Объемная картина на тему: «Кубанские мотивы»

                              Лепка из соленого теста

Цель урока:научить учащихся искусству, создавать декоративную картину с лепными элементами из соленого теста. Развить творческие способности учащихся. Начать знакомство учащихся с ремеслами и промыслами на Кубани.

Оборудование:

Для учителя – наглядные пособия с изображениями орудий труда: земледельца, охотника, рыбака, наглядное пособие поэтапного выполнения лепки из соленого теста.

Для учащихся – соленое тесто, клей ПВА, стек, дощечка, кисть, бумага.

                             Ход урока

I. Организационная часть: устанавливаю должную дисциплину. Проверяю отсутствующих в классе и готовность к уроку. Сообщаю новый материал.

II. Сообщение нового материала.

Сегодня мы познакомимся с культурой Кубани, будем изготавливать поделки из соленого теста на тему: «Кубанские мотивы». Для начала хочу немного рассказать вам о лепке как таковой.

Уже древние люди лепили из природного материала – глины. Но изделия древних людей имели в большинстве случаев утилитарный характер, т. е. предметы использовали в быту для различных целей. Крупные сосуды использовались для приготовления пищи, более мелкие служили, очевидно, для еды. В дальнейшем люди стали выражать свои мысли, чувства посредством творчества и керамика стала приобретать эстетический характер. Керамическое мастерство зародилось на самой заре человеческой истории, в период первобытнообщинного строя. Появившись, как свидетельствуют археологические данные, еще в эпоху мезолита (середина каменного века) 15–12 тыс. лет тому назад, оно уже в эпоху неолита (нового каменного века) получило развитой характер. А лепка из соленого теста, это так сказать, наиболее доступная альтернатива современности, не требующая дополнительного оборудования. Также лепкой из глины занимались и на Кубани.

Благородные кубанские земли были заселены в глубокой древности. В этих краях были более распространены жилища из «самана» (глина, перемешанная с соломой для большей крепости). Крышей служила связанная пучками. Некоторые такие дома сохранились и по сей день. Кубанская природа богата своими великолепными пейзажами: видами гор, рек, лугов и полей. Главным ремеслом на Кубани было земледелие – освоение целины (т. е. не используемой человеком до того). Кубанские земли всегда приносили щедрые урожаи за счет плодородных земель и благоприятного климата, недаром Кубань называли и называют  «Кормилицей России». Наряду с этим казаки занимались и охотой, и рыбалкой, и гончарными ремеслами, и многими другими. Вот какая великая и могучая у нас родина!

Узнав немного о жизни Кубани, мы будем изготавливать поделки на эту тему. Подобные поделки мы можем довольно часто видеть в сувенирных магазинах, на Арбате, на школьных выставках. В дальнейшем это умение может вам пригодиться, например, чтобы поздравить, маму с Восьмым марта, слепив ей, предположим цветы. Я, думаю, ей будет очень приятно. 

Технологии лепки из соленого теста. Для начала нужно убедиться, что тесто, приготовленное вами дома, нужной консистенции. Чтобы слепить что-либо, возьмите достаточный кусочек теста, скатайте его в шарик ладошками. Затем аккуратно начинайте придавать ему нужную вам форму, можно использовать для этого стекла или любые подручные средства, например, обратную сторону кисти, карандаш, ручку. Потом приклеиваем фигурку к дощечке на клей ПВА.

Для того чтобы рельеф был более гладким, тесто очень удобно заглаживать при помощи смоченной в воде кисточки. После того как тесто подсохнет, уже будет можно раскрасить фигурки и фон красками «Гуашь».

III. Самостоятельная работа учащихся.

1. В первую очередь ученики делают легкий набросок карандашом на бумаге.

2. Переносят рисунок на дощечку.

3. Ребята вылепливают объемные детали картины с помощью стекла и приклеивают их при помощи клея на дощечку. Во время работы необходимо следить за последовательностью проведения работы. Если учащиеся допускают одинаковые ошибки, то нужно приостановить работу и показать, как исправить ошибки. Правильность технологии изготовления показывается при помощи наглядного пособия.

IV. Подведение итогов урока.

По окончании самостоятельной работы учащихся проводится выставка работ, которые анализируются вместе с детьми, отмечаются положительные и отрицательные стороны в их работах. Затем отмечается, как работал класс, не забывая при этом о воспитательной функции урока.

V. Задание на дом:принести альбом, краски, клей, цветную бумагу, ножницы.

 

                    Рисование с натуры натюрморта

                      из бытовых предметов

Цель урока: научить учащихся перспективному построению предметов на изобразительной плоскости.

Учебно-воспитательные задачи урока: выполнить компоновку изображения в формате; определить элементы наблюдательной перспективы (линию горизонта, точки схода) со своего рабочего места; проанализировать форму предметов натурной постановки; выполнить объемно-конструктивное построение предметов, используя пространственные качества линии; развивать графическую культуру учащихся.

Оборудование:

Для учителя: натурная постановка, наглядные пособия в виде таблиц, показывающих последовательность построения изображения, лист бумаги, уголек.

Для учащихся: альбом, карандаш, ластик.

 

                                            

 

                                       Ход урока

I. Организационная часть: установить должную дисциплину в классе,проверить готовность учащихся к уроку, отметить отсутствующих.

II. Повторение пройденного материала.

1. Как можно располагать формат изображения?

2. Из каких геометрических тел состоят бытовые предметы из натюрморта?

III. Объяснение нового материала.

            Методические рекомендации для учителя

Во время работы учащимся необходимо регулярно напоминать следующее:

1. Лист бумаги должен располагаться перпендикулярно лучу зрения. Нельзя в процессе работы поворачивать лист бумаги.

2. Начинать рисовать следует легкими, едва заметными линиями.

3. В процессе работы надо идти от общего к частному, от большой формы к деталям, а в конце работы возвращаться опять к общему, подчиняя частное целому.

4. Необходимо постоянно проверять и уточнять пропорции предметов во всех их частях и на всех этапах работы, а замеченные ошибки исправлять немедленно.

5. Весь рисунок ведется одновременно. Нельзя заканчивать его по частям.

6. Во время работы нужно все время сравнивать предметы между собой по величине и силе света, находить и строить пропорциональные отношения на рисунке. Нельзя сравнивать отдельно какую-либо деталь рисунка с той же деталью в натуре, сравнивать следует несколько соотношений в натуре с пропорциональными отношениями на рисунке.

Во время самостоятельной работы школьников необходимо сочетать индивидуальную и фронтальную работу. Так, проходя между учащимися, наблюдая за процессом работы, учитель делает замечания отдельным ученикам, подсказывает, как исправить ошибки, на полях листа бумаги показывает правильное изображение. Заметив у многих одну и ту же ошибку в построении рисунка, нужно приостановить работу и разъяснить суть этой ошибки и способы ее исправления всему классу.

Изображение предметов быта издавна встречается в произведениях художников. Еще в Средние века изображение предметов быта, отдельно и в группе (натюрморт), получает самостоятельное направление в искусстве, например фламандрия и голландский натюрморт. Прекрасные образцы изображения предметов быта мы видим в картинах Тициана, Рембрандта, Рубенса, Брюллова, Репина и др.

Рисование предметов быта обычно начинается с изображения с натуры отдельных, простых по форме предметов (коробка, ящик). Затем рисуют с натуры.

Натюрморт – это не просто группа предметов, произвольно взятых и произвольно расставленных по отношению друг к другу. Натюрморт имеет сюжет, отражающий те или иные стороны жизни, например, труд человека – это инструменты и изделия труда, предметы искусства; «охотничий» натюрморт – битая дичь; натюрморт «лесные дары» – лукошко с грибами.

Работа над натюрмортомначинается с определения общего композиционного расположения всей группы предметов на плоскости листа бумаги. Правильная, выразительная композиция предполагает такую компоновку предметов в рисунке, когда изображаемые предметы уравновешены, расположены ритмично, когда четко выделены главные из них, когда изображения предметов не очень мелкие и не очень крупные, не очень сдвинуты в один из краев листа бумаги.

Любой рисунок выполняется с помощью линий и тона. Правдивая передача изображаемого предмета осуществляется благодаря знанию закономерностей перспективы и светотени.

С помощью линий изображается форма объектов, выражающая собой их построение (конструкцию), пропорции. Чтобы правильно передать форму предмета на плоскости листа, надо знать правила перспективы и светотени.

Форма каждого объекта определяется конструкцией (строением). В основе конструкции любого объекта лежит то или иное геометрическое тело (куб, призма, конус).

Каждый предмет имеет свои пропорции. Пропорции предметов – это соотношение величин частей предмета и части предмета и целого. Правдивое изображение объектов действительности предполагает соответствие реальных пропорций пропорциям изображаемого объекта на рисунке.

Пропорции предметов тесно связаны с их конструктивным строением. Вазы для цветов имеют в своей конструкции сложную, комбинированную форму, состоящую из конусообразных горловин, шарообразных и конусообразных частей, цилиндрических или конусообразных оснований. Поэтому пропорции ваз будут отражать соотношения этих геометрических тел. Индивидуальный характер пропорции каждой отдельной вазы может быть самым различным.

Важнейшие условия реалистического изображения – знание и использование закономерностей перспективы.

Перспективой называется наука, изучающая закономерности изображения предметного мира в соответствии с его зрительным восприятием.

Основные закономерности линейной перспективы:

– предметы, равные по величине, по мере удаления кажутся все меньше и на линии горизонта превращаются в точку;

– удаляющиеся в глубину параллельные линии зрительно воспринимаются сближающимися.

Линия горизонта определяется положением воображаемой горизонтальной плоскости, находящейся на уровне глаз наблюдателя. При мысленном продолжении этой плоскости мы получаем линию горизонта. В природе линии горизонта представляют собой ту линию, которая отделяет небо от земли и которую хорошо видно на море, в поле.

В перспективе встречаются построения двух видов – фронтальное и угловое. При фронтальном построении перспективы горизонтальные линии, удаляющиеся в глубину перпендикулярно к плоскости картины, направлены к точке схода, которая лежит на горизонте, против глаз зрителя. Такая точка носит название главной точки схода.

Угловое построение перспективы можно легко проследить в изображении коробки, повернутой под углом к зрителю. В этом случае мы имеем две точки схода, расположенные справа и слева от главной точки.

При перспективных сокращениях окружности имеют вид эллипсов. Эти эллипсы, в зависимости от положения окружности по отношению к уровню горизонта, раскрываются то больше, то меньше, а на линии горизонта окружность выглядит как отрезок прямой линии.

С законами перспективы тесно связаны законы светотени. Форма предмета видна благодаря его освещенности.

Светотень – распределение света на поверхности предмета, имеющее определенную закономерность, которая зависит от формы предмета, характера поверхности, от окраски и освещения, расстояния от зрителя до предмета и других условий.

Освещенные части предметов называются светом, неосвещенные – тенью. Участки перехода света к тени называют полутоном. Собственная тень получается на тех участках поверхности, куда лучи от источника света не попадают. В собственных тенях различают более светлые места – рефлексы, получающиеся от отраженного света. На предметах с блестящей поверхностью или прозрачной образуются блики – участки поверхности предмета, от которых наибольшее количество отраженных лучей света попадает в глаз рисующего.

Очертания падающей тени зависят от формы и силуэта отбрасывающего ее предмета, от особенностей поверхности, на которую она ложится.

Для правильной передачи глубины пространства необходимо знать и явления воздушной перспективы, которые заключаются в том, что чем дальше удаляется предмет от зрителя в глубину пространства, тем менее отчетливой становится контрастность светотени и яркость цвета.

Во время анализа натуры и разъяснения хода работы над рисунком необходимо демонстрировать учебные таблицы, раскрывающие закономерности перспективы, светотени, последовательность выполнения рисунка.

IV. Практическая работа учащихся.

Учащиеся приступают к практическому выполнению задания, которое ведется поэтапно.

1. Определяется композиционное положение листа бумаги (вертикально, горизонтально).

2. Композиционно размещаются предметы на листе бумаги.

3. Наносятся осевые, средние линии и общие очертания объектов.

4. Прорисовываются и уточняются отдельные пропорции предметов.

5. Осуществляется линейно-конструктивное построение бытовых предметов.

6. Намечаются границы светотеневых градаций.

7. Проводится тональная проработка.

8. Происходит обобщение натюрморта для достижения цельности.

В процессе практической работы учащихся педагог выполняет следующие функции:

– обращает внимание учащихся на характерные ошибки;

– показывает удачные рисунки учащихся на каждом этапе работы (грамотная компоновка изображения, разложение формы предметов на простые геометрические тела, передача пространственного схода параллельных линий, пространственные качества линии и т.п.);

– ведет индивидуальную работу с учащимися.

V. Подведение итогов урока.

Выставка работ и обсуждение с учащимися. Преподаватель анализирует вместе с детьми их рисунки, отмечает положительные и отрицательные стороны. Затем отмечает работу класса в целом, то, как ребята справились с заданием, указывает на ошибки и делает замечания по каждой работе. Учитывая воспитательную функцию занятия, учитель применяет похвалу для одних и легкое порицание для других с целью мобилизации отдельных учащихся на более активную и вдумчивую работу.

VI. Домашнее задание.

На следующее занятие принести планшет с натянутой бумагой, ластик, карандаш. Выполнить в альбоме несколько зарисовок бытовых предметов с различных точек зрения.

 

       

                            Последовательность построения

 

                     Времена года. Осень и зима

 

Цель урока: научить учащихся выполнять пейзаж в различных состояниях природы, использовать правила в композиции; развивать творческие способности и воображение, воспитывать любовь к природе и родному краю, научить видеть красоту природы, развить наблюдательность; ознакомить с правилами и законами перспективы и цветовидения; приобщить детей к эстетической культуре.

Оборудование:

Для учителя: репродукции картин художников, зарисовки веток и различных пород деревьев.

Для учащихся: альбомный лист, акварельные краски, кисти, карандаш, ластик, банка с водой.

 

                                        Ход урока

 

I. Организационная часть: установить должную дисциплину, отметить отсутствующих, объявить тему урока.

II. Объяснение нового материала.

Урок начинается с беседы о прекрасном. Часто в жизни мы многого не замечаем, не видим красоты и форм деревьев, гармоничного сочетания красок природы. Но есть люди, которые умеют видеть красоту в самых, казалось, обыденных вещах: цвете осеннего неба, листве и синеве горных вершин. Это прежде всего художники в широком смысле этого слова: поэты, музыканты, живописцы. Они умеют не только увидеть прекрасное в обыденной жизни, но и выразить свои чувства, тем самым приобщить к прекрасному и других.

Ребята, давайте и мы с вами сегодня побудем художниками и немного по-другому взглянем на окружающую нас природу. Она бесконечно разнообразна и прекрасна! В каждом времени года есть неповторимая прелесть. Несомненно, хороша весна, когда все вокруг пробуждается и оживает, прилетают птицы, а из-под снега пробиваются первоцветы. Очень живописно лето с зеленью деревьев и благоуханием полевых цветов.

Сегодняшний урок посвящен другим временам года – осени и зиме. Казалось бы, что может быть прекрасного в засыпании и увядании природы? Но ведь именно осень вдохновляла многих поэтов и художников на создание своих шедевров.

Ребята, скажите, пожалуйста, с чем у вас ассоциируется осень? Ученики называют дождь, листопад, ветер и т. д.

Ваши ответы очень разнообразны, но каждый из вас прав: все перечисленное относится к осени.

Сентябрь обычно еще теплый, в нем много солнечных дней. Лишь необычайно голубое небо и кое-где появившиеся на деревьях желтые листочки говорят о наступлении осени.

Необычайно красив октябрь, одевающий деревья в багряно-красные, оранжевые и желтые наряды. Кто бывал в это время в лесу, наверное, знает, что это сезон грибов, когда грибники с лукошками и корзинками устремляются за город.

Кто же не любит в ясный осенний денек погулять по городскому парку во время листопада, когда дорожки устланы мягким цветным ковром из листьев. Изображая этот период осени, мы, несомненно, будем использовать яркие насыщенные цвета: желтый, оранжевый, красный, бордовый. (Показ репродукций.)

Но вот солнечных деньков становится все меньше, небо затягивают густые темные облака, дуют холодные ветра и начинают лить дожди. На улице становится совсем неуютно: деревья давно уже сбросили свою листву и обнажили ветви. Ярких красок совсем не осталось, даже листва потухла и приобрела коричневый цвет. Земля покрыта лужами.

Чтобы передать характер ноября, будем использовать краски с холодными оттенками: коричневую, фиолетовую, синюю. Ребята, рисуя деревья, обратите внимание на доску, где развешаны образцы зарисовок различных пород деревьев и веток. Это вам поможет правильно выполнить рисунок.

На смену осени приходит зима. Наверное, каждый из вас испытывал чувство радости при виде первого снега. Как к лицу земле это белое одеяние! Она словно преображается. Зимние пейзажи великолепны. Деревья, окутанные белыми снежными шапками, стоят словно зачарованные, а снежные сугробы искрятся на солнышке, словно алмазы. (Показ репродукций.)

О красоте природы можно говорить часами, я думаю, вам пора взять карандаш и перенести все ваши чувства на лист бумаги.

Кто подскажет, как лучше всего расположить лист бумаги, горизонтально или вертикально?

Обычно пейзаж растянут и требует большого пространства, потому рациональнее будет расположить наш лист горизонтально.

Ребята, не забывайте о воздушной перспективе. Помните, что предметы, которые расположены ближе к нам, на первом плане, будут значительно крупнее, четко прорисованные, а на заднем плане, вдали – меньше и уже не такие четкие и яркие, их очертания будут расплывчаты. Поэтому не стоит прорисовывать на заднем плане у деревьев веточки и листочки, это будет ошибкой. (Для примера нарисовать дорогу с уходящими вдаль деревьями.) Работу начинаем с проведения линии горизонта на листе бумаги.

Начиная работу над эскизом, определите, что будет главным в вашем рисунке. Если это дерево, то оно будет более четким и прорисованным, все остальное будет на заднем плане. Такого эффекта будет легче добиться, если смочить лист бумаги и начать работу красками по мокрой бумаге с заднего плана, тогда краски сами растекутся и очертания предметов будут не такими четкими. Когда бумага слегка подсохнет, нужно перейти к проработке первого плана. Изображая то или иное состояние природы, не забывайте о теплохолодности красок.                   

III. Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся приступают к практическому выполнению задания, которое ведется поэтапно: 1) поиск композиции на небольших листах; 2) компоновка на планшете; 3) работа красками.

IV. Подведение итогов урока.

По окончании самостоятельной работы учащихся проводится выставка учебных работ. Преподаватель анализирует вместе с детьми учебное задание, еще раз напоминает о цели проделанной работы. Учитель предлагает учащимся самим назвать ошибки в своих работах, указать на положительные стороны, обсуждаются ошибки. Рассказывает, как можно их избежать или исправить тот или иной недочет. Отмечает работу класса в целом.

V. Домашнее задание.

На следующее занятие принести бумагу, карандаши.    

               

        Рисунок. Натюрморт из предметов быта

 

Цель урока:научить учащихся выполнять натюрморт, формировать навыки выполнения объемно-конструктивного рисунка с натуры, выполнять компоновку изображений, определять элементы наблюдательной перспективы (линию горизонта, точки схода) со своего рабочего места; проанализировать форму предметов натурной постановки; выполнить объемно-конструктивное построение предметов, используя пространственные качества линии; развивать графическую культуру учащихся.

Оборудование

Для учителя: 1) методическое пособие поэтапной работы над натюрмортом; 2) материалы для рисунка на доске; 3) образцы работ учащихся.

Для учащихся: 1) бумага, натянутая на планшет; 2) графитные карандаши, резинка.

 

                                      

                                       Ход урока

I. Организационная часть: установить должную дисциплину, отметить отсутствующих в классе и проверить готовность к занятию, сообщить тему нового материала.

II. Повторение пройденного материала.

 

                  Вопросы для повторения

1. Как можно располагать формат изображения?

2. Какие элементы присутствуют в натюрморте?

3. Как можно придать рисующей линии пространственные качества?

III. Объяснение нового материала.

Сегодня мы будем рисовать натюрморт из бытовых предметов. Натюрморт в переводе с французского язы­ка означает «мертвая природа». Это изображение предметов быта, фрук­тов и овощей, животных и птиц. Натюрморт – самостоятельный вид изобразитель­ного искусства. Он живет своей «тихой жизнью» до того, пока к ней не обратится человек. Люди издавна создают вещи, пользуются ими ежедневно, привыч­но не замечают их. Художник привносит в неодушевленные предметы одухотворенность, де­лает их значительными, выразительными (например репродукции работ известных художников, таких как Тициан, Рембрандт, Рубенс, Брюллов и т.д.).

 Последовательность выполнения рисунка натюрморта

1. Композиционное расположение листа бумаги (по вертикали, горизонтали).

2. Определение крайних точек постановки и одновременно композиционного расположения в формате.

3. Определение положения каждого предмета на плоскости относительно друг друга; определение размеров и пропорций каждого предмета.

4. Построение предметов:

а) нанесение средней осевой линии и общих очертаний предмета;

б) изображение точного контура силуэта предмета с одной стороны и симметричное, путем отложения равных отрезков от средней линии, перенесение на противоположную сторону; проведение линий, перпендикулярных осевой, в местах изменения формы цилиндрических предметов (от этих линий на осевой линии откладываются отрезки, определяющие степень раскрытия эллипсов, длина отрезков определяется с учетом перспективного искажения и расположения эллипсов относительно линии горизонта);

в)уточнение всех пропорций, прорисовка деталей.

5. Нанесение границ светотеневых градаций.

6. Светотеневая тональная проработка.

В ходе работы над натюрмортом необходимо по­стоянно сравнивать величину одного предмета с величиной дру­гого. Таким образом, нельзя рисовать натуру по частям, напри­мер: сначала нарисовать до конца один предмет, потом перейти к другим. Нужно рисовать всю модель одновременно, переходя от одного предмета к другому, чтобы затем снова возвратиться к первому.

Во время работы учащимся необходимо регулярно напоми­нать следующее:

1. Лист бумаги должен располагаться перпендикулярно лучу зрения. Нельзя в процессе работы поворачивать лист бумаги.

2. Начинать рисовать следует легкими, едва заметными ли­ниями.

3. В процессе работы надо идти от общего к частному, от большой формы к деталям, а в конце работы возвращаться опять к общему, подчиняя частное целому.

4. Необходимо постоянно проверять и уточнять пропорции предметов во всех их частях и на всех этапах работы, а замечен­ные ошибки исправлять немедленно.

5. Весь рисунок ведется одновременно. Нельзя заканчивать его по частям.

6. Во время работы нужно все время сравнивать предметы между собой по величине и силе света, находить и строить про­порциональные отношения на рисунке. Нельзя сравнивать отдель­но какую-либо деталь рисунка с той же деталью в натуре, срав­нивать следует несколько соотношений в натуре с пропорциональ­ными отношениями на рисунке.

Анализ формы, конструкции, светоте­ни и цвета проводится от частного к общему, от главных частей к деталям и от деталей к основным частям. Таким образом, резуль­таты зрительного восприятия обобщаются на основе углублен­ного изучения натуры.

Как и анализ натуры, выполнение рисунка начинается от общего к деталям и продолжается от дета­лей снова к общему, причем это учитывается как при линейном построении рисунка, так и при нанесении светотени, выполне­нии рисунка в цвете. Желательно последовательность работы по­казывать на классной доске.

 

         Последовательность                     Этапы выполнения

      выполнения натюрморта       натюрморта в технике гризайль

 

 

Во время анализа натуры и разъяснения хода работы над рисунком необходимо демонстрировать различные модели, таб­лицы, раскрывающие закономерности перспективы, светотени, цветоведения, последовательность выполнения рисунка.

Во время анализа натуры необходимо демонстрировать учебные таб­лицы, раскрывающие закономерности перспективы, светотени, последовательность выполнения рисунка.

Объясняя новый материал, преподаватель выполняет рисунок на доске.

IV. Практическая работа учащихся.

Учащиеся приступают к выполнению задания, которое осуществляется поэтапно:

1. Определяется композиционное положение листа бумаги (вертикально, горизонтально).

2. Композиционно размещаются предметы на листе бумаги.

3. Наносятся осевые, средние линии и общее очертание объектов.

4. Прорисовываются и уточняются отдельные пропорции предметов.

5. Осуществляется линейно-конструктивное построение бытовых предметов.

6. Намечаются границы светотеневых градаций.

7. Проводится тональная проработка.

8. Происходит обобщение натюрморта для достижения цельности.

В процессе практической работы учащихся педагог выполняет следующие функции:

– обращает внимание учащихся на характерные ошибки;

– показывает удачные рисунки учащихся на каждом этапе работы (грамотная компоновка изображения, разложение формы предметов на простые геометрические тела, передача пространственного схода параллельных линий, пространственные качества линии и т. п.);

– ведет индивидуальную работу с учащимися.

V. Подведение итогов урока.

По окончании самостоятельной работы учащихся проводится выставка учебных работ. Преподаватель анализирует вместе с детьми их рисунки, отмечает положительные и отрицательные стороны. Затем отмечает работу класса в целом, то, как ребята справились с заданием, указывает на ошибки и делает замечания по каждой работе. Учитывая воспитательную функцию занятия, учитель применяет похвалу для одних и легкое порицание для других с целью мобилизации отдельных учащихся на более активную и вдумчивую работу.

V. Домашнее задание. На следующее занятие принести планшет с натянутой бумагой, ластик, карандаши. Выполнить несколько работ с натуры натюрморта из бытовых предметов.

 

             Натюрморт из трех предметов,

                 различных по тону и цвету

Цель урока: научить передавать общий тон натюрморта, теплохолодность освещенных и теневых мест; развивать навыки рисования с натуры, пространственное мышление и образное воображение.

Оборудование:

Для учителя: репродукции картин известных художников, методические пособия, образцы лучших работ других учащихся.

Для учащихся: бумага, карандаши различной мягкости, ластик, акварельные краски, кисти, палитра.

 

                                       Ход урока

I. Организационная часть: установить дисциплину, отметить отсутству­ющих в классе и готовность к занятию, объявить тему нового мате­риала.

II. Объяснение нового материала.

Сегодня мы с вами будем рисовать натюрморт из бытовых предметов. Натюрморт в переводе с французского язы­ка означает «мертвая природа». Это изображение предметов быта, фрук­тов и овощей, животных и птиц.

В этой постановке вы должны практически ознакомиться с характером теплых и холодных цветов. Предметы размещены в неглубоком пространстве, близко друг от друга. Работу начинаем, как всегда, с композиционных поисков, вы­бора формата – вертикального или горизонтального. Затем вы­полним два-три небольших цветовых этюда на общее колористи­ческое состояние постановки, передачу характера освещения.

После этого выполняем рисунок натюрморта на планшете. Обратите внимание на композиционное размещение предметов на листе, найдите пропорции предметов к формату листа и друг к другу. Конструктивное построение выполняется легкими линия­ми, определяются границы света и тени, наиболее освещенные места. На следующем этапе приступаем к прокладке цвета. Остав­ляем почти нетронутыми самые светлые места, остальные части следует покрыть легкими тонами. Таким приемом мы подгото­вим основу цветового решения.

В процессе работы необходимо идти от общего, не увлекаясь вначале отдельными деталями, ста­раясь работать над всем натюрмортом сразу, переходя от предме­та к предмету, взвешивая, сравнивая друг с другом каждый ма­зок. Здесь полезно посмотреть на нату­ру, прищурившись. Свет и тень при этом разграничатся резко, и также четко определится разница в цвете освещенных и затем­ненных поверхностей формы. Следует обратить внимание на то, что в тени цвет, хотя и станет глуше, но все же сохранится, и нужно взять за правило никогда не решать тень лишь до­бавлением черной краски, а всегда находить ее цвет. Определяя цвет освещенных и затененных поверхностей, не забудем о том, что мы должны все время держать во внимании всю постановку, находя цветовые соотношения не только одного предмета, но и всех предметов сразу, т. е. решать натюрморт в целом.

Покрыв соответствующим цветом затемненные и освещен­ные поверхности натюрморта, начнем уточнять формы, не забывая, что свет, полутон, тень и рефлекс, пользуясь которыми мы лепи­ли форму в рисунке, в живописи являются цветом. Объемная фор­ма в живописи выявляется благодаря контрастам цвета, переходам от теплых к холодным тонам и наоборот. Нужно учесть, что свет, вызывающий изменения цвета, сам может быть теплым и холодным. О ярком солнечном свете мы говорим, что он теплый, горячий, а о сумерках – что они синие, ассоциируя понятие «синий» с понятием «холодный».

Свет в живописи – это цвет. Понаблюдаем в натюрморте характер светотеневых изменений теплых и холодных цветов и постараемся понять, в чем заклю­чается разница. На высохшей работе следует усилить второй прокладкой тени, что придаст предметам рельефность и одновременно уси­лит полутона. Таким образом, акварель постепенно подводится к натуре. Последней прокладкой краски доводятся до настоящей силы, окончательно выявляется объем предметов, определяются дета­ли, передается материал предметов. В процессе работы большое значение имеет техника мазка. Мазок, сделанный кистью, до отказа насыщенный краской, будет сочным, закрашиваемая поверхность покроется ровным слоем и по высыхании краски будет иметь свежий вид. Заливая тени и вообще покрывая большие поверхности, следует применять этот широкий насыщенный мазок. Когда же нужно выписывать мел­кие детали, их следует делать полусухой кистью, осторожно нанося легкие мелкие мазки.

Однако в любой работе надо придержи­ваться правила, чтобы заливка преобладала над сухим мазком. Только при этом условии работа будет выглядеть приятно све­жей. Данный способ работы на первых порах может приводить к неболь­шим погрешностям и даже неточностям в рисунке, но со временем практика работы даст не­обходимую сноровку.

Акварель, выполненная приемом заливки, будет казаться го­раздо ближе к натуре, чего нельзя достигнуть жесткой живопи­сью, способом сухого мазка.

III. Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся приступают к практическому выполнению зада­ния, которое ведется поэтапно: 1) композиционные поиски и небольшие цветовые этюды; 2) линейное построение предметов в формате листа; 3) прокладка цветом больших масс и плоскостей; уточне­ние тональных и цветовых отношений при передаче объема пред­метов; 4) прописка деталей, обобщение цветового решения натюр­морта для достижения цельности.

IV. Подведение итогов урока.

По окончании самостоятельной работы учащихся проводит­ся выставка учебных работ. Преподаватель анализирует вместе с детьми учеб­ное задание, отмечает положительные и отрицательные стороны. Затем отмечает работу класса в целом, то, как ребята справились с заданием. Учитывая воспитательную функцию занятия, целесо­образно похвалить одних учащихся и корректно выска­зать порицание другим.

V. Домашнее задание.

На следующее занятие принести планшет с натянутой бума­гой, ластик, карандаш, акварельные краски, кисти. Выполнить несколько небольших по формату цветовых этюдов натюрморта из двух-трех предметов.

 

            Натюрморт с чучелом птицы

 

Цель урока: научить учащихся навыкам анализа конструктивного построения формы предметов; развивать навыки рисования с натуры; развивать пространственное мышление и образное воображение.

Оборудование:

Для учителя: образцы работ, методическое пособие.

Для учащихся: 1/3 листа, карандаш, ластик, кнопки.

 

                                  Ход урока

I. Организационная часть: установить дисциплину, отметить отсутствующих и проверить готовность к занятию, объявить тему урока.

II. Объяснение нового материала.

Предварительный анализ натюрморта: бутылка, оплетенная лозой, чашка, чучело птицы. В основе построения лежит цилиндр в перспективе. Очень важно соблюсти пропорции: ширину к высоте, высоты осей опорных эллипсов, показать правильно эллипсы (окружности в перспективе). В основе построения чашки лежит также построение цилиндра в перспективе. В построении птицы необходимо рассматривать ее форму как набор геометрических тел. Все предметы различны по форме, размеру и фактуре. Но, как и в любой работе, важна поэтапность.

Первые шаги в композиционном построении натюрморта заключаются в нахождении величины изображения по отношению к данному формату, во взаимном размещении изображаемых предметов на плоскости листа. Каждый вид натурной постановки требует определенного формата. В одном случае это прямоугольник, расположенный в вертикальном или горизонтальном положении, в другом – квадрат и т.д. Изображаемые предметы должны так располагаться на плоскости формата, чтобы им не было «тесно», они не должны подступать близко к границам листа. Слишком мелкое изображение теряется на плоскости листа и становится как бы второстепенным. Размещение предметов производится относительно зрительного и композиционного центров, уравновешенных по массам. В композиции должен быть вход, предмет, который ближе всего расположен к нам, далее – композиционная ось (вертикаль / горизонталь или диагональ).

Предмет натурной постановки, на котором сосредотачивается основное внимание в изображении, служит композиционным центром, остальное – дополнением к нему. Изображение собирается так, чтобы направить взгляд зрителя на этот центр. Чаще всего композиционный центр приближается к оптическому – к середине картинной плоскости. Поиск формата и организация плоскости решаются в эскизе путем перемены точки зрения (места) на натуру, также допускается двигать предметы, чтобы не было нежелательных соприкосновений между ними. Рекомендуется сделать несколько композиционных зарисовок с разных положений.

    Лучший эскиз переносится на лист. Здесь важно сохранить цельность композиции и масштаб предметов. Группу предметов натюрморта нельзя начинать рисовать с отдельного предмета, постепенно пририсовывая другие. Неизбежно будут нарушены взаимные размеры, а вся группа не уложится в листе или окажется значительно меньше, чем требует формат. Натюрморт надо представить целиком, можно вообразить, что на него накинута легкая тонкая ткань. Легкими беглыми линиями надо наметить всю группу предметов.

Далее необходимо установить пропорции предметов. При размещении группы предметов на плоскости очень важно построить их основания. Не определив место каждого предмета, нельзя передать пространство между ними. Отдельные предметы будут «повисать» в воздухе или «врезаться» один в другой. На данном этапе работы необходимо все время сравнивать величины отдельных предметов и их частей между собой с целым. При этом надо смотреть на все одновременно и видеть целое, тогда легче будет определить пропорции предметов и их частей. Рисуя каждый предмет, надо воспринимать его как объем, как массу формы, а не как контур какого-то силуэта.

Чучело птицы с гладким ровным оперением и сложенными крыльями ставится на подставку. Пестрое опе­рение затруднит учащимся поиски общей формы и преждевременно направит их вни­мание на детали. Перед началом работы следует ознакомить учащихся со схемой скелета птицы. Это облегчает ученикам работу над формой тела птицы.

Начинать построение следует, как всегда, с определения общей формы тела птицы, которая в большинстве случаев основана на овале. Полезно напомнить ученикам, что вести построение необходимо очень легкими штрихами. Важно, чтобы эти штрихи не стирались, поскольку даже неточно направлен­ный штрих поможет учащимся ориентироваться в поисках пропорций, определение которых затруднено в данном случае мягким оперением, покрывающим туловище птицы.

Предметы, входящие в натюрморт, разнообразны по форме и контрастны по окраске. Необходимо разобрать основные тональные отношения: посмотрев на постановку немного прищурившись, легко заметить, что чашка – самый темный предмет, бутылка светлее, самая светлая птица, а драпировка занимает промежуточное положение между тоном птицы и бутылки. Это и есть тоновые отношения. Материал предметов, их фактура и цвет, а также их пространственное расположение зрительно воспринимаются нами в натуре не только благодаря характеру светотеневых градаций на предмете (свет, полутень, тень и т. д.).

Главное в этом восприятии – тональные отношения между предметами: необходимо сохранить на рисунке правильные тональные различия. В природе освещенность изменяется от светлого дня до темной ночи. Колебания эти очень велики, мы же располагаем значительно меньшими яркостями. Самая белая бумага в рисунке «серее» белого в природе, и этот свет сильнейший, которым мы можем располагать. Самая черная краска палитры значительно светлее черного в природе.

В этом заключается суть работы тональными отношениями, тоновое пятно на листе сравнивается не с соответствующим предметом в натюрморте, а с другим пятном (предметом) в листе. Принцип работы тональными отношениями таков же, как и построение: от общего к частному и обобщение. Большой плоскостью графита затушевываются большие плоскости натюрморта, взятые в тональных отношениях, здесь можно использовать способ цельного видения – прищуриваться. Однако необходимо определиться, какое пятно будет самое светлое (это обычно блик, там мы оставляем белизну бумаги) и какое самое темное (часто тень самого темного предмета).

    Завершающим этапом является расставление акцентов, проработка мелких деталей, а также обобщение натюрморта в единое целое.

    III. Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся приступают к выполнению натюрморта, которое осуществляется поэтапно: 1) выполнение композиционных поисков; 2) компоновка в формате листа, взаимное расположение предметов в пространстве; 3) конструктивное построение, нахождение пропорций; 4) нахождение основных тональных отношений; 5) уточнение деталей и обобщение.

    Учитель должен наблюдать работу учеников, делать замечания, указывать на ошибки и способы их исправления, уделять внимание всем, особенно тем, у кого работы слабее. Целесообразно сочетание фронтальной и индивидуальной работы. Если в ходе урока часто повторяется ошибка, следует указать способ ее исправления, подробно объяснить материал по этой теме, ответить на возникшие в ходе рисования вопросы.

 

           

                                         Работы учащихся

IV. Подведение итогов.

    По окончании работы учащихся над постановкой проводится просмотр работ и анализ конечного результата.

Выделение самых хороших и наименее удачных работ. Обсуждение каждой работы отдельно. Объяснить, что выполнено верно, что – ошибочно.

V. Задание на дом. На следующее занятие принести натянутый планшет, карандаши, краски, кисти, палитру.

 

 

              

                                         Работы учащихся

 

                Праздничные народные гулянья.

                                               Масленица

Цели и задачи: научить учащихся выполнять многофигурные композиции на заданную тему; ознакомить с правилами и законами перспективы и цветовидения; познакомить учащихся с главными русскими народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков; воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине и её истории; развивать творческую фантазию, активность, умение работать в малом коллективе

  Оборудование:

  Для учителя: комплект художественных материалов; музыкальный ряд: русские народные песни; репродукции с картин Б. М. Кустодиева «Балаганы», «Масленица», «Ярмарка» и др.; В. И. Сурикова «Взятие снежного городка» и др., иллюстрации к русским народным сказкам с изображением народных гуляний (хороводы, ярмарки и др.).

Для учащихся: краски, кисти, белая бумага, банка с водой, карандаши, ластик.

 

                                       Ход урока

I. Организационная часть:установить дисциплину, отметить отсутствующих и проверить готовность к занятию, сообщить тему урока.

II. Объяснение нового материала.

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу «делу время, потехе час», крестьяне отдыхали и развлекались в основном в праздничные дни.

   Древние люди олицетворяли, одухотворяли природу, наделяли сверхъестественными свойствами буквально всё, с чем им доводилось сталкиваться. Отголоски этих наивных верований мы находим в народных сказках о водяном, лешем, домовом и о прочих мифических персонажах, которые в течение многих столетий существовали в сознании людей как реальные.

   Примитивные верования первобытных людей со временем усложнялись. Вначале расплывчатые и неопределённые, они приобретали более чёткие формы: от простого одухотворения природы человек переходит к её обожествлению. Место духов занимают божества, которые наделяются вполне определёнными чертами.

   У многих народов божеством было солнце, игравшее первостепенную роль в жизни. Исследователи считают, что культ солнца – первый культ людей. В глубокой древности у разных народов солнце именовали «отцом небесным», «владыкой всех вещей». Одухотворялась, обожествлялась вода – важнейшая из стихий. Можно понять, сколь много она значила, особенно в засушливых районах. И нет ничего удивительного в том, что в далёком прошлом возникло множество ритуалов, связанных с поклонением воде, с верой в её очистительную силу, в её способность ограждать людей от действия злых духов, нечистой силы.

     Между богами существовало своё «разделение труда». Каждый отвечал за ту или иную сферу. Так, у древних славян богом солнца почитался Дажбог, богом – покровителем скота – Велес, богом грома и молнии – Перун. И боги становились главными действующими лицами праздничных ритуалов. Им возносились молитвы, делались жертвоприношения: ведь в тот или иной хозяйственный момент особенно важно было заручиться их покровительством.

   Так, в конце зимы, в период с конца февраля до начала марта, когда солнце разворачивалось на весну и копило силы, чтобы разогнать лютые морозы, растопить мертвые снега, пробудить землю и возродить ее для нового урожая, новой жизни, наступал долгожданный праздник. Как назывался этот праздник? – Масленица.

     В древние времена этот праздник назывался иначе. Как и многие другие языческие народы, древние славяне отмечали праздник, связанный с проводами зимы и встречи весны. Он был связан с именем бога плодородия и скотоводства Велеса.

     В народе Масленица всегда была веселой порой. Считалось, что тот, кто откажется ее праздновать, будет жить «в горькой беде и худо кончит».

     После принятия христианства на Руси этот праздник остался, и в XVI в. стал называться Масленицей. Его в большей степени считают народным, а не Христианской Церкви. Однако надо отметить, что по церковному уставу, уже во время самой Масленицы, продолжающейся семь дней, не разрешается употребление мяса, но разрешается употребление молочных продуктов (в том числе масла) и яиц. Главное же угощение на Масленицу – блины. Мясо в последний раз перед Великим постом едят в воскресенье перед Масленицей, которое называется, мясное воскресенье. В этот день доедали мясо, которое оставалось после убоя домашнего скота перед Рождеством. Неслучайно поэтому период от Рождества до Масленицы называли еще и мясоедом.

   Масленица – самый веселый и сытный народный праздник, длящийся целую неделю. Народ его всегда любил и ласково называл «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», «объедуха», «ясочка». Неотъемлемой частью праздника были катания на лошадях, на которых надевали самую лучшую сбрую. Парни, которые собирались жениться, специально к этому катанию покупали сани. В катанье непременно участвовали все молодые парочки. Так же широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катание молодежи с ледяных гор. Среди обычаев сельской молодежи на Масленицу были также прыжки через костер и взятие снежного городка.

     В XVIII и XIX вв. центральное место в празднестве занимала крестьянская масленичная комедия, в которой принимали участие персонажи из ряженых – «Масленица», «Воевода» и др. Сюжетом для них служила сама Масленица с ее изобильными угощениями перед предстоящим постом, с ее прощаньями и обещанием вернуться на следующий год. Часто в представление включались какие-то реальные местные события.

    Масленица на протяжении многих веков сохранила характер народного гулянья. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с которым вместе веселились, а затем хоронили или сжигали на костре вместе с блином, которое чучело держало в руке. Как уже упоминалось, блины являются основным угощением и символом Масленицы. Их пекут каждый день с понедельника, но особенно много с четверга по воскресенье. Традиция печь блины была на Руси еще со времен поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца Ярило призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце.

    Каждая хозяйка по традиции имела свой особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Пекли блины в основном из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки.

    На Руси существовал обычай: первый блин всегда был за упокой, его, как правило, отдавали нищему для поминания усопших или клали на окно. Блины ели со сметаной, яйцами, икрой и другими вкусными приправами с утра до вечера, чередуя с другими блюдами.

    Символом Масленицы стали блины. Давайте подумаем почему? Блин круглый, поджаренный, снятый с пылу с жару, напоминает солнце. Он и был символом вновь набирающего яркость и жар весеннего солнца. А солнцу всегда поклонялись и славили его все народы мира. И наши далекие предки, древние славяне, особо почитали Ярилу – бога солнца. А с Масленицы начиналась весна, под солнечными лучами пробуждалась новая жизнь в природе, солнце управляло ветрами и водами, наполняло энергией все живое, давало свет, пищу, тепло человеку. Масленица была праздником весеннего животворного солнца. Ее еще называли честная, широкая, веселая, объедуха, сырная неделя.

   Центральной фигурой всех праздничных дней была сама Масленица – кукла из соломы которую наряжали в старые кафтан, шапку, опоясывали, ноги обували в драные лапти (соломенная кукла олицетворяла зиму – Марену), ее возили в санных поездах по деревне, катали на санках с гор, славили и величали. Каждый день Масленицы имел свое значение.

Понедельник – встреча Масленицы.

В старые времена это было начало катаний, открывались в больших городах ярмарки и публичные увеселения: карусели, ледяные горки.

Утро... Понедельник... Наступает «Встреча». Яркие салазки с горочек скользят. Целый день веселье. Наступает вечер...Накатавшись вволю, все блины едят.

Вторникзаигрыш.

Самая любимая игра –игрище, так называли на Руси эту забаву, потеху, – это кулачные бои. На эту потеху приходили полюбоваться самые богатые люди – цари и князья. Такие бои проводились на масленичной неделе. «Заигрыш» беспечный – вторника отрада. Все гулять, резвиться вышли, как один! Игры и потехи, а за них – награда: сдобный и румяный масленичный блин!

Среда – лакомка.

В этот день тещи (мамина мама) угощают зятьев блинами. По обычаю говорят: «Пойдем к теще на блины». Тут среда подходит – «Лакомкой» зовётся. Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – всё им удаётся. Пироги и блинчики – всё на стол мечи!

Четвергширокий.

Это день щедрых угощений, разгар масленичного веселья. С четверга начинается «Широкая масленица». В четверг – раздольный «Разгуляй» приходит. Ледяные крепости, снежные бои... Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек – суженых своих.

Пятницатещины вечеринки.

В этот день зять угощал блинами тещу с тестем. Теща присылала кадушку для теста, черпак. А отец- тесть присылал муку, масло. Пятница настала – «Вечера у тещи»... Зять приглашает тещу на блины! Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще, со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

  Субботапосиделки.

В этот день ходили друг к другу в гости, старались как можно больше посетить родственников. Близится суббота – «Золовки угощение». Вся родня встречается, водит хоровод. Праздник продолжается, общее веселье. Славно провожает Зимушку народ!

Воскресеньепрощенный день.

Перед строгими днями Великого поста необходимо очистить душу, повиниться. В этот же день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались троекратным поцелуем, кланялись и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками, в ответ обычно говорят «Бог простит!».

Вечером совершались проводы Масленицы, которые сопровождались сжиганием чучела Зимы – символ ухода холодов и наступления весны. Перед сожжением проводят народные гуляния: игры, пляски и хороводы, катание на лошадях, каруселях вперемешку с угощением, песнями.

Воскресенье светлое быстро наступает. Облегчают душу все в «Прощенный день». Чучело соломенное – зимушку – сжигают, нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Масленица – любимый народный праздник его любили и художники, и композиторы.

III.Самостоятельная работа.

   Ребята, посмотрите внимательно на изображения и ответьте на вопросы: Каким предстаёт человек в момент празднования Масленицы на картинах художников? Какие праздничные действия людей изображены в художественных произведениях?    Как вы воспринимаете яркую многоцветность, жизненную достоверность деталей, декоративность, с помощью которых художники передали праздничное ощущение мира?

 А теперь выполните зарисовку с натуры или по памяти и представлению фигуры человека в народном костюме в движении для многофигурной композиции коллективного панно «Весёлая Масленица». Примите участие в работе над ним на следующих уроках.

До начала творческой работы:

1. Решите, кого (взрослого, мальчика или девочку) вы будете рисовать с натуры и как будет расположена фигура этого человека (стоя, сидя, в фас, профиль или повёрнута спиной к зрителю).

2. Вспомните, что начинать рисунок предмета сложной формы надо с передачи его основных (больших) форм. Наметив большие формы фигуры человека (туловище, голову, ноги), переходите к изображению характерных деталей.

3. Рассмотрите фигуру человека и определите её пропорции. Вспомните, что вам известно о том, как пропорции детской фигуры отличаются от пропорций взрослого человека.

IV.Подведение итогов урока.

   По окончании самостоятельной работы учащихся проводится выставка учебных работ. Преподаватель анализирует вместе с детьми учебное задание. Ещё раз напоминает цели проделанной работы. Предлагает им самим назвать ошибки в своих работах. Указывает на положительные стороны, обсуждает ошибки. Рассказывает, как можно их исправить. Отмечает работу класса в целом. Работы используются при оформлении обобщающего урока-праздника «Красота земли родной».

 

 

V. Задание на дом.

На следующий урок принести: бумагу, карандаши, ластик.

 

 

 

        Пономаренко Юлия                    Токменинов Владимир

 

   

      Пепеляев Кирилл                      Шишмакова Анастасия

             Декоративный натюрморт

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: