довольно большие сугробы. На один из сугробов на заднем плане приземлилась ворона.

В пейзажных работах А. Пластова центром являются человеческие фигуры. На этот раз дети – мальчик лет шести и девочка чуть старше. Скорее всего, они с опозданием выглянули в окно, увидели, что идет снег, и стали поспешно одеваться. Ярко-желтый платок девочки, впопыхах накинутый и прикрывающий почти всю ее фигурку, вносит в картину искру неожиданной радости. Дети торопились играть, кинуться в снег, бросаться снежками, но, выскочив на порог, остановились, завороженные снегопадом. Хлопья снега плавно опускаются перед ними. Замерев на пороге, дети в восторге озираются вокруг и не решаются двинуться дальше.

Скупость цвета и деталей в этой картине объясняется тем, что она была написана в 1946 г., в суровое, безрадостное, голодное, послевоенное время. Но и в это суровое время дети верили в сказку и в чудо. Нетронутую детскую душу художник сравнил с чистым первым снегом.

Зима прекрасна не только в лесу, но и в городских условиях, о чем и рассказывает картина Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». Художник передал зимние окрестности города в светлых, бело-розовых тонах, выражая свое настроение, вызванное красотой зимы в окрестностях города. В то же время Григорий Григорьевич словно подчеркивает способность человека видеть красоту во всем, ведь на картине самый обыденный пейзаж, без великолепных картин буйства природы.

Простая картина Подмосковья: еловый лес, железнодорожная насыпь, шоссе с автомобилями. Все самое обыденное, вплоть до деревянного дома и лыжников. Тем не менее цветовая гамма картины передает нам радостное настроение, нежность и умиротворение. Появляется ощущение, словно на полотне не зима, а начало весны, что, впрочем, и недалеко от истины. Ведь именно в феврале ощущается приближение новой поры года, вместе со светом, яркостью неба и пушистостью облаков. И это мастерски передано в картине рыхлостью сугробов, легкой одеждой лыжников, яркостью красок. Уже чуть-чуть и весна!

Именно этот переход, осуществляющийся на фоне обыденной реальности, и вызывает эмоции. Наверное, в этом и заключается смысл искусства, его главная задача. И картина Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» великолепно справляется с этой задачей!

 

                     Состояние природы

Обратимся к картине И. Левитана «Сумерки, луна». Сумерки – пограничное состояние между днем и ночью. Это удивительное время, когда даже самые обычные предметы становятся вдруг таинственными, как будто принадлежащими другому миру. В конце XIX – начале XX в., в эпоху господства символизма, многие поэты и художники посвящали свои произведения тревожному сумеречному бытию.

Медленно плывет по небу луна – величественная владычица ночи. Однако она ещё не полностью вступила в свои права, не оттого ли столь неясно и зыбко ее отражение в речной воде. Готовится к встрече с иной реальностью пожелтевший осенний лес. Беспокойно клонятся к воде деревья, словно пытаясь прочитать в ней свою судьбу. И, в отличие от луны, их отражения не так расплывчаты, ведь они принадлежат еще не забытому дню. Именно дневное солнце, пусть даже по-осеннему неяркое, дарит деревьям жизнь. А луна ведает тихими шорохами, неверным светом, скользящими расплывчатыми тенями. Все это пугает лес, заставляя его замереть в тревожном ожидании.

В картине И. Левитана «Вечерний звон» соединились впечатления от двух монастырей: под Звенигородом и на Волге. Левитан не ставил своей задачей изобразить определенное место –картина передает состояние души, которое обретает человек, когда видит старинный монастырь и слышит перезвон колоколов, зовущих на вечернюю службу. Тогда время как будто останавливается, и на мир снисходят покой и тишина. Все тревоги и заботы кажутся мелкими при виде этого уголка земли, полного величавой кротости. Вечернее солнце окрашивает летний пейзаж в осенние, ржавые и красноватые тона. Неподвижна, как зеркало, гладь реки, в которой отражаются рыжие деревья и белые церковки. Прозрачное сияющее небо словно бы обнимает монастырь с двух сторон – одно наверху, другое внизу, в реке. От берега к монастырю движется маленький, кое-как сколоченный паром, на котором видны две фигуры в черных монашеских одеждах. Кажется, что паром движется в такт перезвону, и когда он пристанет к берегу, колокола умолкнут.

На картине И. Айвазовского «Черное море» море изображено в пасмурный день; волны, возникая у горизонта, движутся на зрителя, создавая своим чередованием, величавый ритм и возвышенный строй картины. Она написана в скупой, сдержанной красочной гамме, повышающей ее эмоциональное воздействие. Картина свидетельствует о том, что Айвазовский умел видеть и чувствовать красоту близкой ему морской стихии не только во внешних живописных эффектах, но и в едва уловимом строгом ритме ее дыхания, в ясно ощутимой потенциальной ее мощи. И, конечно, в этой картине он демонстрирует главный свой дар: умение показать пронизанную светом, вечно подвижную водную стихию. Морские волны, как драгоценные камни, вбирают в себя множество оттенков зеленого и синего, их уже не назовешь словами.

Одновременно с этими огромными картинами Айвазовский написал ряд произведений, близких к ним по замыслу, но выделяющихся новой красочной гаммой, предельно скупой по цвету, почти что монохромной. Композиционно и сюжетно эти картины очень просты. На них изображен бурный прибой в зимний ветреный день. О песчаный берег только что разбилась волна. Бурлящие массы воды, покрытые пеной, стремительно сбегают в море, унося с собой клочья тины, песок и гальку. Навстречу им поднимается очередная волна, которая является центром композиции картины. Чтобы усилить впечатление нарастающего движения, Айвазовский берет очень низкий горизонт, которого чуть касается гребень большой надвигающейся волны. Вдали от берега на рейде изображены корабли с убранными парусами, стоящие на якорях. Над морем нависло тяжелое свинцовое небо в грозовых тучах. Общность содержания картин этого цикла очевидна. Все они в сущности являются вариантами одного и того же сюжета, отличающимися только в деталях. Этот цикл картин объединен не только общностью сюжета, но и цветовым строем, характерным сочетанием свинцово-серого неба с оливково-охристым цветом воды, чуть тронутой у горизонта зеленовато-голубыми лессировками.

При выполнении пейзажа, натюрморта художники используют закон перспективы.

Перспектива (фр. perspective, от лат. рerspicio – ясно вижу) – системы изображения на плоскости пространства и объемных тел, их пространственной структуры, расположения в пространстве и удаления от наблюдателя.

Перспектива в изобразительном искусстве служит как воссозданию образа видимого мира, так и истолкованию мира, выражению той или иной концепции мироздания. Попытки передать воздушную перспективу наблюдаются уже в средневековых пейзажах Китая, Кореи, Японии. Но свое теоретическое обоснование метод получил в XVI в. в работах Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи обосновал принципы воздушной перспективы, влияние воздушной среды на уменьшение четкости очертаний предметов и на изменение их цвета с удалением от наблюдателя.

Линейная перспектива – закономерное изменение масштабов изображения разноплановых объектов, расположенных на плоскости. Иными словами, это технический рисунок. Линейная перспектива способствует достижению пространственного воздействия посредством изменения формы групп растений и архитектурных элементов. Она помогает укоротить или удлинить расстояния между ними.

Воздушная перспектива – изменение в цвете и тоне предмета. Воздух редко бывает идеально прозрачным: дым, пыль, водяные пары часто создают дымку, которая изменяет цвет объектов вдалеке. Этот эффект называется воздушной перспективой и находит отражение во взаимосвязанных явлениях.

Видимый горизонт – линия, на которой сходятся земля и небо.

Линия горизонта (упрощенный истинный горизонт) – воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя.

Линии схода – это линии, образующие края формы объекта с учетом их удаленности от точки наблюдения и показывающие положение объекта в перспективе.

Точка схода – точка, в которой соединяются линии схода.

 

                               Виды перспективы

В зависимости от назначения перспективного изображения перспектива бывает: прямой линейной, обратной линейной, тональной, воздушной, сферической.

   

Виды прямой перспективы

                                 

Прямая линейная перспектива рассчитана на фиксированную точку зрения в единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана). Она основывалась на простых законах оптики и превосходно подтверждалась практикой. Отображение пространства на плоскость сначала простой камерой обскура с простым отверстием (стенопом), а затем и с линзой полностью подчинено законам линейной перспективы. Прямая перспектива долго признавалась как единственно верное отражение мира в картинной плоскости.

С учетом того, что линейная перспектива – это изображение, построенное на плоскости, плоскость может располагаться вертикально, наклонно или горизонтально в зависимости от назначения перспективных изображений. Вертикальная плоскость, на которой строят изображения с помощью линейной перспективы, используется при создании картины (станковая живопись) и настенных панно (на стене внутри помещения или снаружи дома преимущественно на его торцах). Построение перспективных изображений на наклонных плоскостях применяют в монументальной живописи – росписи на наклонных фризах внутри помещения дворцовых сооружений и соборов. На наклонной картине в станковой живописи строят перспективные изображения высоких зданий с близкого расстояния или архитектурных объектов городского пейзажа с высоты птичьего полета. Построение перспективных изображений на горизонтальной плоскости применяют при росписи потолков (плафонов). Известны, например, мозаичные изображения на овальных плафонах станции метро «Маяковская» художника А. А. Дейнеки. Изображения, построенные в перспективе на горизонтальной плоскости потолка, называют плафонной перспективой.

Линейная перспектива на горизонтальной и наклонной плоскостях имеет некоторые особенности, в отличие от изображений на вертикальной картине.

В наше время активно используется прямая линейная перспектива, в большей степени из-за большей «реалистичности» такого изображения и, в частности, из-за применения данного вида проекции в 3D-играх.

 

                  Обратная линейная перспектива

При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя. Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов. Потому такую систему перспективы считали ошибочным приемом, а саму перспективу – ложной. Однако такое утверждение не выдерживает критики, обратная перспектива имеет строгое математическое описание и математически равноценна.

 

                                   

  Перспективы, прямая (слева)             Схема построения

          и обратная (справа)                 линейной перспективы

 

 

                                      

                       Схема построения обратной перспективы

                                 

 

                                    Тональная перспектива

Тональная перспектива – понятие техники живописи, способ передачи светотеневых и колористических объектов изображения. Тональная перспектива – это изменение в цвете и тоне предмета, изменение его контрастных характеристик в сторону уменьшения, приглушения при удалении вглубь пространства. Принципы тональной перспективы первым обосновал Леонардо да Винчи.

Воздушная перспектива – это такое природное явление, когда по мере удаления предметов от глаз наблюдателя исчезает четкость и ясность очертаний. Объекты на удалении характеризуются уменьшением насыщенности цветов (контраст светотени смягчается, а цвет теряет свою яркость). Дальний план кажется более светлым, чем передний.

 

                             

 

                                   Воздушная перспектива

 

                         

 

                            Виды сферической перспективы

 

При изображении предметов в сферической перспективе все линии глубины будут иметь точку схода в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более изгибаться, трансформируясь в окружность. Каждая линия, не проходящая через центр, будучи продлённой, является полуэллипсом.

 

14. Примерные планы-конспекты уроков

 

                             Декоративное рисование.

      Составление цветочного узора для подноса

 

Цель урока: научить составлять цветочные узоры, дать сведения о ритме, композиции в круге. Развивать графические умения, связанные с приемами цветочной росписи, художественный вкус углублять представлениями о разнице реальных и декоративных цветов. Активизировать творческое воображение. Воспитывать любовь к прекрасному.

Оборудование

Для учителя: наглядные пособия в виде таблиц, показывающих последовательность построения изображения, лист бумаги, краски.

Для учащихся: альбом, карандаш, ластик, гуашь.

 

                     Ход урока

I. Организационная часть: установить должную дисциплину в классе,проверить готовность учащихся к уроку, отметить отсутствующих.

II. Объяснение нового материала.

Сегодня совершим путешествие в прекрасный сказочный мир жостовских подносов. Расписные железные подносы, радующие глаз игрой ярких красок, благодаря блеску лакированной поверхности, живой выразительности свободной кистевой росписи, относятся к числу произведений русского декоративно-прикладного искусства. Талант народных мастеров превращает скромные предметы домашнего обихода в нарядные украшения жилища. Родина нарядных подносов – деревня Жостово под Москвой.

В первой половине XIX в., когда формировалось искусство росписи подносов, в русском декоративно-прикладном искусстве развивался цветочный орнамент. Цветочные узоры украшали всевозможную одежду, ткани, ковры, они были распространены в росписи фарфоровой посуды. Здесь сложились приемы своеобразной скорописи, вызванные необходимостью работать быстро и много. И сегодня мастера Жостова пишут не по образцам, а свободно творя, опираясь на определенные, установившиеся художественные правила.

Для производства жостовских подносов применяют тонкую кровельную сталь, листовое железо. Ковка подносов осуществляется на механических прессах. В процессе изготовления листы штампуют в нужные формы, затем подносы проходят вальцовку (для придания жесткости бортам). После вальцовки подносы грунтуют, шпаклюют тонкотертой глиной или глифталевой шпаклевкой, зачищают, шлифуют и трижды покрывают лаком, просушивая после каждого покрытия в печах при температуре 80 –90°С.

Кованые подносы создаются ручной ковкой ковалями по старинной кустарной традиции: форма и размер подноса зависят от творческого варьирования коваля. Ручными ножницами выкраивается скобка из 3-5 карт металла, далее при помощи молота и наковальни форма выбивается, вытягивается. Край подноса закатывается с закладкой в него для прочности проволоки, после чего край выравнивается на наковальне молотком.

В Жостове производятся подносы самых разнообразных форм: прямоугольные (сибирские), овальные, круглые, крылатые с фестончатыми краями, готические с краями и др.
Наиболее важной операцией после изготовления подноса, требующей подлинного творчества, является роспись. Жостовские мастера пишут масляными художественными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Используются беличьи кисточки. Роспись жостовских подносов выполняется в несколько приёмов.

           

Перед росписью поднос тщательно отшлифовыют и покрывают двойным слоем грунта, приготовленным на основе сажи и каолина. Затем заготовку снова шлифуют и покрывают несколькими слоями цветного лака. Каждый слой должен быть хорошо просушен и идеально отшлифован. Изделие готово к росписи, и дальше к работе приступает художник. Роспись традиционных подносов производится масляными красками. После завершения росписи вновь покрывают несколько слоев лака с последующей просушкой и полировкой для придания готовому подносу зеркального блеска.

Грунтовка. Металлическую заготовку подноса грунтуют, шпатлюют, шлифуют и покрывают лаком. И выбирают цвет для фона. Чаще всего фон – чёрный, но может быть и белым, синим, красным, бирюзовым.

Цветочную роспись жостовкие мастера выполняют масляными красками в две стадии. Первая стадия письма называется замалевкой (подмалевок), вторая – выправкой.

Замалевка (подмалевок). В замалевке мастер широкой кистью набрасывает силуэт букета. Роспись ведется без предварительного рисунка плотными красками. Создавая букет, художник вращает поднос, подставляя под кисть нужный участок поверхности. На этом этапе важно следить за краской и выразительностью силуэтов цветов, бутонов, листьев, за ритмическим расположением красочных цветов, за соотношением масштаба росписи с площадью, формой и фоном подноса.

Выправка. Этот этап заключает серию сложных живописных операций. Работают от общего к деталям, добиваясь завершенности цветочной росписи. Следует обратить внимание на приемы усиления теневых и освещенных мест в цветочных формах, бликовку – белильные разделки цветов, бутонов, листьев которая сродни белильной оживке в городецкой росписи.

Чертежка – тонкая, музыкальная линия, которая завершает разделку основных форм букета, выявляет очертания лепестков и прожилок листьев. Чертежка напоминает значение темной оживки в городецкой росписи и наводку в полхов-майданской росписи.

Привязка – изображение травки, написанной в просветах между цветами и листьями, завершает роспись букета.

Борта подноса украшаются легким, ажурным орнаментом – уборкой.

III. Самостоятельная работа учащихся.

На первом уроке работу начинают сразу кистью. На палитре подбирают краски для цветов, которые должны гармонировать с фоном подноса. На первом этапе исполнения композиции букета важно не прорисовывать детали. Цветовыми пятнами определяем большие и мелкие цветы букета.

На втором уроке завершается роспись подноса. Во время рисования цветов и листьев на подносе обратить внимание на гармонию цветового решения, на богатство декоративных приемов (штрихи белой и темной оживки, ритм лепестков, контурка).

Художественные приемы жостовской росписи ведут свои истоки от традиционной лаковой миниатюры, но имеют свои особенности. Основа подноса – рисунок яркими красками по темному фону и оформление композиции золотым орнаментом. Фон подносов не обязательно должен быть черным, он может быть красным, коричневым, зеленым, синим. Жостовский поднос расписывают таким образом, что в центре композиции (цветочного букета) находятся самые крупные и яркие цветы, на который направлен основной акцент. Ближе к краям элементы становятся все мельче и темнее, они начинают сливаться с фоном. Таким образом достигается зрительная глубина и объемность живописи.

Цветы пишутся не с натуры, они условны, все зависит от творческого воображения мастера. Основными мотивами подноса являются всевозможные цветочные мотивы. Цветы могут собираться в большие букеты, изображаться в корзинах, располагаться гирляндами по всему периметру подноса. Иногда мастера дополняют изображение ягодами, фруктами, птицами.

Весь процесс росписи условно разбит на 4 этапа. Сначала делается замалевка, на изделие как бы набрасывается разбеленными красками обобщенный силуэт будущего рисунка, расположение основных пятен, затем осуществляется тенежка или прокладка, нанесение прозрачных теней и обозначение плотными красками самых светлых мест. После этого форма цветов и листьев становится более определенной. Третий этап – бликовка, нанесение белильных мазков. При помощи их уточняются все объемы. Четвертый – чертежка и привязка. При помощи самой тонкой кисточки мастер упругими гибкими линиями обводит контур каждого листочка и лепесточка, рисует мелкие веточки и детали, которые и называют привязкой.

 

                       Приемы жостовской росписи

 

         

                                                            

 

      

         Замалевок                  Тенежка               Прокладка

 

  

Бликовка                   Чертежка              Привязка

 

 

       

         Замалевок                              Тенежка   

 

           

 

                     Прокладка                              Бликовка

 

            

     

 

             Чертежка                                Привязка

 

IV. Подведение итогов урока.

По окончании самостоятельной работы учащихся проводится выставка работ. Работы анализируются вместе с детьми, отмечаются положительные и отрицательные стороны работ.

V. Задание на дом:принести альбом, краски, клей, цветную бумагу, ножницы.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: