1. Данное исследование проходило в три этапа: организационный, практический, обобщающий.
Таблица 1. Организация опытно-практической работы.
№ | Название этапа | Цели этапа | Способы исследования |
1 | Организационный (ноябрь-декабрь) | 1.Поиск материала по теме исследования. 2.Организация исследования. 3. Анализ исследования. 4.План исследования. | 1.Обзор материалов по теме исследования. 2.Диалог с участниками исследования. 3.Общий вывод. |
2 | Практический этап (декабрь) | 1.Детализация организации исследования. 2.Осуществление опытно-практической работы. | 1.Группировка материалов по теме исследования и выводы по ним. 2.Адаптация принципа работы. 3.Опрос. 4.Анализ. |
3 | Обобщающий (январь-февраль) | 1.Обоснование доказательств утверждения 2.Подведение итогов опытно-практической работы. | 1.Обзор. 2.Обобщение. 3.Комментарии. |
При проведении опытно-практической работы эффективность показал метод опроса и анкетирования, который раскрыл реальную ситуацию в практической деятельности рассматриваемого лицея, помог выявить мнения учеников (участников опроса) по теме нашего исследования.
Задача опроса – выявить, влияют ли компьютерные обучающие программы на формирование диалогической англоязычной речи у школьников.
2. Оценка итога анкетирования.
В исследовании принимало участие всего 45 учеников из 8А, 8Г, 9Г классов ФЭЛ № 29. Итоги анкетирования даны во второй таблице.
Таблица 2. Итоги опроса.
№ | Вопросы и разновидность ответов. | Классы | ||
8А | 8Г | 9Г | ||
1 | Для чего нужны компьютеры на уроках английского языка? | |||
а) как источник информации; | 48% | 47% | 40% | |
б) для удовольствия; | 24% | 29% | 25% | |
в) для лучшего усвоения учебного материала. | 28% | 24% | 35% | |
2 | Какие компьютерные программы вас интересуют? | |||
а) обучающие; | 33% | 34% | 51% | |
б) контролирующие; | 11% | 17% | 19% | |
в) игровые. | 56% | 49% | 30% | |
3 | Способны ли компьютерные обучающие программы сделать изучение английского языка более интересным? | |||
а) конечно; | 60% | 63% | 77% | |
б) смотря какие программы; | 34% | 33% | 18% | |
в) нет. | 6% | 4% | 5% | |
4 | Нравятся ли вам КОП «English Three Steps», «Tell me more», «English. Разговорный английский»? | |||
а) да; | 85% | 90% | 88% | |
б) затрудняюсь ответить; | 10% | 5% | 8% | |
в) нет. | 5% | 5% | 4% | |
5 | Могут ли компьютерные обучающие программы повысить лексический запас английского языка, помочь разобраться, выучить и закрепить на практике фонетические правила и грамматические конструкции? | |||
а) несомненно; | 45% | 48% | 64% | |
б) смотря какая программа; | 38% | 33% | 24% | |
в) нет. | 17% | 19% | 12% | |
6 | Эффективны ли компьютерные обучающие программы в формировании англоязычной диалогической речи? | |||
а) безусловно; | 67% | 75% | 79% | |
б) не всегда; | 21% | 10% | 16% | |
в) нет. | 12% | 15% | 5% |
Проведённый опрос показал, что компьютерные обучающие программы в первую очередь – это прекрасный источник информации в 8А классе (48%), в 8Г классе (47%) и в 9Г классе (40%). В 8А классе (56%) и 8Г классе (49%) в основном школьники отдают предпочтение игровым компьютерным программам, а в 9Г классе (51%) обучающим компьютерным программам. Применение КОП способно сделать процесс обучения английского языка более интересным в 8А классе (60%), в 8Г (63%), а в 9Г (77%). В 8А классе (85%) ученикам нравятся КОП «English Three Steps», «Tell me more», «English. Разговорный английский», в 8Г (90%) и в 9Г (88%) учащимся. КОП повысили лексический запас школьников, помогли в изучении грамматики и фонетики в 8А (45%), в 8Г (48%), в 9Г (64%), а также КОП способствовали формированию англоязычной диалогической речи у школьников в 8А классе (67%), в 8Г классе (75%) и в 9Г классе (79%).
Следует заметить, что педагогический состав ФЭЛ № 29 является грамотным компьютерным пользователем, поэтому проведение уроков с использованием ИКТ проходит на высоком обучающем уровне. Большинство учащихся ФЭЛ № 29 знакомы со многими обучающими компьютерными программами на английском языке и умеют с ними работать, они имеют виртуальных друзей в других странах, общаются с ними по Интернету на английском языке посредством данных программ, играют в ролевые игры на уроках с использованием КОП. Это способствует формированию у школьников навыков англоязычной диалогической речи.