Законы Хаммурапи, царя Вавилона (XVIII в. до н.э.)

48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет жатву, или вследствие засухи в поле не вырастет хлеба, то он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ; также и проценты за этот год он может не отдавать.

50. Если он отдаст в погашение долга уже возделанное (хлебное) поле или возделанное кунжутное поле, то находящийся на поле хлеб или кунжут должен взять только хозяин поля и должен вернуть тамкару серебро и проценты на него.

51. Если у него нет серебра, чтобы вернуть долг, то он может отдать тамкару хлеб или кунжут в цену серебра, а также проценты на него, … согласно царским установлениям[1].

99. Если человек даст человеку серебро в порядке товарищества, то прибыль или убыток, который будет, они должны перед богами разделить поровну.

(Источник: Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. З.М. Черниловского. – М.: Юристъ, 1996. – С 14-15.)

 

 

Задание 6. Прочитайте фрагмент источника и ответьте на вопросы:

1. Какие выводы о развитии экономики в Древнем Вавилоне можно сделать на основании прочитанных статей?

2. Прокомментируйте выражения «царский тариф» и «царские установления».

 

Законы Ману (Дхармашарстра Манавара) [2]

Глава I

  1. Великие мудрецы, приступив к Ману, который сидел, углубившись в себя, и, почтив его должным образом, обратились к нему со следующей речью:
  2. «Благоволи, Божественный, объявить нам точно и в надлежащем порядке священные законы каждой из варн.
  3. Ибо ты, владыка, один постигаешь сущность … в этом всеобщем уставе Самосущего, непостижимом и неизмеримом».
  4. Тот, власть которого бесконечна, будучи так испрошен теми великодушными мудрецами, должным образом почтил их и ответил, говоря: «Слушайте!»
  5. Этот мир был тьма, невидимый, неопределимый, недоступный для разума, непознаваемый, как бы совершенно погруженный в глубокий сон.
  6. Тогда божественный Самосущий … явился с непреодолимой творческой силой, рассеивая тьму.
  7. … И вначале он назначил всем (созданным существам), согласно со словами Веды, их имена, род деятельности и образ жизни.

31. Для благосостояния миров он создал из своих уст, рук, бедер и ног брахмана, кшатрия, вайшия и шудру.

32. Разделив свое собственное тело, Всевышний стал из половины мужчиной и из половины женщиной.

88. Брахманам он назначил обучение и изучение Веды, жертвоприношения дл себя и для других, раздачу и получение милостыни.

89. Кшатрию он повелел охранять народ, раздавать милостыню, совершать жертвоприношение, изучать Веду и воздерживаться от приверженности к мирским утехам.

90. Вайшию – пасти скот, раздавать милостыню, изучать Веду, торговать, ссужать деньги и обрабатывать землю.

91. Одно только занятие Владыка предписал шудре – беспрекословно служить этим трем варнам.

96. Между созданными существами первыми считаются одушевленные, между одушевленными – живущие разумом, между одаренными разумом – люди, а между людьми – брахманы.

98. Само рождение брахмана – вечное воплощение дхармы, ибо он рожден для дхармы и предназначен для отождествления с Брахмой.

100. Все, что существует в мире – это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это.

101. Брахман ест только свое, носит – свое и дает – свое; ведь другие люди существуют по милости брахмана.

(Источник: Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. З.М. Черниловского. – М.: Юристъ, 1996. – С. 25-26.)

 

Задание 7. Прочитайте фрагмент источника и ответьте на вопросы:

  1. Какова специфика сословного деления древнеиндийского общества?
  2. Поясните значение термина «варна». Прокомментируйте выражение «кастово-варновая иерархия».

 

Задание 8. Решите задачу, используя текст «Дхармашастры Манавара» («Законы Ману»):

Принц Гуатама, сославшись на болезнь, отказался рассматривать в судебном заседании лично дело брахмана Сиддгартхи, назначив вместо себя ученого брахмана Махатму. Будет ли действительным такое судебное решение?

 

Законы Ману (Дхармашарстра Манавара)

Глава III

12. Для первого брака дваждырожденным рекомендуется жена равной варны; но для тех, кто вступает в новый брак, более всего одобряются женщины, избранные согласно прямому порядку варн.

13. Для шудры предписана жена шудрянка, для вайшия – шудрянка и своей варны, для кшатрия – те обе и своей варны, для брахмана – те три, а также своей варны.

15. Дваждырожденные[3], берущие по глупости в жены низкорожденных женщин, быстро низводят семьи и потомков к положению шудры.

51. Никакой благочестивый отец не должен брать даже самого незначительного вознаграждения за свою дочь; ибо человек, который по жадности берет вознаграждение, является продавцом своего потомства.

55. Женщин должны почитать и наряжать их отцы, братья, мужья и деверья, которые желают (себе самим) благополучия.

56. Где женщины почитаются, там боги удовлетворены; но где их не почитают, никакой священный обряд не приносит пользы.

57. Там, где принадлежащие к семье женщины живут в печали, эта семья скоро погибает; но та семья, где они живут без печали, всегда процветает.

60. В той семье, где муж доволен своей женой, а жена своим мужем, счастье будет продолжительно.

(Источник: Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. З.М. Черниловского. – М.: Юристъ, 1996. – С. 26.)

 

Задание 9. Прочитайте фрагмент источника и ответьте на вопросы:

  1. В чем заключалась устойчивость варновой стратификации древнеиндийского общества?
  2. Кого в Древней Индии называли «дваждырожденными» («двиджати»)?

 

Законы Ману (Дхармашарстра Манавара)

Глава VII

  1. Даже если царь – ребенок, он не должен быть презираем думающими, что он только человек, так как он – великое божество с телом человека.

54. Надо назначить семь или восемь сановников, наследственных, знатоков шастр[4], храбрых, опытных в военном деле, родовитых, испытанных.

56. Вместе с ними следует постоянно обдумывать обычные дела, мир, войну…, взимание налогов, охрану страны и обеспечение приобретенного.

57. Узнав мнение каждого из них – в отдельности или совместно, - следует самому выбирать при исполнении дел полезное для себя

65. Армия зависит от военачальника, контроль над подданными – от армии, сокровищница и страна – от царя, мир и его противоположность – от посла.

114. Подчинение страны следует обеспечивать, помести отряд воинов посреди двух деревень, трех, пяти, а также сотен деревень.

115. Следует назначить старосту для каждой деревни, управителя десяти деревень, управителя двадцати и ста, а также управителя тысячи.

116. Деревенский староста пусть сам сообщает должным образом о преступлениях, совершенных в деревне, управителю десятью деревнями, управитель десятью – управителю двадцатью.

117. Управитель двадцатью пусть сообщает все это управителю сотни, а управитель сотни деревень – лично управителю тысячи.

118. Что должно быть даваемо царю жителями деревни ежедневно – пища, питье, топливо и т.д., - то пусть собирает деревенский староста.

120. За их действиями в деревнях, а также за частными делами пусть наблюдает особый сановник царя – верный и неутомимый.

121. В каждом городе надо назначить одного, думающего обо всех делах, высокого по положению, грозного на вид, подобного планете среди звезд.

133. Царь, даже погибая, пусть не взимает налог со знатока Веды.

138. Царь может заставить исполнять работу один день каждый месяц ремесленников всех специальностей и шудр, живущих своим трудом.

(Источник: Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. З.М. Черниловского. – М.: Юристъ, 1996. – С. 26-27.)

 

Задание 10. Прочитайте фрагмент источника и ответьте на вопросы:

  1. Охарактеризуйте систему управления и государственной службы в Древней Индии.
  2. Каким требованиям должен отвечать государственный служащий в соответствии с канонами «Дхармашастры Манавара»?
  3. Сравните ставку налогообложения, предписанную «Законами Ману», с аналогичными в Древнем Египте, Древней Месопотамии, Древнем Китае.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: