Законы Хаммурапи, царя Вавилона (XVIII в. до н.э.)

6. Если человек украдет достояние бога или дворца, то этого человека должно убить; а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить.

7. Если человек купит из руки сына человека или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, то этот человек – вор, его должно убить.

8. Если человек украдет либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо ладью, то, если это божье или если это дворцовое, он может отдать это в 30-кратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, он может возместить в 10-кратном размере; если же вору нечем отдать, то его должно убить.

…14. Если человек украдет малолетнего сына человека, то его должно убить.

15. Если человек выведет за городские ворота раба дворца или рабыню дворца, или раба мушкенума, или рабыню мушкенума, его должно убить.

21. Если человек сделает пролом в доме, то перед этим проломом его должно убить и зарыть.

22. Если человек совершит грабеж и будет схвачен, то его должно убить.

25. Если в доме человека вспыхнет огонь и человек, пришедший тушить его, обратит свой взор на пожитки хозяина дома и возьмет себе что-нибудь из пожитков хозяина дома, то этого человека должно бросить в этот огонь.

26. Если редум или баирум, которому приказано выступить в царский поход, не пойдет или, наняв наемника, пошлет его в замену себя, то этого редума или баирума должно убить; нанятый им может забрать его дом.

34. Если декум или лубуттум возьмет пожитки редума, отдаст редума в наем, предаст редума на суде более сильному или возьмет себе подарок, который дал редуму царь, то этого редума или лубуттума должно убить.

42. Если человек арендует поле для обработки и не вырастит на нем хлеба, то его должно изобличить в том, что он не делал необходимой работы в поле, и он должен отдать хозяину поля хлеб, как его соседи.

43. Если он не обработает поля и бросит его, то он должен отдать хозяину поля хлеб, как его соседи, а поле, которое он бросил, должен вспахать, взборонить и вернуть хозяину поля.

104. Если тамкар дал шамаллуму хлеб, шерсть, масло или любое другое имущество для продажи, то шамаллум должен подсчитать серебро и вернуть тамкару. Шамаллум должен получить документ с печатью о серебре, которое он отдает тамкару.

105. Если шамаллум будет небрежен и не возьмет документа с печатью о серебре, которое он отдал тамкару, то серебро, на которое не дано документа с печатью, не причисляется к счету.

106. Если шамаллум возьмет у тамкара серебро и отопрется перед своим тамкаром, то этот тамкар должен изобличить шамаллума перед богом и свидетелями в получении серебра и шамаллум должен отдать тамкару серебро, которое он взял, в тройном размере.

109. Если в доме корчемницы сговариваются преступники и она не схватит этих преступников и не приведет их ко дворцу, то эту корчемницу должно убить.

(Источник: Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. З.М. Черниловского. – М.: Юристъ, 1996. – С 10-15.)

Задание 3. Прочитайте фрагмент источника и ответьте на вопросы:

1. Назовите составы преступлений, известных в древневавилонском обществе.

2. Что именуют казуальной формой изложения правовой нормы? Приведите примеры из «Законов Хаммурапи».

3. Какие категории населения упоминаются в тексте древневавилонского правового источника? Различается ли правовой статус этих категорий населения? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из текста «Законов Хаммурапи».

 

Задание 4. Решите задачу, используя текст «Среднеассирийских законов» (либо «Законов Хаммурапи»):

Воин Зухур, состоящий на царской службе, был пленен во время военного похода. Пробыв пять лет в плену, он был выкуплен свои соотечественником тамкаром Идишем и привезен в Вавилон. За время его отсутствия супруга Аминат вышла замуж за богатого управляющего царским дворцом Багаудида, с которым родила двоих детей. Зухур обратился в царский суд с требованием признать себя свободным, вернуть ему воинское звание и служебный надел, а также признать Аминат его законой женой. Багаудид отказался отпустить Аминат и детей в дом Зухура и также обратился к царю с просьбой о справедливом решении дела. Какое решение должен принять царский судья по этому делу?

Задание 5. Решите задачу, используя текст «Законов Хаммурапи»:

Некто Лугальзагеси обратился к судье с просьбой оформить его развод с женой по причине её бездетности. Судья сначала отказывался принять заявление, сославшись на необходимость получить согласие на развод от супруги Лугальзагеси и её отца, давшего в своё время за дочерью значительное приданое. В назначенное время Лугальзагеси представил судье письменное согласие от жены, но честно признался, что по причине длительного отсутствия тестя в г. Вавилоне не может сообщить суду его мнение по поводу развода дочери и судьбы приданого. Судья на этом основании вынес отрицательное решение. Однако месяцем позже, узнав о гибели тестя в результате кораблекрушения, судья изменил приговор, в котором Лугальзагеси получал права развестись с женой и при этом оставить себе половину её приданого.

Будет ли оспорено судебное решение? Если да, то на каком основании? Кто и в каком правонарушении будет признан виновным по данному делу?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: