Основные принципы пунктуации

Урок 27. Русская пунктуация: нормы и варианты, правила и исключения, принципы и тенденции, пунктуация как показатель культуры речи.

Цели:

· Дать понятие пунктограммы, пунктуации

· Определить принципы русской пунктуации

· Повторить (выборочно) справочный материал по пунктуации

· Закрепить знания на письме

 

Ход урока.

 

 

Слово учителя. (беседа с выполнением необходимых записей а тетради)

 Пунктуация. Знаки препинания

Пунктуацией (от лат. punctum — «точка») называется собрание правил постановки знаков препинания, а также сама система знаков препинания. Слово «препинание» означает «остановка», «заминка», «препятствие». Знаки препинания и отмечают остановки в речи или разделяют письменный текст на части по смыслу.

Знак препинания, соответствующий правилам пунктуации, требующий применения этих правил, называется пунктограммой (по аналогии с орфограммой).

Древнейшие знаки препинания были знаками словораздела. Слова первоначально вообще не разделялись пробелами, и текст был сплошным. Только в послеантичный период древние греки стали отделять слова пробелами, а в начале фраз использовать прописные буквы. Затем стали делить текст на части по смыслу: самые мелкие части отделялись друг от друга точкой внизу строки; более крупные — точкой посередине строки, а самые крупные отмечались точкой вверху строки.

Большинство знаков препинания в их современном виде появились в Европе в XV—XVI веках. А многие восточные системы письма, например китайская, японская, арабская и др., до сих пор имеют свои традиционные знаки препинания и очень ограниченно вводят знаки препинания из европейских языков. Славянские системы письма первоначально основывались на греческих знаках, а затем — на латинских.

Первые знаки препинания или, вернее, их прообразы (например, крест, означающий начало письма) были отмечены на Руси очень давно в новгородских берестяных грамотах. Вообще же в древности наши предки, так же как и греки, обходились на письме без знаков препинания. В устной речи на помощь приходили интонация, паузы, логическое ударение, тембр голоса и пр. Как система пунктуация в Российском государстве стала складываться с началом книгопечатания. Из книг, печатных изданий знаки препинания постепенно стали переходить в рукописные тексты.

Значение знака точки в русском языке связано с глаголом «тыкать», «ткнуть», а запятой — с глаголом «задержать», «воспрепятствовать», родственного современным «запинаться», «препинание». История знаков препинания непростая и очень занятная. Например, запятая появилась из знака косой черты /, которой обозначали короткую паузу. В дальнейшем косую черту стали изображать с хвостиком, и постепенно она превратилась в хвостик внизу строки. А точка с запятой первоначально имела название «запятая точка».

Восклицательный знак произошел от латинского междометия , выражающего радость. В конце фразы его писали в виде!/, пока постепенно он не превратился в! В первой русской грамматике В. Е. Адодурова (1738 г.) он назывался как «точка удивления», «удивительная» или «удивная».

В «Российской грамматике» М. В. Ломоносова существовал целый раздел, посвященный «строчным знакам», то есть знакам препинания, и в нем упоминались точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, скобки и дефис. К 1796 году к знакам препинания в русском языке были причислены тире, кавычки и многоточие, а также звездочки и параграф.

В современном русском письме к знакам препинания относят точку, запятую, точку с запятой, многоточие, тире, восклицательный и вопросительный знаки, скобки, значок параграфа и звездочки.

Знаки препинания делятся на выделяющие и разделяющие. Первые служат для вычленения в предложении какой-то части: вводного слова, придаточного предложения и т. п. Они обычно парные: скобки, кавычки, запятые или тире с двух сторон.

Знаки разделения разграничивают однородные члены, части сложного предложения, части текста. Точка, вопросительный и восклицательные знаки, многоточие разделяют предложения; запятая, точка с запятой, двоеточие и тире — его части. Особый знак — звездочка (*) указывает на ссылку. Три звездочки разделяют части текста, знак § обозначает разделы в учебниках и т. д. Правила пунктуации определяют, как нужно использовать знаки препинания, которые помогают понять смысл предложений. Правил пунктуации больше, чем орфографических, и они не менее сложны для понимания и применения. В западноевропейских языках пунктуация более вольная, чем в современном русском. В нем правила пунктуации строже, и, чтобы уметь их правильно применять, нужно знать основные принципы пунктуации.

Основные принципы пунктуации

 

Самый легкий принцип: знаки препинания не ставятся внутри слова.

Следующий похож на принцип орфографии «Не все пишется так, как слышится». Для пунктуации он звучит так: не следует руководствоваться в постановке знаков препинания интонацией. Хотя на этом принципе в свое время основывалась целая интонационная теория. Многие известные лингвисты (М.Ломоносов, Н. Курганов, А. Барсов) считали, что расстановка знаков препинания зависит прежде всего от интонации. Современные лингвисты справедливо считают, что письменный текст не может и не должен копировать разговорную речь и что знаки препинания часто, но не всегда, соответствуют интонации в структуре предложения. Например, в предложении «Белка песенки поет и орешки все грызет» (А. Пушкин) по правилам запятая не ставится (союз и соединяет однородные сказуемые), а если прислушаться к интонации, обязательно поставишь запятую и сделаешь ошибку. Структура предложения в данном случае не соответствует интонации.

Важный принцип пунктуации связан со структурой предложения: знаки препинания отличают начало и (или) конец синтаксической единицы (предложения, словосочетания, слова). Как утверждал известный филолог Ян Карлович Грот, синтаксическое направление в теории русской пунктуации базируется на том основании, что наша пунктуационная система во многом строится на синтаксической основе (например, запятая между частями сложного предложения ставится потому, что отделяет друг от друга простые предложения — синтаксические единицы). Но это все-таки не означает, что пунктуация копирует структуру предложения, подчиняясь ей: последняя сама обусловлена смыслом высказывания, и с этим связан еще один важнейший принцип пунктуации: при выборе знака препинания следует учитывать значение каждого знака препинания. Иначе говоря, для выбора знаков препинания исходным моментом является смысловая сторона речи.

Указывая на членение речи, знаки препинания служат еще и средством выявления различных смысловых оттенков, присущих отдельным частям письменного текста. А в некоторых случаях знаки препинания являются основным или единственным средством выявления смысловых отношений, которые не могут быть выражены в письменном тексте грамматическими или лексическими средствами. Например, сравните постановку запятой, точки, тире и двоеточия в одном и том же бессоюзном предложении: Природа ждет прихода зимы, птицы улетели на юг. Запятая выражает последовательность явлений; если вместо запятой поставить тире, то вторая часть будет указывать на следствие, обозначенное в первом предложении; если на том же месте поставить двоеточие, то при нем выявляются причинно-следственные отношения с указанием причины во второй части предложения. Или сравните постановку либо отсутствие запятых в предложениях, где вводные слова и члены предложения лексически совпадают: К моему огорчению прибавилось понимание того, что ничего уже невозможно было объяснить. К моему огорчению, ничего невозможно было уже объяснить.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: