1. Пой в тональности Си мажор последовательности ступеней:
а) I – III – II – IV – VI – V – I
б) I – V – VI – V – II – VII – I
в) I – V – IV – VII – I – II – I
2. Построй на ступенях H-dur последовательность интервалов, определи и подпиши качественную величину интервалов. Играй и пой всеми способами:
5 2 3 4 6 7 6 5 3
I IV III II I VII VII VII I
3. Определи и подпиши интервалы и аккорды в тональности Си мажор, укажи ступени, на которых они построены, закрась неустойчивые звуки, выполни разрешения:
4. Построй в Си мажоре последовательность аккордов, играй и пой всеми способами:
Т53 D6 Т53 S6 Т64 D7 T
5. Пой мелодию с дирижированием.
Словацкая песня
Подбери аккорды главных ступеней, которые подходят для сопровождения этой мелодии. Подпиши обозначения аккордов под звуками мелодии. Постой последовательность аккордов, которая у тебя получилась. Пой мелодию, играй аккорды последовательности. Попробуй сыграть аккорды в фактуре вальса.
|
|
Повторяем интервалы.
1. Ответь на вопросы:
- Какие интервалы бывают большими и малыми? Какие – увеличенными и уменьшенными?
- На каких ступенях в мажоре строятся большие терции? Как называются эти ступени?
- Какие терции образуются на I, IV и V ступенях в натуральном миноре?
- На каких ступенях в мажоре и гармоническом миноре строятся ув.4 и ум.5?
- Назови интервалы-консонансы и диссонансы.
2. Построй обращения данных интервалов, определи и подпиши полученные интервалы.
3. Построй интервалы от данных звуков вверх.
Сыграй нижний звук каждого интервала на фортепиано, а верхний спой. Потом проверь правильность звучания, подыграв себе верхний звук.
4. Построй письменно интервалы от данных звуков вниз.
Сыграй верхний звук каждого интервала на фортепиано, а нижний спой. Потом проверь правильность звучания, подыграв себе нижний звук.
5. Определи и подпиши эти интервалы, тритоны разреши и определи тональность:
6. Найди указанные интервалы, обведи и подпиши: ч.4, ч.5, б.6, м.7:
7. Запиши мелодию как цепочку интервалов; подпиши все интервалы и ступени, на которых они построены:
РИТМИЧЕСКАЯ ГРУППА
ТА- ай ти-ли
1. Ритмические упражнения:
- вначале прочитай ритмослогами (каждый такт повторяй несколько раз),
когда читаешь – обязательно тактируй или дирижируй
|
|
- умей чётко простучать или прохлопать (каждый такт повторяй несколько раз)
- попробуй простучать двумя руками: правая – ритм, левая – доли
- прочитай и простучи каждую строчку
- умей четко исполнить свою партию в ансамбле
- попробуй простучать двумя руками: верхнюю строчку – правой, нижнюю - левой
2. Мелодии пой с дирижированием:
3. Определи и подпиши аккорды аккомпанемента, запиши их как последовательность аккордов:
- подпиши ступени, по которым движется нижний голос в басовом ключе
- «сложи» вместе все звуки аккорда, который излагается восьмыми
- определи, каким гармониям эти звуки принадлежат – T, S или D
- определи и подпиши, какие обращения T, S или D находятся на этих ступенях
- запиши аккорды гармонически на свободной строчке
4. Сочини и запиши мелодию к предложенному аккомпаементу, используй ритм :
5. Расставь тактовые черты. Перепиши, исправив ошибки, в инструментальной группировке. Помни правило: ОДНА ДОЛЯ – ОДНО РЕБРО
ПОВТОРЕНИЕ
Ум.53 М 53 Б 53 Ув.53
(уменьшённое) (минорное) (мажорное) (увеличенное)
1. При помощи бемоля переделай М53 в Ум.53: , подпиши аккорды.
М53 Ум.53
2. При помощи диеза переделай Б53 в Ум.53: , подпиши аккорды.
Б53 Ум.53
3. При помощи диеза переделай Б53 в Ув.53: , подпиши аккорды.
Б53 Ув.53
4. При помощи бемоля переделай М53 в Ув.53: , подпиши аккорды.
М53 Ув.53