Действия при росте уровня ударных импульсов

При увеличении уровня ударных импульсов следует по возможности использовать спектральный анализ ударных импульсов для изучения составляющих сигнала ударных импульсов, детализации источников, определения характера дефекта и выявления возможных помех.

При увеличении уровня ударных импульсов необходимо:

· убедиться в том, что рост уровня не вызывается помехами;

· заменить смазку подшипника (как правило, в 50…60% случаев достаточно своевременной замены смазки для полного восстановления нормальной работы подшипника);

· при централизованной смазке подшипника проанализировать свойства смазочного материала на предмет соответствия их техническим требованиям (желательно лабораторным путем), и при возможности, временно увеличить (в допустимых пределах) подачу смазки на диагностируемый подшипник для активного «вымывания» из него возможных продуктов износа;

· установить и устранить другие возможные причины ухудшения условий работы подшипника;

· измерить уровень ударных импульсов после замены (увеличения подачи) смазки.

Вновь поступившая в подшипник свежая и холодная смазка всегда приводит к некоторым кратковременным изменениям уровня ударных импульсов. В зависимости от сочетания температуры и вязкости такие изменения могут происходить как в бóльшую, так и в меньшую стороны. Поэтому точными будут только измерения ударных импульсов, сделанные через некоторый промежуток времени.

Если уровень ударных импульсов после замены (увеличения подачи) смазки уменьшился, затем стабилизировался и остается постоянным в течение нескольких дней, а подшипник при этом стабильно вернулся к «хорошему» состоянию, то работоспособность подшипника восстановлена (т.е. удалены загрязнения из подшипника, восстановлены нормальные условия смазки, механическое повреждение деталей подшипника качения отсутствует).

Если уровень ударных импульсов после замены смазки уменьшился, затем стабилизировался, а потом начал расти вновь, то следует опять заменить смазку. Возможно, что загрязнения смазки не полностью удалены после однократной ее замены. Например, загрязнения по‑прежнему могут оставаться в «мертвых зонах» смазочных полостей подшипникового узла, на дне или стенках картера. Когда эти загрязнения перемещаются в зону качения подшипника, уровень ударных импульсов возрастает вновь. Это может произойти через несколько часов или дней после предыдущей замены смазки. Возможно, придется повторить замену смазки от 2 до 5 раз.

Если уровень ударных импульсов после увеличения подачи смазки или после повторных замен смазки продолжает расти, то следует запланировать и подготовится к прогрессирующим механическим повреждениям деталей подшипника качения.

При этом предполагается, что подача, количество, физико‑химические свойства и качество используемой смазки полностью обеспечивают создание и поддержание смазочной пленки в зоне качения, достаточной для полноценного разделения тел качения и дорожек бездефектного подшипника на всех режимах работы и скоростях вращения. На практике так бывает не всегда, несмотря на формальное соответствие смазки существующим техническим требованиям.

3.5 Особенности проявлений повреждений подшипников качения

Если механическое повреждение подшипника качения все‑таки появилось, то уровень ударных импульсов будет расти, а состояние подшипника по параметрам оценки – ухудшаться. В этом случае следует запланировать и подготовить замену подшипника.

Возможны временные снижения уровня ударных импульсов, вызванные сглаживанием кромок поврежденных участков, измельчением и «вымыванием» из подшипника продуктов износа. Это не является признаком восстановления нормальных условий работы или признаком реального улучшения состояния подшипника. Как правило, после такого снижения идет лавинообразный рост ударных импульсов.

В отдельных случаях при низких скоростях вращения проворот обоймы подшипника может сопровождаться уменьшением ударных импульсов. Это связано с тем, что при провороте подшипник перестает вращаться и работать как подшипник качения и, соответственно, перестает вырабатывать ударные импульсы – скользит по валу или по посадочному месту в корпусе, иногда в заклиненном состоянии. При хорошей смазке такое скольжение может происходить весьма плавно и бесшумно до того момента, когда подшипник перегреется и полностью заклинит весь подшипниковый узел. Поэтому дополнительным признаком проворота обоймы подшипника является повышенная температура.

Резкое снижение уровня ударных импульсов может быть вызвано снижением нагрузки, связанным с обрывом вала, обрывом муфты либо откручиванием рабочего колеса насоса.

Скорость развития повреждения подшипника от начала роста ударных импульсов до тяжелого повреждения определяется конкретными условиями работы. Время развития повреждения в общем случае может составлять от нескольких часов до нескольких месяцев, что определяется конкретными условиями работы подшипника. Основными факторами, ускоряющими развитие повреждений, являются:

· наличие ударных составляющих в рабочей нагрузке подшипника;

· повышенная постоянная рабочая нагрузка на подшипник;

· высокая скорость вращения подшипника.

Особо высокую скорость развития повреждения (часы и даже минуты до разрушения) имеют пластиковые и ленточные сепараторы подшипников. В этом случае эффективный мониторинг технического состояния подшипника обеспечивают только стационарные системы измерения ударных импульсов.

Эксплуатация подшипников качения является опасной при их тяжелом повреждении, особенно, когда уровень ударных импульсов продолжает расти далее с течением времени или сопровождается провалами и пиками, значительно превышающими по своему размаху обычную неравномерность измеряемого сигнала.

Вопрос о допустимости и целесообразности любого риска при принятии решения об остановке оборудования для ремонта или о продолжении его эксплуатации находится исключительно в компетенции персонала предприятия, эксплуатирующего оборудование.

Фирма «SPM Instrument» категорически не рекомендует откладывать замену поврежденного подшипника, поскольку момент начала катастрофического лавинообразного разрушения подшипника непредсказуем.

   

Заключение

Своевременное обнаружение и замена поврежденных подшипников качения позволяет увеличить ресурс работы механического оборудования.

Обнаружение дефектов и неисправностей подшипников качения на ранних стадиях их возникновения и развития возможно за счет комплексного подхода к анализу характера шума и параметров вибрации (ударных импульсов), а также визуального осмотра деталей подшипников при ревизии.

Организация ремонтных работ на основании данных о техническом состоянии подшипниковых узлов, полученных с помощью метода ударных импульсов, позволяет исключить внеплановые остановки оборудования и сократить объемы проводимых ремонтных работ.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: