Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Педагогический институт
Кафедра педагогики и психологии дошкольного и начального
Образования
«Методика обучения младших школьников решению уравнений».
Работу выполнила: Студентка 4 курса ЗНО-116
Заочного отделения кафедры ППДНО
Бахтеева А.С.
Владимир 2020 г.
Содержание
Формирование у учащихся понятия «уравнение» и «решение уравнения» | 3 |
Способы решения уравнений используемые в начальных классах | 11 |
Ознакомление младших школьников с алгебраическим методом решения текстовых задач на основе составления и решения уравнения по задаче | 15 |
Список литературы | 21 |
Формирование у учащихся понятия «уравнение» и «решение уравнения»
Понятие «уравнение». Виды уравнений.
|
|
С начала 1 класса учащихся знакомят с понятиями: числовое и буквенное выражение, равенство и неравенство.
Числовым выражением называют запись, состоящую из чисел, знаков действий и скобок. Например, 2+(6+4). Среди математических выражений выделяют числовые и буквенные выражения. Выполнив все указанные арифметические действия, получаем значение числового выражения.
Буквенное выражение наряду с числами содержит переменные, обозначенные буквами. Для вычисления значений буквенных выражений заданные значения переменных поочередно подставляются в выражения и производят вычисления.
Числовым равенством называют запись, состоящую из чисел, знаков действий и знака равно (или: два выражения, соединенные знаком равно называют равенством). Например, 2+5=3+4.
Два выражения, соединенные знаками «больше» или «меньше» называют числовым неравенством. Например, 7+5<15.
Подготовительный этап.
В учебнике М.И. Моро учащиеся решают уравнения двумя способами:
1) способом подбора (в простейших случаях);
2) способом, основанном на применении правил нахождения неизвестных компонентов арифметических действий. На этом этапе выполняются следующие два вида упражнений:
1) решаются способом подбора примеры с «окошком» вида + 3 = 7;
- 4 = 2; 8 - = 5;
2) раскрывается связь между компонентами и результатом действий сложения и вычитания (правила нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого).
Выполнение специальных упражнений – равенств с «окошками» является подготовкой для перехода к решению простейших уравнений вида х + 2 = 7; х - 5 = 4; 8 - х = 6, с которыми учащиеся знакомятся только во 2 классе
|
|
М.И.Моро 1 класс 2ч.стр.26
-Прочитай выражение: 15 - в. Найди значение выражения, если в = 3, 4, 10.
-Среди чисел, записанных справа, подчеркните то число, при подстановке которого в окошко, получится верное равенство.
3+ □ =9 4, 5, 6, 7
□ - 2 = 4 1, 2, 3, 4, 5, 6
Знакомство с понятиями «уравнение» и «корень уравнения».
Учащимся сообщается, что в математике вместо □ используется латинские буквы (х, у, а, в, с) и такие записи называются уравнением: 3+х=6, 10 - х = 5. Важно на этом этапе закрепить у учащихся умение узнавать уравнение среди математических выражений: «Найди уравнение среди предложенных записей: х+5=6, х-2, 9=х+2, 3+2=5».
Так например в учебнике М.И.Моро 2 класс,ч.1,стр.76-77 учащихся знакомят с буквенными выражениями.
Под условным знаком «проверь себя и оцени свои успехи» дают упражнение:
Далее на стр. 80, учащиеся знакомятся с новой темой «Уравнения», они узнают, что называется уравнением и учатся решать уравнения, предлагается рассмотреть и выполнить упражнение:
На этом этапе учащиеся должны научиться распознавать среди математических записей уравнения и уметь находить из предложенных чисел его корни или осуществлять поиск корня уравнения подбором.
Далее на протяжении нескольких уроков дети учатся решать уравнения с неизвестным слагаемым, уменьшаемым, вычитаемым вида:
4+х=28 18-х=3 х+5=9 х-10=8
На стр. 84 этого же учебника, детям вводятся и отрабатываются правила нахождения неизвестного компонента в уравнениях. Уравнения решаются на основе взаимосвязи этих компонентов.
По программе И.И.Аргинской 2 класс ч.1,стр.30, знакомство с уравнениями и их решением, предлагается составить математический рассказ о карандашах:
И дальше так же как у М.И.Моро вводятся понятия основных компонентов для нахождения неизвестного в уравнениях.
В 3 классе по программе И.И. Аргинской учащиеся решают уравнения на основе связей между компонентам и действия и их свойств, и выражения с большим количеством скобок и действий.
3 класс,ч.1.,стр.9,упр.13
3 класс,ч.2.,стр.21,упр.298
В 3 классе по программе М.И. Моро учащиеся решают уравнения на основе связей между компонентам и результатом действия:
3 класс,ч.1.стр. 9
В 3 классе у Н.Б. Истоминой в учебнике 3 класс,ч.1,стр.96 дети изучают правила выполнения действий в выражениях. Знакомятся с тремя правилами:
Для закрепления материала, даются задания:
Н.Б. Истомина 3 класс,ч.1,стр.97