Справочный материал по пунктуации

Запятая

Запятая ставится

1. Для разделения однородных членов предложения, если они не соединены одиночными соединительными или разделительными союзами и, да (в значении и), или, либо. Например: Пустоцвет быстро угасал, свертывался... «Лежит огурец-удалец, дразнится» (В. Астафьев).

Запятая ставится между однородными членами перед противительными союзами: «Над моей головой тревожно бились листья клена, но не сверкали от лучей солнца, а бледно рисовались на темно-синем фоне» (В. Короленко). «Якутская лошадь не особенно сильна, зато удивительно нетребовательна» (В. Короленко).

Запятая ставится между однородными членами предложения при отсутствии союза: «В лесах было торжественно, светло и тихо» (К. Паустовский).

Однородные члены могут соединяться сочинительным союзом и попарно, между парами также ставится запятая. «Нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою трубку с табакомнеотлучную спутницу на морях и на суше, в походах и дома» (Н. Гоголь).

Если союз и при однородных членах предложения повторяется несколько раз, перед каждым союзом ставится запятая. Например: «И тучи рвались в небесах, но внизу царили затишье, и сумрак, и холод» (Н. Заболоцкий).

Запятая не ставится между однородными членами предложения, соединенными одиночными, неповторяющимися соединительными или разделительными союзами. Например: «Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая березка» (Л. Толстой). «Тарас поселился у Сошенко и начал работать в Академии художеств под руководством Брюллова» (К. Паустовский).

2. Для выделения обособленных второстепенных членов предложения:

• определений, выраженных причастным оборотом, одиночными прилагательными и причастиями, соединенными союзом и, если они стоят после зависимого слова или перед ним, если зависимое слово — личное местоимение или имя собственное. Например: «В поредевшем саду далеко видна дорога к шалашу, усыпанная соломой...» (И. Бунин). Солнце, великолепное и яркое, поднималось над морем. «Пошел дождь. Сначала редкий, он быстро перешел в плотный, крупный» (М. Горький). «Он повернулся и ушел, а я, растерянный, остался рядом с девочкой в пустой жаркой степи» (К. Паустовский);

• одиночных согласованных приложений, стоящих после определяемого слова;

• приложений, присоединяемых союзом как и имеющих значение причины: «На митингах мы, газетчики, узнаем много новостей» (К. Паустовский). «Герасиму, как отличному работнику, тут же дали в руки косу»;

• обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами;

• уточняющих обстоятельств места и времени, отвечающих на один и тот же вопрос, если последующее обстоятельство уточняет предыдущее: «Впереди, среди света и теней, то садясь на задние лапки и поджимая торчком уши, то делая короткие прыжки, двигался заяц, пробираясь на золотую поляну» (И. Бунин);

распространенных обстоятельств, приложений, дополнений, со словами несмотря на, кроме, помимо, включая, даже, а именно, особенно, то есть, например, в том числе и т. д.: На пристани никого не было, кроме сторожа с фонарем. «Осьминоги, или спруты,это морские моллюски» (К. Паустовский).

3. Для выделения вводных слов и предложений. Казалось, умысел ужасный рождался. «Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой» (А. Пушкин).

4. Для выделения обращений, междометий, слов-предложений «да», «нет» независимо от того, где они стоят в предложении — в начале, в конце или в середине: «Друзья мои, прекрасен наш союз» (А. Пушкин). «Фу, как вы все бестолковы» (А. Куприн). «Да, были люди в наше время» (М. Лермонтов).

5. Для выделения сравнительных оборотов (начинаются со слов как, как будто, словно, будто, чем и т. д.). Не выделяются запятыми сравнительные обороты, входящие в состав сказуемого, а также перешедшие в устойчивые сочетания типа беречь как зеницу ока, льет как из ведра, бледен как смерь, покраснел как рак и т. д. «Кругла, красна лицом она, как эта глупая луна, на этом глупом небосклоне» (А. Пушкин). «Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил как из ведра» (Л. Толстой).

6. В сложных предложениях для разделения простых:

• в сложносочиненном предложении (с сочинительными союзами и, а, но, или и т. д.), если нет общего второстепенного члена или общего придаточного предложения. «Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью» (Л. Толстой). «Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр» (Н. Гоголь);

• в сложноподчиненном предложении (с подчинительными союзами и союзными словами который, что, чтобы, потому что, если, так как, где, когда и др.). «В степной полосе, где был расположен родной Колин городок, лесов не было» (К. Паустовский);

• в бессоюзном предложении, если входящие в него простые предложения мало распространены (не содержат запятых) и обозначают одновременность или последовательность событий. «Жжет солнце, слепит пыль, жужжат оводы и мухи, томит жажда» (В. Короленко).

Точка с запятой

Точка с запятой ставится для разделения однородных членов предложения, простых предложений с составе бессоюзного сложного предложения, если они сильно распространены и в них есть уже запятые или если они достаточно самостоятельны по значению. «Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохраняющем последний отблеск зари» (М. Лермонтов).

Двоеточие

Двоеточие ставится

1. В простом предложении после обобщающего слова перед однородными членами. «По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики» (И. Соколов).

2. В бессоюзном сложном предложении, если второе предложение обозначает причину, раскрывает содержание или дополняет первое предложение (после первого предложения по смыслу можно вставить слова так как, а именно, что). «Но Дубровский уже Марью Кирилловну не слышал: боль раны и сильное волнение души лишили его силы» (А. Пушкин). «Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра» (И. Гончаров). «Я поднял глаза: высоко в небе нежились над степью птицы» (А. Чехов).

3. После слов автора перед прямой речью:

«Ягненок говорит: "Помилуй, мне еще и от роду нет году"». (И. Крылов).

4. Перед цитатами:

В своей статье «Сочинения Александра Пушкина» В. Г. Белинский писал о поэме «Евгений Онегин»: «Эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение. В "Онегине" мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития».

Многоточие

Многоточие ставится для выражения незаконченности высказывания, а также перерыва внутри предложения.

И опять приходится налегать на весла... Но все-таки... все-таки впереди огни!. (В. Короленко).

Тире

Тире ставится

1. Перед обобщающим словом, стоящим после однородных членов предложения: «Ни столба, ни стога, ни забора — ничего не было видно» (М. Лермонтов).

2. Между подлежащим и сказуемым (существительными, количественными числительными, неопределенными формами глаголов), если пропущена связка есть: «Его голосок — колокольчик» (К. Паустовский).

3. Перед приложением, стоящим в конце предложения или относящимся к однородным членам: «Он помогал ему лечить князя Репнина — заезжего русского вельможу» (Б. Окуджава). «Но здравый смысл, твердости свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях ~ словом, все ее достоинства точно родились с ней» (Л. Толстой).

4. При выделении вводных предложений:

«На маленьком озере — оно называлось Лариным прудомвсегда плавало много ряски» (К. Паустовский).

5. В бессоюзном сложном предложении:

• если содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого: «Прошла неделя, месяц — он к себе домой не возвращался» (А. Пушкин);

• если первое предложение указывает на время или условие того, о чем говорится во втором предложении (как правило, в таких предложениях можно подставить слова «если», «когда»): «Лес рубят — щепки летят» (когда лес рубятщепки летят). «Глубже пахать — больше хлеба видать» (если глубже пахать, то больше хлеба видать);

• второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении: «Слой облаков был очень тонок — сквозь него просвечивалось солнце» (К. Паустовский);

• в предложении создается картина быстрой смены событий. «Я за свечку, свечка — в печку! Я за книжкута бежать!» (К. Чуковский).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: