Глава 1. Формирование навыков диалогической речи на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

на тему

«Использование ИКТ в обучении диалогической речи на уроке английского языка (на примере ролевых игр)»                                                                         

.                                                                                                                                                      .                                                                                                        

.

 

Студент                                                       Капралова Марина Сергеевна.

Руководитель                                         к. п. н., доцент Л. В. Шварева.

Рецензент ____________________________________________________

Нормоконтролёр                                           к.п.н., доцент Шурыгина Ю.А..

Работа допущена к защите (протокол заседания кафедры от__________№)

Заведующий кафедрой                         к.и.н., доцент Алешина Е.Ю..    .

Работа защищена с отметкой ____________ __( протокол заседания ГЭК от___    №_)

Секретарь ГЭК .                               __________________Павлова О.А.

 

Пенза 2020 19

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                 4

Глава 1. Формирование навыков диалогической речи на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе                        8

1.1 Основная характеристика диалога и диалогической речи                       8

1.2 Методика формирования диалогической речи на английском языке       17

Глава 2. Общая характеристика ролевой игры, как эффективного приема в формировании диалогической англоязычной речи у школьников         25

2.1 Характеристика ролевой игры и её продуктивное использование для формирования диалогической англоязычной речи у школьников                    25

2.2 Формы ролевых игр на младшей, средней и старшей ступенях обучения английскому языку в школе                                                                            36

Глава 3. Продуктивность применения информационно-коммуникативных технологий в формировании англоязычной диалогической речи у школьников на примере компьютерных ролевых игр и компьютерных обучающих программ                                                                                          45

3.1 Общая характеристика информационно-коммуникативные технологии и их применение на уроках английского языка в школе                                  45

3.2 Применение ролевой игры и ИКТ для эффективного формирования англоязычной диалогической речи на начальной ступени обучения в школе 55

3.3 Роль информационно-коммуникативных технологий в эффективном формировании диалогической речи на примере компьютерных обучающих программ при обучении английскому языку в средней школе                         59

3.4 Применение компьютерных обучающих программ для формирования навыков диалогической речи у учеников                                                       69

3.5 Пример компьютерной обучающей программы, содержащей компьютерные ролевые игры, для эффективного формирования англоязычной диалогической речи у школьников                                                                                          75

3.6 Результативность использования компьютерных ролевых игр в формировании навыков диалогической англоязычной речи у учеников     87

Заключение                                                                                                           94

Список использованных источников                                                            101                                                 

Приложение                                                                                                         108

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Приоритетность задачи формирования диалогической речи в процессе обучения иностранному языку, признанная ведущими специалистами в области методики преподавания иностранных языков, способствует появлению многочисленных книг и пособий с упражнениями и рекомендациями по формированию диалогической речи учащихся. Одни авторы (Колесникова О.А., Конышева А.В., Ливингстоун К., Паросова И.А., Рабинович Ф.М., Стронин М.Ф., Скляренко Н. К.) предлагают использовать для этой цели ролевые игры на английском языке. Другие (Бизикова О.А., Гальскова Н.Д., Карамышева Т.В., Теплицина Т.Н., Голубева Т.И., РепинаС.О., Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н.) советуют применять в развитии диалогической речи информационно-коммуникативные технологии. Тем не менее, изучение состояния работы по развитию диалогической речи выявило отсутствие методических материалов, указывающих на интеграцию ролевых игр и информационно-коммуникативных технологий в формировании диалогической речи учащихся. При этом учёт возрастных особенностей применения данного интегративного подхода на уроках английского языка в начальной, средней и старшей школе делает актуальность проводимого исследования более значимой.

Основной задачей обучения иностранному языку в общеобразовательном учреждении является коммуникативно-ориентированный подход. Одной из главных форм речевого общения является диалогическая речь, которая учит школьников правильно общаться между собой, чутко и внимательно слушать собеседника, уметь поддерживать разговор и вместе решать возникающие трудности в общении. Диалог между учителем и учащимися в школе - это непосредственная, непринуждённая, свободная форма общения. Во время такого диалога царит атмосфера соучастия, равноправия, уважения и психологического единства.

Выстраивание реальной ситуации общения на уроках английского языка осуществляется при помощи ролевой игры, которая используется, как один из главных методов в формировании диалогической речи. Ролевая игра стимулирует познавательный интерес школьников, их участие в образовательном процессе, повышает мотивацию учеников в изучении английского языка и снижает утомляемость на уроках. Ролевая игра на иностранном языке тренирует память, увеличивает умственную активность, формирует устную диалогическую речь. Благодаря ролевой игре ученики воспринимают английский язык, как реальное, естественное средство общения, которое способствует возникновению благоприятного климата среди учеников.

Повышение уровня диалогической речи возможно с помощью использования информационно коммуникативных технологий в ролевых играх на уроках английского языка. Мультимедийные средства обучения применяются с целью повышения познавательного интереса учеников, ускорения процесса обучения, обеспечения условий интенсивного, эффективного формирования устной диалогической речи. Интерактивные обучающие программы, компьютерные ролевые игры создают живые ситуации общения, избавляют учеников от психологических и коммуникативных барьеров. ИКТ помогает ученикам развивать их слухо-произносительные навыки, пополнять словарный запас, правильно воспринимать на слух реплики участника диалога, учиться быстро и точно реагировать на них, тем самым эффективно развивая навыки диалогической речи у школьников.

Объект исследования: процесс формирования диалогической речи у школьников на уроках английского языка.

Предмет исследования: эффективность формирования диалогической речи с применением ролевых игр и ИКТ у учащихся начального, среднего и старшего ступеней обучения.

Цель работы: повысить эффективность формирования диалогической речи на английском языке с применением ролевых игр и ИКТ у учащихся начального, среднего и старшего ступеней обучения.

Задачи исследования:

1. Дать характеристику диалога и диалогической речи, представить методы и приёмы формирования диалогической речи у школьников.

2. Охарактеризовать ролевую игру, как эффективный прием в формировании диалогической речи, представить формы ролевой игры для школьников всех ступеней обучения английскому языку.

3. Доказать эффективность формирования диалогической речи с помощью использования ролевых игр и информационно-коммуникативных технологий.

4. Организовать эксперимент для проведения исследовательской работы.

Методы исследования:

1. Организационные: планирование (прогнозирование), подготовка и построение исследования.

2. Интерпретационные: штудирование и анализ профессиональной методической литературой, направленной на формирование устной англоязычной диалогической речи у школьников.

3. Практические: наблюдения за учебным процессом в средней общеобразовательной школе:

- поиск информации (поиск популярных и эффективных компьютерных обучающих программ и ролевых игр, которые помогают быстро и эффективно формировать диалогическую речь у школьников);

- тестирование и анкетирование учащихся для того чтобы доказать эффективность применения ролевых игр и ИКТ в формировании диалогической речи у школьников;

- аналитический (анализ полученных данных в результате проведённого эксперимента).

Научная новизна исследования: объединение (синтез) диалогической речи, как формы речевого общения, с ролевыми играми и ИКТ для качественного формирования речевых навыков у школьников.

Практическая значимость исследования: применение на практике в ФЭЛ № 29 ролевых игр с использованием ИКТ, направленных на формирование диалогической речи у школьников на уроках английского языка.

Результат исследования: доказать эффективность формирования диалогической речи на уроках английского языка с применением ролевых игр и ИКТ у учащихся начального, среднего и старшего ступеней обучения.

Работа состоит из:

- введения;

- четырёх глав;

- заключения и списка используемой литературы.

Введение определяет актуальность, объект, предмет, цель и задачи, методы, научная новизна исследования, практическая значимость и результат исследования.

В первой главе представлены характеристики диалога и диалогической речи, методы и приёмы формирования диалогической речи у школьников.

Во второй главе представлены характеристика ролевой игры, как эффективного приема в формировании диалогической речи, а также формы ролевой игры для школьников всех ступеней обучения английскому языку.

В третьей главе представлены общая характеристика информационно-коммуникационных технологий, а также доказательства эффективности формирования диалогической англоязычной речи у школьников при помощи использования ИКТ на примере компьютерных обучающих программ и компьютерных ролевых игр.

Заключение содержит основные выводы по работе.

 

 

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: