НЕ ч.4! ч.4 ч.4
НЕ ч.5! ч.5 ч.5
Задания: ВСЕ ИНТЕРВАЛЫ В ЗАДАНИЯХ ИГРАТЬ, СЛУШАТЬ, ПРОПЕВАТЬ (в удобной октаве)!!!
1. Впиши недостающие знаки так, чтобы все интервалы получились чистыми:
ч.8 ч.8 ч.8 ч.4 ч.4 ч.4 ч.5 ч.5 ч.5
2. Построй от данных звуков ч. 4 вверх (все интервалы подписывай!):
3. Построй от данных звуков ч.5 вверх (все интервалы подписывай!):
Чистые интервалы: ч.1, ч.8, ч.4, ч.5
4. Построй кварты и квинты от звуков вверх и вниз (помни про ИСКЛЮЧЕНИЯ ФА и СИ):
5. Послушай и спой чистые интервалы, называя ноты («I класс. Задание 2» плейлист «I класс ОРП сольфеджио»). Подпиши недостающие обозначения интервалов и их названия:
6. Послушай, выучи, известную французскую народную мелодию (плейлист «I класс сольфеджио»:
Найди в мелодии ч.5, выпиши его ноты, подпиши ступени: | Найди в мелодии ч.4, выпиши его ноты, подпиши ступени: | Какой чистый интервал встречается в мелодии чаще всего? Выпиши его ноты, подпиши интервал и ступени: |
Пой песню со словами и с названием нот, дирижируй.
|
|
Проверь, всё ли необходимое ты помнишь о ладах и тональностях?
А теперь новая тема: ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ
Мажор и минор существуют в музыке неразрывно, дополняют друг друга.
У каждой мажорной тональности есть пара – ближайшая минорная тональность. Их так и называют: параллельные тональности.
У параллельных тональностей все звуки совпадают, только тоники – разные. Это значит, что у них одинаковые ключевые знаки. Если выучить все знаки мажорных тональностей, то легко можно узнать и знаки параллельных минорных тональностей.
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ МИНОРНАЯ ГАММА СТРОИТСЯ НА VI СТУПЕНИ МАЖОРА.
Отыскиваем в ДО МАЖОРЕ VI ступень. Это очень просто: от тоники делаем три шага вниз – ДО, СИ, ЛЯ! Значит параллельная ДО МАЖОРУ тональность будет ЛЯ МИНОР. Как и ДО МАЖОР, ЛЯ МИНОР находится ТОЛЬКО НА БЕЛЫХ КЛАВИШАХ:
Строение минорной гаммы иное, чем строение мажорной:
Тон, полутон, тон,
Тон, полутон, тон
И ещё добавить тон.
Минорный лад, в котором все семь ступеней совпадают с параллельным мажором называется НАТУРАЛЬНЫЙ МИНОР.
Домашнее задание.
1. Напиши гамму ЛЯ МИНОР (как на странице 35, начинай с ноты ЛЯ малой октавы, которая пишется на второй добавочной линейке), подпиши ступени, устойчивые должны быть белыми, неустойчивые – закрашенными. Красиво играй и пой гамму ЛЯ МИНОР вверх и вниз:
2. По ключевым знакам определи и подпиши мажорную тональность. Напиши тонику. А теперь сделай три шага вниз: «ПЕРВАЯ-СЕДЬМАЯ-ШЕСТАЯ», найди и запиши VI ступень этой тональности. Она и станет тоникой параллельного минора. Внизу подпиши название параллельных минорных тональностей:
|
|
Соль мажор _______________________ _______________________
I (VII) VI I VI I VI
ми минор ________________________ ________________________
3. Новые песенки разучить несложно, ведь их мелодии движутся прямо по гамме ЛЯ МИНОРА. Играй, пой со словами и с названием нот, дирижируй:
а)
б) НАТУРАЛЬНЫЙ МИНОР А. Колтунова
2. Твой неспешный напев,
Словно сказ былинный.
Натуральный минор –
Это лад старинный.
ТРЕЗВУЧИЕ