Вспомогательные звуки. Вспомогательные аккорды

Вы знаете, что звуки, которые образуют мелодию, могут повторяться, двигаться поступенно, по звукам аккордов, скачками. Еще один мелодический прием – вспомогательные звуки. Они появляются между повторением одного и того же звука ступенью выше или ниже:

 

 

Композиторы, стремясь к большей выразительности мелодий, используют вспомогательные обороты с интонацией полутона. В этом случпе вспомогательные обороты могут быть со знаками альтерации () и называются альтерированными или хроматическими:

 

Вспомогательными могут быть не только мелодические звуки, но и определенные аккорды. Вспомогательный аккорд звучит между повторением одной и той же гармонии на слабой доле при плавном движении голосов.

 

 


1. Во фрагменте пьесы Чайковского найди и обведи вспомогательные звуки простые и хроматические:

 


2. Спой упражнения и сравни их. Транспонируй в тональности Си-бемоль и Си мажор:

 


 

3. Играй и пой в тональности Си мажор указанные ступени в заданном ритме:

 

 

4. Определи и подпиши аккорды в примерах:

 

 

5. Найди и отметь в музыкальном фрагменте вспомогательные звуки. Выучи наизусть, пой с дирижированием:

 

 

 ПРОХОДЯЩИЕ ЗВУКИ. ПРОХОДЯЩИЕ АККОРДЫ.

Проходящие звуки поступенным движением заполняют расстояние между различными по высоте опорными звуками мелодии. Например:

 

 


Как и вспомогательные звуки, проходящие звуки могут быть диатоническими (простыми) или хроматическими (изменёнными):

Проходящими могут быть не только звуки, но и аккорды, чаще всего квартсекстаккорды. Проходящий квартсекстаккорд звучит между трезвучием и его секстаккордом (или наоборот, между секстаккордом и трезвучием) на слабой доле при плавном движении голосов:

1. По образцу построй, играй и пой всеми способами проходящие обороты в тональностях Ля мажор и до минор:

 

 

2. Во фрагменте пьесы Мендельсона найди и обведи вспомогательные и проходящие звуки, определи, какие они – диатонические или хроматические, восходящие или нисходящие:

 

3. Спой упражнения и сравни их. Транспонируй в тональности Си и Ля-бемоль мажор:

 

 

 

4. Сыграй и спой в тональности Ре мажор указанные ступени в заданном ритме:

 

 

5. Проанализируй мелодию, построй указанные аккорды, пой с аккомпанементом:

 

                                                                

 

 

ТОНАЛЬНОСТЬ Ре-бемоль мажор

1. Запиши гамму Ре-бемоль мажор, подпиши ступени.

 


Выполни все построения, уверенно играй и пой:

2. В Ре-бемоль мажоре пой следующие секвенции:

а)

б)

в) дома тренируйся один голос секвенции играть, другой – петь:                                                                                                 

3. Спой в тональности Ре-бемоль мажор последовательности ступеней:

а)  I – III – II – IV – VI – V – I.

б) V – âI – áVI – IV – III – âVII – I.

в) Iá – âV – III – VI – V – áVII – I.

 

4. Построй на ступенях Ре-бемоль мажора все секунды, терции, кварты и квинты. Определи и подпиши качественную величину интервалов. Устойчивые ступени пиши белыми нотами, неустойчивые закрашивай. Неустойчивые интервалы разреши по тяготению. Все интервалы играй (гармонически) и пой всеми способами:

 

 


Результаты построений запиши в таблицу:








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: