Методика формирования диалогической речи на английском языке

По мнению Клименко А.Д., в методике формирования диалогической англоязычной речи существуют два основных метода: дедуктивный, индуктивный.

Дедуктивный метод подразумевает наличие полной диалогической модели, как структурный пример написания своего собственного диалога такого же типа. Предоставленный образец диалога может включать в себя большое количество диалогических единств. Вначале ученики прослушивают несколько раз весь диалог, потом учат его, далее они в зависимости от своих желаний и видения данной темы могут переставлять местами лексические единицы или заменять их другими, которые они считают уместнее. Происходит проработка отдельных элементов диалога, а далее они будут готовы стать участниками беседы, аналогичной выученному ранее диалогу.

У учеников происходит формирование диалогической речи «сверху вниз». Недочёт данного метода в том, что процесс формирования диалогической речи проходит от заучивания целого диалога к отработке его составных частей, это способствует заблаговременному, машинальному, самопроизвольному соединению элементов в том виде, как они уже представлены в изучаемом диалоге. Данный метод обучения ограничивает свободу выражения мыслей, блокирует мышление из-за автоматической зазубривания диалога.

Индуктивный метод является наиболее популярным и востребованным и подразумевает изучение отдельных речевых единиц диалога и их применение в своей беседе в определённой тематической ситуации. Предлагаемые в школе образцы диалогов являются примером не для заучивания, а для развития самостоятельного мышления школьников.

Согласно индуктивному методу, процесс ведения диалога включает в себя следующие задачи: 1)научиться применять языковой материал, характерный для диалогической речи; 2)научиться взаимодействовать со своим собеседником во всех возникающих речевых ситуациях [23, c. 154].

Формирование диалогической речи школьников осуществляется тремя вариантами: 1) диалогическое единство; 2) коммуникативные упражнения; 3) ролевые игры.

1. Согласно Вишневскому Е.И., структурной единицей диалогической речи выступает реплика. Но за структурную единицу обучения принимают диалогическое единство, которое состоит из двух реплик: реплика-стимул и реплика-реакция. Варианты соединения реплик могут быть различными: 1) вопрос и ответ; 2) сведения и ответные сведения; 3) сведения и вопрос; 4) вопрос на вопрос; 5) упрашивание или приглашение - положительный или отрицательный ответ; 6) распоряжение, указание и эмоциональный ответ, взрывной ответ; 7) прошение и сведения; 8) сведения и прошение.

Представленная типология диалогического единства предполагает следующую типологию диалогов, изучающих в школе: 1) интервью; 2) двусторонний расспрос; 3) обмен мнениями; 4) изъявление желаний.

Показанные типы диалогов называют микродиалогами, но они также состоят из диалогических единств, которые находятся в смысловой взаимосвязи. Большим структурным элементом диалогической речи выступает сюжетный микродиалог на определённую тему. Диалогическая речь школьников может состоять из нескольких сюжетных микродиалогов, объединённых конкретной ситуацией общения. Наивысшвая степень сформированности диалогического навыка подразумевает ведение различных, структурно-непринужденных бесед [10, c. 33].

2. Диалогическая речь у школьников формируется с помощью специальных коммуникативных упражнений на вопрос и ответ, с помощью заданий, представленных в виде реплик, а также при помощи свободной беседы.

А. По мнению Скалкина В.Л., вопросно-ответные упражнения наиболее эффективные для обучения диалогической речи. Задача вопросительного предложения – сделать запрос на определённого рода информацию. Вопросы ориентированы на реакцию, на речевой ответ собеседника. Вопросы делятся на такие виды как реальный и условный. Если учитель-предметник задаёт реальный вопрос ученику, например: «Why did you get your textbook dirty?». Значит, ученик действительно пришёл в класс с испачканным учебником, а учителю важно узнать, как такое могло случиться. Если преподаватель задаёт условный вопрос, например: «How many pots of flowers are there in the classroom?». Значит, преподаватель уже заведомо знает правильный ответ. Условные вопросы задаются в учебном процессе, поэтому участники диалога осознанно и серьёзно могут задать такой вид вопросов [45, c. 74].

Щукин А. Н. рассматривает два типа вопросно-ответных подготовительных упражнений, которые помогут ученикам на средней и старшей ступени обучения в формировании диалогической англоязычной речи и навыков аудирования:

Первый тип упражнений для учеников средней ступени обучения. Прослушивание записи диалогической речи на английском языке в форме интервью. При прослушивании данных аудио или видеозаписей у учеников формируются навыки аудирования. В представленных учителем интервью журналист задаёт небольшое количество вопросительных предложений, тем самым мотивирует на ответную реакцию своего гостя. Но данный тип упражнений включает в себя маленькие диалоги с упрощённой лексикой, чтобы у школьников не возникало проблем в понимании диалогов на слух. В видеозаписи ученикам можно прочитать субтитры к интервью, к тому же в мини-диалогах будет прослеживаться большое количество пауз для пояснений, а также будет присутствовать замедленный темп речи у собеседников. Форма контроля после двойного или тройного прослушивания учениками интервью – это перевод и пересказ на английском языке в парах прослушенного диалога.

Второй тип подготовительных упражнений на английском языке для учеников старшей ступени обучения. Прослушивание диалогической речи в форме интервью. По сравнению с первым типом упражнений журналист задаёт большее количество вопросов, поэтому коротким диалогом данное интервью назвать уже нельзя. Ученики уже не смогут прочитать субтитры к диалогу во время просмотра видео. Прослеживается нормальный темп речи собеседников без долгих пауз. Интервью не прерывается преподавателем для каких-либо пояснений. Способ проверки после двух прослушиваний диалога: пересказ диалога на английском языке в парах [53, c. 215].  

По мнению Вайсбурда М.Л., существует большое количество обучающих диалогических заданий, которые формируют навыки мгновенного, разнопланового реагирования на реплики партнёра по диалогу, способность заинтересовать собеседника. Вайсбурд М.Л. определил критерии степени сформированных диалогических англоязычных умений: 1) умение слушать партнёра по диалогу; 2) умение быстро и правильно отвечать на различные вопросы; 3) умение поставить вопросы во время беседы; 4) вовремя входить в диалог; 5) вовремя и корректно выходить из диалога.

Опираясь на вышеперечисленные критерии, Вайсбурда М.Л. обозначил три уровня сформированных диалогических англоязычных умений: низкий, средний, высокий.

На низком уровне сформированности диалогических навыков и умений ученики проявляют пассивность, безинициативность в диалоге с другими учащимися или с преподавателем по причине недостаточного запаса лексического багажа, неправильного применения речевых оборотов. Школьники очень часто неправильно отвечают на вопросы, потому что не хотят внимательно дослушивать до конца своего партнёра по диалогу или просто не понимают его речь. Во время диалогов ставят перед своими собеседниками ограниченное количество вопросов, следовательно, могут не вовремя вступить в беседу. Отвлекаются в ходе диалога и не знают, как правильно выйти из него.

На среднем уровне ученики легко, непринуждённо и с большим желанием и интересом вступают в диалог и другими учащимися, друзьями или с преподавателем, хотя им трудно правильно применять речевые обороты в диалоге, поэтому не всегда им это удаётся корректно сделать. Ученики могут дать ответы на вопросы, но сами грамматически правильно построить вопрос затрудняются. Они вовремя могут войти в диалог, но не умеют или не хотят дослушать своего партнёра до конца, а также не знают, как завершить беседу.

На высоком уровне ученики с удовольствием вступают в диалог с учащимися из своего класса или с преподавателем, у школьников богатый словарный запас, они часто, уверенно и правильно используют в своей беседе речевые обороты. Ученики умеют вовремя и правильно войти и выйти из беседы, внимательно слушать и понимать собеседника, ставить различного вида вопросы и давать на них ответ во время диалога.

Б. Для формирования диалогической речи ученикам предлагаются разнообразные репликовые задания. Школьники должны уметь давать ответную реакцию не только на вопрос, но и на утверждение, просьбу, указание, призыв и так далее. Ученики сами выстраивают порядок ответа и вкладывают в него определённый смысл в зависимости от предыдущей реплики и выученной им заранее необходимой лексики и грамматики. Рассмотрим различные виды репликовых заданий:

1) утвердительное и вопросительное предложения. Ученик что-то переспрашивает, уточняет, удивляется, предполагает и тому подобное;

2) два утвердительных предложения. Ученик может соглашаться со своим собеседником, поделиться своей точкой зрения, обещать ему что-либо и тому подобное;

3) утвердительное и отрицательное предложения. Ученик выражает своему партнёру отказ, недовольство, протест и так далее [13, с. 84].

В. Задания и упражнения на свободную беседу. В реальной жизни между детьми и подростками условный диалог с большим количеством различных тем, реплик, стимулов происходит спонтанно, естественно и непринуждённо. В школе подобные диалоги искусственно организуются учителем, который предлагает ученикам темы предстоящих бесед. Диалоги проводятся во второй половине урока, чтобы к тому времени у детей не было речевой скованности, боязни сделать ошибки и неуверенности в себе и в своих знаниях ведения англоязычного диалога. Условный диалог может перейти в естественный, если учитель-предметник предложит интересную, актуальную тему, а все ученики будут активными и инициативными во время диалога. Естественная беседа – это цель для всех добросовестных учителей английского языка, которые вкладывают душу в своих любимых учеников.

3. Одним из нетрадиционных методов, мотивирующим школьников к изучению английского языка и подталкивающим их к диалогическому общению является ролевая игра. Она создаёт естественную коммуникативную среду, побуждает учащихся использовать во время диалога все изученные ими лексические единицы, устойчивые выражения и грамматические конструкции. Ролевая игра – это самый популярный, полезный и эффективный метод формирования диалогической речи у учеников, она проводится на всех ступенях изучения английского языка у школьников. С помощью ролевой игры у детей и подростков проявляются интеллектуальные и творческие данные, она подходит для учеников с разным уровнем знаний. С использованием ролевой игры процесс изучения иностранного языка становится более увлекательным и продуктивным, процесс формирования диалогической речи у школьников проходит быстрее и эффективнее [47, с. 68].

Таким образом, по мнению Клименко А.Д., в методике формирования диалогической англоязычной речи существуют два основных метода: дедуктивный, индуктивный. Индуктивный метод является наиболее популярным и востребованным и подразумевает изучение отдельных речевых единиц диалога и их применение в своей беседе в определённой тематической ситуации.

Формирование диалогической речи школьников осуществляется тремя эффективными вариантами: 1) диалогическое единство; 2) коммуникативные упражнения; 3) ролевые игры.

Вайсбурд М.Л. определил критерии и уровни сформированных диалогических англоязычных умений у школьников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: