Знаки препинания при прямой речи, диалоге и монологе. Цитирование

Прямая речь — это точно воспроизведенная чужая речь, переданная от лица того, кто ее произнес или написал.

Прямая речь (П) сопровождается словами автора (а).

«И молвил он, сверкнув очами: "Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, как наши братья умирали!"» (М. Лермонтов).

Прямая речь может состоять из одного, двух или нескольких предложений и стоять перед или после слов автора. Слова автора могут делить прямую речь. Каждое предложение в прямой речи пишется с большой буквы, и в конце его ставится тот знак, который нужен по цели высказывания и интонации. Если прямая речь — предложение повествовательное, а слова автора следуют за ней, то вместо точки на конце прямой речи ставится запятая, а затем, перед словами автора — тире («П», — а).

Если прямая речь стоит перед словами автора, то она заключается в кавычки, а после нее ставится тире: «"Сено ",думал он и вспоминал старшего конюха Назара...» (А. Куприн) — «П», — а.

Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие, а сама она выделяется в кавычки (а: «П»): «Наконец к вечеру приехал он один с убийственным известием: "Дуня с той станции отправилась далее с гусаром"» (А. Пушкин).

Слова автора делят прямую речь, состоящую из самостоятельных предложений. В этом случае после слов автора ставятся точка и тире, а вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.

«П, — а. — П». «"Да ведь это школа, — радостно сказал шофер. — Тут учительница живет "» (К. Паустовский).

«П! — а. — П». «"Вот Шмидт!сказала она.Почему вы так мало пишете о человеческом мужестве?"» (К. Паустовский).

«П? — а. — П». «"Что давно не приходишь? — спросил Червонец с удивлением. — Ты, гляди, нас, не бросай"» (К. Паустовский).

Слова автора делят прямую речь, состоящую из одного предложения. В этом случае перед словами автора и после них ставятся запятые и тире, а вторая часть прямой речи начинается с маленькой буквы.

«"Я не совсем еще разобралась в ваших словах,сказала Сметанина, — но, кажется, вы правы"». — «П, — а, — П».

Диалог

Диалог — это разговор нескольких лиц, а монолог — речь одного лица.

Каждая реплика диалога обычно начинается с новой строчки с большой буквы; перед репликой ставится тире, а кавычки не ставятся.

«Наконец последний, удивленный таким странным недоумением, решается спросить:

Что ж барин? у себя, что ли?

Здесь хозяин,сказал ключник.

Где же? — повторил Чичиков.

— Что, батюшка, слепы-то, что ли?сказал ключник. — Эх ва! А ведь хозяин-то я!»

(Н. Гоголь)

Диалог может оформляться и по-другому: реплики пишутся подряд, каждая из них берется в кавычки и отделяется от другой тире, например:

«Когда она от нас отошла, тогда я шепнул Григорию Александровичу: "Ну что, какова?" — "Прелесть! — отвечал он. — А как ее зовут?" — "Ее зовут Бэлою",отвечал я» (М. Лермонтов).

Предложения с косвенной речью

Предложения с косвенной речью позволяют передать чужую речь от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произносит. Предложения с косвенной речью представляют собой сложные предложения, в которых простые (слова автора и косвенная речь) соединяются словами что, чтобы, будто, и (или), местоимениями и наречиями кто, что, как, где, какой и т. д., частицей ли.

При помощи союзов что, будто передается содержание повествовательных предложений, при помощи союза чтобы — побудительных.

«Чичиков поблагодарил хозяйку, сказавши, что ему не нужно ничего...» (Н. Гоголь).

«Аркадий с прежней улыбкой сказал Базарову: "Евгений, возьми меня с собой, я хочу к тебе поехать"» (И. Тургенев). (Аркадий с прежней улыбкой сказал Базарову, чтобы он взял его с собой, что он хочет поехать к нему).

Местоимения и наречия, а также вопросительная частица ли используются для передачи предложений вопросительных. При замене прямой речи — вопросительного предложения — косвенным вопросом вопросительный знак не ставится: «А как ваше имя?— спросила помещица» (Н. Гоголь). (Помещица спросила, как его имя).

Слова автора, как правило, предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой.

Косвенная речь передает только содержание чужой речи, не передавая все особенности ее формы и интонации, она менее эмоциональна и выразительна. Имеющиеся в прямой речи, которая передается косвенной, обращения, междометия, частицы при ее замене опускаются. Они могут быть переданы другими словами, близкими к ним по смыслу, — тогда получается приблизительный и неточный пересказ прямой речи.

«"Пожалуй, я тебе дам девчонку; она у меня знает дорогу; только ты, смотри! Не завези ее, у меня уже одну завезли купцы "» (Н. Гоголь). (Коробочка сказала Чичикову, что даст ему в провожатую девчонку, которая знает дорогу, но предупредила его, чтобы он не завез ее куда-нибудь).

Цитата — это разновидность прямой речи, представляющая собой дословные выдержки из каких-либо высказываний или сочинений.

Если цитата сопровождается словами автора, то она заключается в кавычки и начинается с большой буквы, а остальные знаки препинания ставятся так же, как при прямой речи.

В. Белинский писал о повестях Н. Гоголя: «Совершенная истина жизни в повестях г. Гоголя тесно соединяется с простотой вымысла. Повести г. Гоголя народны в высочайшей степени».

«Истинный юмор г. Гоголя все-таки состоит в верном взгляде на жизнь и нимало не зависит от карикатурности представляемой им жизни», — отмечает великий критик.

Если цитата включается в авторский текст как часть предложения, то она пишется с маленькой буквы и заключается в кавычки.

В статье утверждается, что «...замечательный памятник русской словесности — "Слово о полку Игореве" — был открыт собирателем древнерусской письменности графом А. И. Мусиным-Пушкиным в конце XVIII века».

В случае если цитатой является стихотворный текст, то, как правило, в нем точно соблюдаются строки и строфы, а также знаки препинания. Кавычки при этом не ставятся.

В ответ на гибель А. Пушкина молодой российский поэт М. Лермонтов, гневно обличая палачей великого поэта, писал:

Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда — все молчи!

Эпиграф

Эпиграф — изречение, цитата откуда-либо; обычно помещается перед произведением и отражает его основную идею. Эпиграф не заключается в кавычки, а ссылка на автора помещается под эпиграфом на следующей строке. Например, стихотворение М. Лермонтова «Смерть поэта» открывается эпиграфом: «Отмщенье, сударь, отмщенье!»

Если эпиграф на иностранном языке (такое тоже возможно), то снизу сноской дается перевод.

А. Пушкин.

Сонет

Scoru not the sonnet, critic[1]

Words.........

 

 

ПОВТОРЕНИЕ.

Вопросы и задания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: