Диез с бемолем применить?

           НЕ ч.4!                   ч.4               ч.4

        НЕ ч.5!                  ч.5               ч.5

 

Задания: ВСЕ ИНТЕРВАЛЫ В ЗАДАНИЯХ ИГРАТЬ, СЛУШАТЬ, ПРОПЕВАТЬ (в удобной октаве)!!!

1. Впиши недостающие знаки так, чтобы все интервалы получились чистыми:

 

       ч.8          ч.8         ч.8        ч.4       ч.4         ч.4         ч.5         ч.5         ч.5

2. Построй от данных звуков ч. 4 вверх (все интервалы подписывай!):

 

 

3. Построй от данных звуков ч.5 вверх (все интервалы подписывай!):

 

 

  Чистые интервалы: ч.1, ч.8, ч.4, ч.5

 

 

4. Построй кварты и квинты от звуков вверх и вниз (помни про ИСКЛЮЧЕНИЯ ФА и СИ):

5. Послушай и спой чистые интервалы, называя ноты («I класс. Задание 2» плейлист «I класс ОРП сольфеджио»). Подпиши недостающие обозначения интервалов и их названия:

6. Послушай, выучи, известную французскую народную мелодию (плейлист «I класс сольфеджио»:

Найди в мелодии ч.5, выпиши его ноты, подпиши ступени: Найди в мелодии ч.4, выпиши его ноты, подпиши ступени: Какой чистый интервал встречается в мелодии чаще всего? Выпиши его ноты, подпиши интервал и ступени:
   

Пой песню со словами и с названием нот, дирижируй.

 

Проверь, всё ли необходимое ты помнишь о ладах и тональностях?

 

 

А теперь новая тема:     ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

Мажор и минор существуют в музыке неразрывно, дополняют друг друга.

У каждой мажорной тональности есть пара – ближайшая минорная тональность. Их так и называют: параллельные тональности.

У параллельных тональностей все звуки совпадают, только тоники – разные. Это значит, что у них одинаковые ключевые знаки. Если выучить все знаки мажорных тональностей, то легко можно узнать и знаки параллельных минорных тональностей.

 

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ МИНОРНАЯ ГАММА СТРОИТСЯ НА VI СТУПЕНИ МАЖОРА.

Отыскиваем в ДО МАЖОРЕ VI ступень. Это очень просто: от тоники делаем три шага вниз – ДО, СИ, ЛЯ! Значит параллельная ДО МАЖОРУ тональность будет ЛЯ МИНОР. Как и ДО МАЖОР, ЛЯ МИНОР находится ТОЛЬКО НА БЕЛЫХ КЛАВИШАХ:

 

Строение минорной гаммы иное, чем строение мажорной:

Тон, полутон, тон,

Тон, полутон, тон

И ещё добавить тон.

Минорный лад, в котором все семь ступеней совпадают с параллельным мажором называется НАТУРАЛЬНЫЙ МИНОР.

Домашнее задание.

1. Напиши гамму ЛЯ МИНОР (как на странице 35, начинай с ноты ЛЯ малой октавы, которая пишется на второй добавочной линейке), подпиши ступени, устойчивые должны быть белыми, неустойчивые – закрашенными. Красиво играй и пой гамму ЛЯ МИНОР вверх и вниз:

 

 

2. По ключевым знакам определи и подпиши мажорную тональность. Напиши тонику. А теперь сделай три шага вниз: «ПЕРВАЯ-СЕДЬМАЯ-ШЕСТАЯ», найди и запиши VI ступень этой тональности. Она и станет тоникой параллельного минора. Внизу подпиши название параллельных минорных тональностей:

Соль мажор                    _______________________           _______________________

                     

               (VII) VI                       I  VI                     I  VI

ми минор                   ________________________            ________________________

 

3. Новые песенки разучить несложно, ведь их мелодии движутся прямо по гамме ЛЯ МИНОРА. Играй, пой со словами и с названием нот, дирижируй:

а)

 

 

б)                                            НАТУРАЛЬНЫЙ МИНОР                                             А. Колтунова

2. Твой неспешный напев,

Словно сказ былинный.

Натуральный минор –

Это лад старинный.

ТРЕЗВУЧИЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: