№ | Название этапа | Описание | Цель | Время |
1 | Доклад студента на тему «Православный храм» | Студент делает доклад на заданную тему. | Рассмотреть названный вопрос. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. | 10 мин. |
2 | Обсуждение материала доклада | Идет обсуждение материала доклада. | Усвоение материала, нахождение причинно-следственных связей, развитие логического мышления. | 10 |
3 | Доклад студента на тему «Икона и иконостас» | Студент делает доклад на заданную тему. | Рассмотреть названный вопрос. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. | 10 |
4 | Обсуждение материала доклада | Идет обсуждение материала доклада. | Усвоение материала, нахождение причинно-следственных связей, развитие логического мышления. | 10 |
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Лекции.
Дополнительная
2. Иларион (Алфеев), митрополит. Богословие иконы в Православной церкви. URL: http://azbyka.ru/tserkov/ikona/5g6_5-all.shtml
3. Кураев А. Икона в Библии. URL: http://azbyka.ru/tserkov/ikona/4g1_7-all.shtml
|
|
4. Материалы сайта http://azbyka.ru/dictionary/21/hram-all.shtml
5. Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. URL: http://azbyka.ru/tserkov/ikona/trubeckoi_ymozrenie_01g-all.shtml
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11
ТЕМА: « Образы христианства в русской культуре (часть 2) »
ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: ОК-1(1), ОК-5(4)
ВОПРОСЫ СЕМИНАРА.
1. Религия и искусство в XIX веке. Выдающиеся деятели русской культуры и их восприятия христианства.
2. Христианские сюжеты в русском искусстве ХХ-XXI века.
ЦЕЛЬ СЕМИНАРА:
После изучения темы студент должен иметь представление.
1. О заимствовании и интерпретации христианских (библейских и иных) сюжетов представителями русского изобразительного искусства.
2. О возможности диалога между Церковью и представителями искусства.
3. О проблеме творческой свободы в искусстве.
После изучения темы студент должен знать.
1. Особенности восприятия христианства представителями русского искусства в XIX-XX вв.
2. Популярные религиозные сюжеты и темы в русском изобразительном искусстве этих веков.
3. Причины неприятия религиозной тематики в годы советской власти.
4. Особенности использования религиозной тематики в русском искусстве в 1990-2000-ые гг.
После изучения темы студент должен уметь
- вести поиск и критически использовать литературу, необходимую для раскрытия темы.
После изучения темы студент должен сформировать навык
- устного выступления, оппонирования, ведения диалога, дискуссии.
Учебное время: 90 минут.
Место проведения занятия: учебная комната.
|
|
Оснащение: Основная и дополнительная литература по теме, учебные и методические пособия, конспекты лекций, рабочие тетради.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 11
№ | Вопросы темы | Номера источников | Цель деятельности | Вопросы для самопроверки |
1 | Религия и искусство в XIX веке. Выдающиеся деятели русской культуры и их восприятия христианства. | 1, 3 | Рассказать о заимствовании и интерпретации христианских (библейских и иных) сюжетов представителями русского изобразительного искусства. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. | 1) Почему произошли изменения в восприятии религиозных сюжетов? 2) Почему стала возможна более свободная их трактовка? 3) Какие сюжеты пользовались особой популярностью в русском искусстве? |
2 | Христианские сюжеты в русском искусстве ХХ-XXI века. | 1, 2, 4, 5 | Рассказать о возможности диалога между Церковью и представителями искусства. Охарактеризовать проблему творческой свободы в искусстве. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. | 1) Почему в СССР религиозная тематика оказалась под запретом? 2) Как это повлияло на использование христианской тематики в произведениях различных авторов? 3) Как сейчас складывается диалог Церкви и представителей современного искусства? |
ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИ
№ | Название этапа | Описание | Цель | Время |
1 | Доклад студента на тему «Религия и искусство в XIX веке. Выдающиеся деятели русской культуры и их восприятия христианства» | Студент делает доклад на заданную тему. | Рассмотреть названный вопрос. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. | 10 мин. |
2 | Обсуждение материала доклада | Идет обсуждение материала доклада. | Усвоение материала, нахождение причинно-следственных связей, развитие логического мышления. | 10 |
3 | Доклад студента на тему «Христианские сюжеты в русском искусстве ХХ-XXI века» | Студент делает доклад на заданную тему. | Рассмотреть названный вопрос. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. | 10 |
4 | Обсуждение материала доклада | Идет обсуждение материала доклада. | Усвоение материала, нахождение причинно-следственных связей, развитие логического мышления. | 10 |
ЛИТЕРАТУРА
Основная
- Лекции.
Дополнительная
2. Бесы. Девятый вал (антирелигиозные и религиозные мотивы в советском и российском кино). URL: http://www.km.ru/kino/498B05888AC411D3A90A00C0F0494FCA
- Материалы сайтаhttp://www.ippo.ru/bibleyskie-mesta-i-syuzhety-v-russkoy-zhivopisi/index.html
- Сарабьянов Д.В. Русский авангард перед лицом религиозно-философской мысли. URL: http://www.independent-academy.net/science/library/sarabjanov/4_4.html
- Столяр М. Религия советской цивилизации. Киев: Стилос, 2010.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12
ТЕМА: « Образ человека в ораториях, «Страстях» и других синтетических формах (часть 1) »
ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: ОК-1(1), ОК-5(4)
ВОПРОСЫ СЕМИНАРА.
1. Зарождение христианской музыкальной традиция на Западе и Востоке.
2. Виды богослужебной музыки в католичестве, православии, протестантизме.
3. Музыкальное творчество в Новое время (в Западной Европе и России) и христианство.
ЦЕЛЬ СЕМИНАРА:
После изучения темы студент должен иметь представление.
1. Об идеях христианской антропологии в духовной музыке.
2. Об эволюции христианской духовной музыки.
3. О влиянии христианской музыкальной традиции на европейскую музыку Нового времени (творчество Баха, Моцарта, Бортнянского, Чайковского, Танеева и др.)