double arrow

Оценка рекреационного потенциала зеленой зоны


Независимо от ведомственной принадлежности при наличии на территории объекта лесных или парковых массивов, используемых или приспосабливаемых для целей отдыха населения, необходимо проведение специальных проектных работ, в основе которых лежит сложившаяся система лесоустройства.

Парколесоустройство является специальной отраслью лесоустройства, которая развилась в структуре государственного в силу проведения учетных и проектных работ при организации хозяйства на территориях объектов рекреационного назначения. Действительно, леса используются в рекреационных целях во всех категориях защитности в зависимости от привлекательности леса или возможности развития какого-либо вида отдыха

-рыбалки, охоты, туризма, сбора грибов и ягод, прогулок, сбора цветов и т.п., поэтому выделение таких участков или значительных площадей, где приоритетными оказываются рекреационные функции леса, требует определенного подхода и решения возникающих проблем в таком использовании территорий.

Сложившаяся система проведения парколесоустройства, основываясь на приемах и методах лесоустройства, отличается от последнего рядом специфических особенностей, обусловленных как характером целей и задач, так и значительно большим диапазоном исследований и изысканий.

Ландшафтная таксация наряду с обычными таксационными показателями: состав, возрастная структура, средние показатели высоты и диаметра древостоя, бонитета, полноты, запаса на 1 га и участке сырорастущего и сухостойного леса - предполагает выполнение в натуре ландшафтных характеристик: определение типа пространственной структуры, категории состояния, санитарно-гигиенической, эстетической, рекреационной оценок и стадии деградации лесной среды по соответствующим шкалам. В результате ландшафтной таксации составляется ландшафтно-таксационное описание и план современного состояния объекта на основе абрисов или планшетов с последующим использованием его для разработки проектной документации.

Типы пространственной структуры устанавливают по шкале Л.М. Фурсовой и В.А. Агальцовой учитывающей пространственное размещение насаждений, степень сомкнутости полога и их просматриваемость (приложение 1).




Эстетическую оценку (аттрактивность) ландшафтных участков производят по трехбалльной шкале.

а) Закрытые и полуоткрытые пространства

1 класс. Хвойные и лиственные насаждения I-II классов бонитета с длинными и широкими кронами, хорошей проходимостью участка, красивым подростом или подлеском средней густоты, отсутствием на участке захламленности и мертвого леса.


2 класс. Насаждения среднего класса бонитета (III) с участием ольхи и осины до 5 единиц состава, при средней ширине и длине крон, густом или угнетенном подросте или подлеске, с частичной захламленностью до 5 м3/га.

3 класс. Насаждения с преобладанием ольхи и осины, а также хвойные с плохо развитой кроной и наличием захламленности и сухостоя от 5 м3/га.

б) Открытые пространства

1 класс. Открытые площади полян, прогалин среди леса небольших размеров до 1,0 га на хорошо дренированных свежих и сухих почвах. Открытые пространства на тех же почвах со сложными извилистыми границами площадью от 1,0 до 3,0 га, с декоративными опушками, хорошо выраженным рельефом при наличии декоративных единичных деревьев или сформировавшихся древесно-кустарниковых групп. Небольшие красочные водоемы и водные пространства с ясно выраженными берегами, обрамленные декоративной растительностью.

2 класс. Открытые пространства больших размеров с конфигурацией границ простой формы, водные пространства, обрамленные мало декоративной растительностью, участки, заросшие кустарниками без древесной растительности.



3 класс. Необлесившиеся вырубки, пашни, электротрассы, хозяйственные дворы, неозелененные усадьбы, болота, и другие открытые площади и водоемы с низкой декоративностью (низкие заболоченные берега, недоступные для посетителей из-за густой растительности, загрязнен или зарос).

Оценка просматриваемости участка давалась в зависимости от расстояния, на котором можно определить древесную породу по стволу и элементы ландшафта: 40 м и более – хорошая (1 класс), 21…40 м – средняя (2 класс), 20 м и менее – плохая (3 класс).

Проходимость участка оценивалась в зависимости от дренированности почвы, рельефа местности, густоты древостоя, подроста, подлеска и захламленности:

1 класс. Проходимость хорошая. Передвижение удобно во всех направлениях. Участок расположен на относительно ровной местности с хорошо дренированной почвой, захламленность, густой подрост и подлесок отсутствуют.

2 класс. Проходимость средняя. Передвижение ограничено по конкретным направлениям. Захламленность до 10 м3/га.

3 класс. Проходимость плохая. Передвижение затруднено во всех направлениях. Участок расположен в пониженных местах с плохо дренированной почвой, а также с крутыми склонами и (или) захламленностью более 10 м3/га, густой подрост и подлесок.

Оценку (класс) санитарно-гигиенических условий производили по трехбалльной шкале (высокая, средняя, слабая):

1 класс. Участок в хорошем санитарном состоянии, воздух чистый, хорошая проветриваемость, отсутствие шума, паразитов, густых зарослей


подроста и подлеска. Имеют место ароматические запахи, сочные краски, лесные звуки.

2 класс. Участок в сравнительно хорошем состоянии, незначительно захламлен и замусорен, воздух несколько загрязнен, шум периодически или отсутствует.

3 класс. Участок в плохом состоянии, захламлен мертвой древесиной, замусорен. Имеются места свалок мусора, сильно загрязненный воздух, в т.ч. неприятные запахи от промышленных предприятий, гниющих или пораженных болезнями деревьев. Место ветреное, сильно затененное, высокий уровень шума, наличие паразитов, избыточного увлажнения, густых зарослей подроста или подлеска и трав не характерных для данного типа леса.

Устойчивость насаждений, т.е. способность их противостоять неблагоприятным воздействиям отражает их общее состояние определяли на основании оценки категорий состояния деревьев. Оценку категорий состояния отдельных деревьев следует производили по шестибальной шкале для хвойных и лиственных пород [17]. Устойчивость насаждения определяется как средневзвешенная величина: здоровые – средняя категория состояния не превышает 1,5, ослабленные – 2,5, сильно ослабленные – 3,5, усыхающие – 4,5.

Оценка стадии рекреационной дигрессии производилась по пятибалльной шкале.

1 стадия. Признаков нарушения лесной среды нет, рост и развитие деревьев и кустарников нормальные, механических повреждений нет, подрост разновозрастный, напочвенный покров характерен для данного типа леса, подстилка не нарушена.

2 стадия. Незначительное изменение среды и ухудшение роста и развития деревьев и кустарников, единичные механические повреждения, в подросте и подлеске повреждено и усыхает 5…20%, в древостое – не более 20% деревьев, проективное покрытие мхов – до 20%, травяного покрова до 50%, в т.ч. 10% луговых трав, нарушение подстилки незначительное, почва и подстилка слегка уплотнена и нарушена, отдельные корни обнажены, вытоптано до минеральной части почвы до 5% площади.

3 стадия. Значительное изменение лесной среды, рост и развитие деревьев ослабленные, до 10% стволов с механическими повреждениями, подрост одновозрастный и подлесок угнетены, средней густоты или редкий, 21…50% поврежденных экземпляров, больных деревьев не более 20%. Мхи у стволов деревьев, травяного покрова 70-60%, в т.ч. 20% луговых трав, появляются сорняки, подстилка и почва значительно уплотнены, довольно много обнаженных корней деревьев, вытоптано до минеральной части почвы от 6 до 40% площади.

4 стадия. Лесная среда нарушена сильно, древостой куртинно-лугового типа, деревья значительно угнетены, 11…20% стволов с механическими повреждениями, подрост и подлесок нежизнеспособные, сохранились преимущественно в куртинах, редкий или отсутствует, поврежденных и


усохших экземпляров более 50%. Мхов нет, проективное покрытие травяного покрова 59…49%, в т.ч. ½ луговых, много обнаженных корней деревьев, подстилка на открытых местах отсутствует, вытоптано до минеральной части 41…60% площади почвы.

5 стадия. Лесная среда деградировала, древостой изрежен куртинно- лугового типа, деревья сильно ослаблены или усыхают, более 20% с механическими повреждениями, подрост, подлесок, мхи, подстилка осутствуют, проективное покрытие травяного покрова до 10%, в т.ч. ¾ луговых видов и сорняков, корни большинства деревьев обнажены и повреждены, вытаптано до минеральной части более 60% площади почвы.

Рекреационную оценку призванную охарактеризовать пригодность территории для организации различных видов отдыха, определяют по проходимости, наличию водных пространств, транспортной доступности.

1 класс. Участки, имеющие первый класс проходимости, обеспеченные благоустроенными пешеходными дорогами, вблизи водоемов и примыкающие к жилой застройке или учреждению отдыха (позволяет организовать не менее трех видов отдыха).

2 класс. Участки второго класса проходимости с неблагоустроенными пешеходными дорогами, водоемы удалены, пешеходная доступность от жилой застройки или учреждений отдыха до 30 мин. (не менее двух видов отдыха).

3 класс. Участки со вторым классом проходимости, неблагоустроенными тропами, водоемы удалены, пешеходная доступность до 1 часа (один вид отдыха).

4. класс. Участки, имеющие третий класс проходимости, лишены дорог, удалены от водоемов, пешеходная доступность более 1 часа.

По результатам ландшафтной таксации составляли ландшафтно- таксационное описание соответствующей формы [4].

Рекреационный потенциал определяли по методике комплексной оценки рекреационного потенциала лесных и лесопарковых ландшафтов разработаной С.Л. Рысиным [14]. Данная методика предусматривает выделение трех основных направлений оценки и, соответственно группы показателей: привлекательность участка (возраст древостоя, состав, смешение видов, высота древостоя, ярусность, мозаичность, декоративность, рекреационная нарушенность, замусоренность и санитарное состояние), его комфортность для посетителей (рельеф, влажность местообитания, дорожно- тропиночная сеть, доступность, расстояние до водоёма, насекомые, наличие шума, загрязнение воздуха) и устойчивость к рекреационным нагрузкам (возраст древостоя; устойчивость главного вида; наличие подроста и подлеска; устойчивость нижних ярусов; гранулометрический состав почвы; мощность подстилки, дернины, гумусового горизонта; уклон поверхности). Все показатели оцениваются по пятибалльной шкале (от 0 до 4), при этом более высокому значению признака соответствует больший балл. По отношению суммы баллов по каждому направлению к возможно максимальному значению рассчитывают коэффициенты привлекательности,


комфортности и устойчивости насаждений. Для интегральной оценки рекреационного потенциала лесные насаждения подразделяют на четыре класса рекреационной ценности (КРЦ): I КРЦ -участок является наиболее перспективным для рекреационного использования; II КРЦ - рекреационное использование участка возможно без существенных ограничений; III КРЦ - рекреационное использование участка возможно лишь с, определенными ограничениями; IV КРЦ - рекреационное использование участка нежелательно до проведения комплекса мероприятий по повышению качества.

При обработке полученных материалов сначала находили сумму баллов по каждой группе показателей в отдельности, затем рассчитывали коэффициенты, позволяющие оценить привлекательность изучаемого участка (КП – коэффициент привлекательности), его комфортность (КК – коэффициент комфортности) и устойчивость к рекреационным нагрузкам (КУ – коэфициент устойчивости). Эти коэффициенты рассчитывали по формуле:


Ê SB

SM


 

,                               (24)


где К – соответствующий коэффициент (КП, КК или КУ);

SB – сумма баллов оцениваемого насаждения по группе показателей;

SM – максимально возможная сумма баллов по группе показателей (соответственно по группам она составляет 40, 32 и 44).

В зависимости от значения коэффициента делали заключение о качестве обследованного насаждения по той или иной группе показателей (табл. 38).

 

Таблица 38– Оценка качества насаждения по значению коэффициентов привлекательности, комфортности и устойчивости

Значение коэффициента Качество насаждения
0 – 0,20 очень низкое
0,21 – 0,40 низкое
0,41 – 0,60 среднее
0,61 – 0,80 высокое
0,81 – 1,00 очень высокое

 

Для интегральной оценки рекреационного потенциала насаждения подразделяли на четыре класса КРЦ руководствуясь следующими положениями:

- если значения каждого из трех коэффициентов больше 0,81 - оцениваемое насаждение относится к I КРЦ;

- если значение хотя бы одного из рассчитанных коэффициентов находится в пределах от 0,61 до 0,80, а величина остальных не превышает 0,60 – насаждение относится ко II КРЦ;

- если значение хотя бы одного из рассчитанных коэффициентов находится в пределах 0,41 – 0,60, а величина остальных превышает 0,40 - насаждение относится к III КРЦ;


- если значение хотя бы одного из рассчитанных коэффициентов не превышает 0,40 – насаждение относится к IV КРЦ.

Важным компонентом исследований являлась оценка рекреационной устойчивости нижних ярусов растительности. Для оценки толерантности каждого конкретного вида использовали коэффициент индивидуальной устойчивости (КИУ) растения к перечисленным ниже основным формам рекреационного воздействия [14].

 

Таблица 39- Классификация насаждений по типам пространственной структуры и характеристики основных показателей

Тип пространственной структуры   Характеристика Показатели структуры насаждений, их облик
  Закрытый 1а Одноярусные леса с горизонтальной сомкнутостью полога 0,6 и выше Преимущественно             чистые насаждения или с примесью других пород с полнотой 0,6-1,0, просматриваемостью до 10м
    Закрытый 1б Многоярусные леса с вертикальной сомкнутостью полога 0,6 и выше Сложные разновозрастные и одновозрастные чистые и смешанные насаждения с развитым пологом подроста или подлеска, с полнотой                            0,6-1,0, просматриваемостью до 10 м
    Закрытый 1в Изреженные леса с высоким – более 1,5 м подростом или подлеском и суммарной сомкнутостью полога с учетом подроста или подлеска 0,6 и выше Простые или сложные смешанные или чистые леса с куртинным или равномерным      расположением деревьев, с полнотой 0,3-0,5, просматриваемостью до 10 м
    Закрытый 1г Рединные леса, прогалины с высоким – более 1,5 м и густым подростом или подлеском и суммарной сомкнутостью полога с учетом подроста или подлеска 0,6 и выше Простые или сложные смешанные или чистые насаждения с полнотой 0,1-0,2,                                      прогалины просматриаемостью до 10 м
  Полуоткрытый 2а Изреженные леса без подроста или подлеска, или единичным подростом или подлеском и суммарной сомкнутостью полога с учетом подроста или подлеска не выше 0,5 Смешанные      или      чистые, разновозрастные                                          или одновозрастные насаждения с полнотой 0,3-0,5 с групповым или куртинным                                  расположением деревьев и просматриваемостью до 50 м
    Полуоткрытый 2б Изреженные леса с редким или средней густоты подростом или подлеском высотой более 1,5 м и суммарной сомкнутостью полога с учетом подроста или подлеска не выше 0,5     - // -

Окончание табл. 39

    Полуоткрытый 2в Редины или прогалины с редким или средней густоты подростом или подлеском высотой более 1,5 м и суммарной сомкнутостью полога с учетом подроста или подлеска не выше 0,5 Разнохарактерные по составу и возрасту редин с полнотой 0,1-0,2 или прогалины с неравномерным распределением по площади растительности                              и просматриваемостью до 50 м
    Открытый 3а Редины без подроста или подлеска либо с подростом или подлеском высотой менее 1,5 м Разнохарактерные по составу и возрасту рединные леса с полнотой 0,1-0,2 или с равномерным распределением по площади растительности                              и просматриваемостью более 50 м
    Открытый 3б Редины с редким или средней густоты подростом или подлеском высотой менее 1,5 м Разнохарактерные по составу и возрасту редининные леса с полнотой 0,1-0,2 или с неравномерным распределением по площади растительности и просматриваемостью более 50 м
Открытый 3в Несомкнувшиеся культуры  
Открытый 3г Поляны с единичными деревьями или кустарниками  
Открытый 3д Поляны чистые  
Открытый 3е Луга  
Открытый 3ж Пашни  
Открытый 3з Пустыри  
Открытый 3и Водные пространства  
Открытый 3к Прочие пространства  

Таблица 40- Ландшафтно-таксационная характеристика квартала №                                                                                              

 

№ выдела

Площадь выдела

Композиционный элемент.

Категория площади, элемент ситуации. Состав, возраст по породам (лес). Кол- во (шт.) по породам, протяженность, ширина, шаг посадки в аллеях и рядах.

Состав, возраст, средняя высота подлеска, декоративных кустарников, напочвенный покров, лекарственные травы, грибы, ягоды, растения, занесенные

в Красную книгу.

Ярус

Составляющая порода

Класс возраста

Средняя высота

Средний диаметр

Бонитет, тип леса

Полнота для яруса

Запас

Ландшафтная характеристика

Особенности роста, развития состояния насаждений.

Лесопатологичес кая и санитарная характеристика. Происхождение.

Наличие ед. деревьев по породам, их возраст, параметры и запас, мест гнездования птиц; захламленности м3/га - общий, в т.ч. ликвидной

Хозяйственные распоряжения

Сырорастущего на 1 га Сухостойного куб.м Всего на выделе куб.м Тип пространств. структуры Современный / исторический Категория состояния Санитарно-гигиеническая оценка Эстетическая оценка Рекреационная оценка Оценка дигрессии
                                         

Литература:

1. Родин, А.Р. Лесомелиорация ландшафтов: Учебник / А.Р. Родин, С.А. Родин – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2007. – 165 с.

2. Пряхин, В.Д. Пригородные леса. / В.Д. Пряхин, В.Т. Николаенко. М.: Лесн. пр-ть, 1981

– 248 с.

3. Основы лесопаркового хозяйства. Учебник для средних и специальных учебных заведений / О.С. Артемьев и др. – М.: ВНИИЦлесресурс, 1999 – 160с.

4. Агальцова, В.А. Основы лесопаркового хозяйства. Учебник / В.А. Агальцова – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2008. – 213 с.

5. Ландшафтная таксация: Учебное пособие. / Тепляков В.К., Фурсова Л.М., Агальцова В.А. – М.: МГУЛ, 1991. – 123 с.

6. Палентреер, С.Н. Садово-парковое и ландшафтное строительство: избранные труды / С.Н. Палентреер – 3-е изд., испр. – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2008. – 308 с.

7. Орлов, М.М. Леса водоохранные, защитные и лесопарки. Устройство и ведение хозяйства / М.М. Орлов – М.: Лесн. пром-сть, 1983. – 88 с.

8. Нипа, Л.Р. Рекультивация и формирование ландшафта. Формирование ландшафта. Учебное пособие / Л.Р. Нипа, Н.В. Ковылин – Красноярск: СибГТУ, 2002. – 136 с.

9. Курамшин, В.Я. Ведение хозяйства в рекреационных лесах / В.Я. Курамшин – М.: Агропромиздат, 1988. – 208 с.

10. Атрохин, В.Г. Ландшафтное лесоводство / В.Г.Атрохин, В.Я. Курамшин – М.: Экология, 1991. – 176 с.

11. Зеленые зоны и лесопарки / П.И. Жохов, В.Т. Николаенко, В.Д. Пряхин – М., 1972. – 49 с.

12. Гаврилов, Г.М. Благоустройство лесопарков / Г.М. Гаврилов, М.М. Игнатенко – М.: Агропромиздат, 1987. – 183 с.

13. Гласова, Н.В. Антропогенная трансформация пригородных ельников. Автореф. дисс… к.с.-х.н. / Н.В. Гласова – Архангельск, 2006. – 20 с.

14. Родин, А.Р. Лесные культуры. Лесомелиорация ландшафтов: учеб.- методич. пособие / А.Р. Родин, С.Л. Рысин. – 3-е изд. М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2008. – 45 с.

15. Лесоустройство: Учеб. для вузов. / Е.С. Мурахтанов, Н.А. Моисеев, П.И. Мороз и др. – М., 1983. – 122 с.

16. Участковый метод лесоустройства. – М.: Лесн. пром-сть, 1967. – 200 с.

17. Мониторинг состояния насаждений: Методические указания / О.Н. Ежов, Т.В. Васильева. – Вологда-Молочное: ИЦ ВГМХА, 2005. – 25 с.

18. Ландшафтная таксация и формирование насаждений пригородных зон. – Л.: Стройиздат. Ленинградское отд., 1977. – 222 с.

19. Рекомендации по изысканиям и проектированию лесопарков. – М.: Гослесхоз, 1984 – 14 с.

20. Ковтунов, В.П. Особенности лесоустройства лесов зеленых зон / В.П. Ковтунов – М.: Гослесбумиздат, 1962. – 137 с.

21. Луганский, Н.А. Лесоводство / Н.А. Луганский В.А. Шавронский – Екатеринбург, 1996. – 290 с.

22. Пронин, М.И. Лесопарковое хозяйство / М.И. Пронин. – М.: Агропромиздат, 1990. – 175 с.

23. Пряхин, В.Д. Лесные ландшафты / В.Д. Пряхин – М.: МКХ РСФСР, 1954. – 87 с.

24. Тюльпанов, Н.М. Лесопарки / Н.М. Тюльпанов – М.: Лесная пром-сть, 1965. – 175 с.

25. Справочник лесоустроителя / Б.А. Козловский и др. – Л.: Гослесбумиздат, 1959. – 276 с.

26. Рекреационное использование и охрана территорий / В.Б. Нефедова и др. – М.: Лесная пром-сть, 1980. – 184 с.

27. Агальцова, В.А. Основы лесопаркового хозяйства: учеб.-методич. Пособие / В.А. Агальцова - М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2007. - 40 с.














Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: