Б. Порядок приема тяжущихся

Один будет говорить другому, в то время как каждый стоит напротив него; один будет выслушиваться после его противника; причем не будут выслушивать ответчика прежде истца. Если истец скажет: «Нет никого, чтобы выслушать рядом со мной», то ответчик будет задержан посланцами везира.

 

В. Доклады везиру

Ему будут докладывать о состоянии крепостей севера и юга. Когда выйдут все выходящие из царского дома, будет доложено ему, и когда войдут все входящие в царский дом, также будет доложено ему… Ему будут докладывать начальники сотен о своих делах.

Далее, пусть все чины, от первого до последнего чина, приходят в зал везира, чтобы приветствовать его. Ему будут докладывать все дела… Это он будет устанавливать подати для каждого округа. Это он будет посылать воинов и судейских писцов для выполнения распоряжений владыки.

Документы округов будут находиться в его зале, чтобы случать обо всех полях. Это он будет устанавливать границы всех округов, всех пастбищ, всех храмовых владений… Это он будет осуществлять все. Это он будет выслушивать жалобы, когда человек отправится, чтобы тягаться со своим противником. Это он будет назначать всех назначаемых в судебный зал. Ему будут доставляться все запросы из царского дома… Это он будет производить взимание податей для местных храмов. Ему будет докладывать Великая палата свои подати… Это он будет выслушивать об этом.

(Источник: Антология мировой правовой мысли: в 5 т. - Т. 1. – М.: Наука, 1999. – С. 30-31).

 

Задание 13. Что известно о государственной службе в Древнем Египте? Каковы особенности должностной инструкции везира? В чем заключались полномочия везира как государственного служащего?

Лао-Цзы (VI-V вв. до н.э.)

ДАО ДЭ ЦЗИН

…Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Насколько хуже те правители, которые требуют от народа его любить и возвышать. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те, кого презирает… Кто вдумчив и сдержан в словах, успешно совершает дела, и народ говорит, что он следует естественности…

Страна управляется справедливостью, война ведется хитростью… когда в стране много запретительных законов, народ становится бедным. Когда у народа много острого оружия, в стране увеличиваются смуты. Когда много искусных мастеров, умножаются редкие предметы. Когда растут законы и приказы, увеличивается число воров и разбойников. Когда правительство деятельно, народ становится несчастным. О несчастье! Оно становится опорой счастья. О счастье! В нем заключено несчастье. Кто знает их границы?

Если я пассивен, народ сам становится богатым; если я не имею страстей, народ становится простодушным.

…Народ голодает оттого, что власти берут слишком много налогов. Вот почему народ голодает. Трудно управлять народом оттого, что власти слишком деятельны.

… Пусть государство будет маленьким, а население – редким. Если в государстве имеются разные орудия, не надо их использовать. Пусть люди до конца своей жизни не уходят далеко от своих мест. Если в государстве имеются лодки и колесницы, не надо их употреблять. Даже если имеются воины, не надо их выставлять

(Источник: История политических и правовых учений: хрестоматия под ред. В.П. Малахова. – М.: Юнити-Дана, 2008. – С. 14-16).

Задание 14. Прочитайте фрагмент источника и ответьте на вопросы:

1. Охарактеризуйте идеал правителя для Лао-Цзы.

2. Каким образом в сочинении Лао-цзы прослеживается идея всеобъемлющего ДАО?

3. Каково мнение Лао-Цзы о законодательном процессе и количестве законов в государстве?

4. Каков идеал государства в сочинении «Дао дэ цзин»?

 

Конфуций (VI-V вв. до н.э.)

ЛУНЬ ЮЙ

… Учитель сказал: «Управляя царством, имеющим тысячу боевых колесниц, следует серьезно относиться к делу и опираться на доверие, соблюдать экономию в расходах и заботиться о людях». Правящий с помощью добродетели подобен полярной звезде, которая занимает свое место в окружении созвездий.

…Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться от наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится.

…Народ можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понимать, почему…

…Если не находишься на службе, нечего думать о государственных делах.

Учитель сказал: «Можно отказаться от пищи. С древних времен еще никто не мог избежать смерти. Но без доверия народа государство н е сможет устоять.

Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру: мораль низкого человека подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер.

(Источник: История политических и правовых учений: хрестоматия под ред. В.П. Малахова. – М.: Юнити-Дана, 2008. – С. 16-18).

Задание 15. Прочитайте фрагмент источника и ответьте на вопросы:

1. Какие положения сочинения «Лунь Юй» послужили системообразующей основой конфуцианства как государственной доктрины?

2. Охарактеризуйте соотношение категорий «закон» и «мораль» с точки зрения Конфуция.

3. Насколько оправданно привлечение широких масс населения к участию в делах государства, по мнению Конфуция.

Гуньсун Ян, известен как Шан Ян (390-338 гг. до н.э.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: