Проведи наблюдения зимой

В лесу.

Какие изменения произошли в зимнем лесу?

Научись распознавать по расположению веток в кроне породы деревьев и кустов.

Посмотри внимательно, на каких деревьях и кустах ещё остались плоды и семена.

Какой вид имеют почки на деревьях и кустах?

Чьи следы ты увидел на снегу? Спроси у учителя, пра­вильно ли ты их определил.

Как ведут себя лесные животные зимой (белка, дятел, синица, клёст и др.)?

Кормушки.

 

Прислушайся. Какие звуки ты услышал в лесу?

Измерь толщину снежного покрова в лесу и в поле. Где больше снега? Почему?

Разрой снег и найди растения, у которых и зимой ли­стья зелёные. Выкопай их, перенеси в уголок живой при­роды и наблюдай за их развитием.

Срежь веточки с деревьев и кустов для живого уголка и коллекции. Срезанные веточки поставь в бутылку с во­дой и наблюдай за развитием почек.

В саду.

Наблюдай за работой взрослых в саду и помогай им.

Научись распознавать деревья и кусты по расположе­нию веток, цвету коры, величине и форме почек.

Измерь глубину снежного покрова.

Узнай, какие птицы бывают в вашем саду зимой.

Наблюдай за их поведением.

Развесь кормушки, подсыпай туда корм и наблюдай, какие птицы к ним прилетели, что они охотно поедают (зерно, семена сорняков или крошки хлеба).

Проведи опыт. Вокруг дерева насыпь и утрамбуй снег. Сверху прикрой его соломой, опилками или стружками. Проследи, на сколько дней позже других деревьев зацве­тает это дерево весной. Ты догадался, что так можно пре­дупредить повреждение цвета весенними заморозками? В конце зимы на одном из участков сада прокопай канав­ки в снегу до почвы. На другом — не делай этого. Когда сойдёт снег, выкопай ямку в земле и проверь, на каком участке талые воды глубже проникли в почву. Выясни, почему.

Срежь несколько веточек с деревьев и кустов, поставь их в бутылку с водой на окне в классе. Наблюдай за развитием почек. Объясни, почему в помещении почки распустились раньше, чем на улице.

Выкопай кустик земляники, посади в горшок, ухажи­вай, как за комнатными цветами, и проследи за развитием этого растения. Почему в комнатных условиях растение стало раньше расти и развиваться, чем в природе?

На огороде.

Измерь глубину снегового покрова.

Наблюдай, как задерживают снег на огороде. Быва­ют ли на огороде сугробы?

Выполни такую работу.

По своему календарю природы составь рассказ о зиме. Напиши о высоте Солнца и продолжительности дня зимой, о хорошей и плохой погоде, сколько дней было с осадками, с оттепелями, какой толщины был снеговой покров; опи­ши свои наблюдения за растениями и животными, сель­скохозяйственными работами зимой в поле, саду, на ого­роде.


 

 

 

ЛЕСНЫЕ


РАСТЕНИЯ.


СОСНА.

Вопросы и задания. 1. Рассмотри веточку сосны. Как расположены хвоинки на ней? Какой они формы? Понюхай хвоинку. По­жуй её. 2. Рассмотри шишку. Отогни чешуйку, потом отломи. Что находится за чешуйкой? 3. Положи в воду раскрытую шишку. Через некоторое время посмотри, что с ней случилось, и поясни по­чему. 4. Рассмотри кору сосны. Твёрдая ли она? 5. Рассмотри ствол сосны на срезе. Что ты заметил?

 

Это было свыше трёхсот лет тому назад. Моряки на корабле, который шёл в Канаду, один за другим начали болеть цингой. Выжила только часть команды и только благодаря тому, что матросы послушались совета индей­цев: начали пить настой сосновой хвои.

На обратном пути, корабль попал в сильный шторм. И снова сосна спасла моряков — на этот раз своей проч­ностью: корабль был сделан из сосновых досок.

Лишь много лет спустя был открыт секрет соснового настоя: оказалось, что в нём очень много витамина С, который нужен человеку.

 

Сосна. Ель.

 

Ещё в давние времена люди оценили чудесные свойства сосны. И даже теперь в ней открывают всё новые и новые качества. Не один десяток очень нужных вещей делают из сосны.

Есть у этого дерева ещё одно необыкновенное качество — стойкость. Сосне не страшны ни морозы, ни жара, ни засуха, ни ветры. Одного только боится сосна — тени. Ей нужно много солнца и света. Подметив это, человек стал сажать её там, где не могут расти другие деревья. А сосне на пользу — никто не затеняет молодую поросль, не мешает ей. А если почва песчаная, где мало влаги и питательных веществ, то что же — у сосны длинные корни. Благодаря им дерево получает из почвы всё, что ему нужно для жизни.

А не замечал ли ты, что в сосновом лесу легче дышать? Ещё одно важное свойство сосны — она очищает воздух от вредных бактерий. Это — дерево здоровья. Санатории для лёгочных больных строят там, где много сосны.

Листочки сосны называются хвоей. Сосна принадлежит к хвойным растениям. Хвоя у неё осыпается только через несколько лет и то не вся сразу. Вот почему мы видим сосну всегда зелёной. Сосну и другие растения, у которых листья остаются зелёными во все времена года, называют вечнозелёными.

Семена у сосны дозревают в шишках, которые раскры­ваются лишь на третий год. Каждое семечко имеет кры­лышко, и потому ветер относит его далеко от дерева. По­думай, какое это имеет значение.

У сосны за год нарастает лишь один ярус веток. Если пересчитать эти ярусы, можно узнать, сколько лет дереву.

 

Вопросы и задания. 1. К каким деревьям принадлежит сосна? 2. Расскажи о внешнем виде сосны. 3. Почему у сосны, которая растёт в лесу, отмирают ниж­ние ветки? 4. Посчитай, сколько лет сосне, которая растёт около школы или твоего дома, в парке, в лесу.

ЕЛЬ.

Вопросы и задания. 1. Расскажи про ель так, как ты рассказывал про сосну. 2. Сравни ель и сосну. Что общего между ними? Чем ель отличается от сосны?

 

Ель красива и летом, когда на ветвях её появляются новые побеги со светло-зелёными короткими хвоинками, и зимой, когда она укрыта пушистым снежным одеялом.

А весной, когда раскроются чешуйки длинных золоти­сто-коричневых шишек, ветер подхватит сотни тысяч лёг­ких крылатых семян и понесёт их. Там, где они упадут, вырастут новые пушистые ёлочки. Люди будут любовать­ся ими. И не только любоваться. Ведь древесину ели ис­пользуют в промышленности, а смола её очень нужна хи­микам. Вот какова наша ель — и красивое дерево, и по­лезное.

 

Вопросы и задание. 1. Проследи, на каких почвах растут ели в вашей мест­ности. 2. Узнай, растут ли в лесу под елями другие растения и какие именно.

ПИХТА.

Задание. Расскажи о строении пихты.

В карпатских лесах растёт похожее на ель дерево — пихта. Ствол у пихты прямой, покрыт тонкой гладкой ко­рой. Крона её густая от самой земли и до верхушки. Вер­хушка острая. Хвоинки у пихты мягкие, плоские, сверху тёмно-зелёные, а снизу светлее. Шишки у пихты не свиса­ют и не опадают, как у ели, а торчат вверх и, когда созре­ют, рассыпаются. От них остаются на ветках только стер­женьки.

Древесину пихты используют для химической промыш­ленности, как строительный материал, как топливо.

 

Вопросы и задание. 1. Сравни пихту с другими хвойными деревьями. Что меж­ду ними общего? Чем они отличаются? 2. Что происходит с шишками пихты, когда в них со­зреют семена? 3. Где используют древесину пихты? 4. Из веточек, шишек, семян, кусочков коры сосны, ели, пихты сделай коллекцию «Хвойные деревья».

ЛЕСНОЙ БОГАТЫРЬ.

Задания. 1. Рассмотри листки и плоды дуба. 2. Выясни, все ли дубы сбрасывают на зиму листву.

Летала осенью сойка и на весь лес кричала:

— Пора подумать о зиме, пора, пора!

И старательно взялась за работу. На поле нашла кар- тофелинку и положила под мох. Потом подобрала под ду­бом жёлудь и тоже спрятала туда. Таких кладовых у неё много по всему лесу. Пришла зима, укрыла всё снегом. Забыла сойка про свою кладовую подо мхом. Картофелинка погибла, а жёлудь в крепком, словно кожаном, мешоч­ке пролежал до весны. От влаги и весеннего тепла он треснул, пустил корешок, и начал из него вырастать ма­ленький дубочек. И как только поднялся от земли и рас­кинул продолговатые листочки, будто заячьи ушки, сразу услышал:

Пихта. Дуб.

 

— Здравствуй, братец, как живёшь?

Удивился дубочек:

— Кто это тут меня окликает?

— Это я — молоденький бересток, — отвечает сосед.— Прошлой осенью ветер занёс сюда семена от моего отца — береста, вот я и взошёл рядом с тобой.

— Прекрасно, — сказал дубочек, — мне веселее будет.

— А давай-ка соревноваться, кто скорее вырастет, — сказал бересток.

— Давай, — согласился дубочек.

Стали они расти. И влаги, и солнышка им было вво­лю, только дубочек вскоре увидел, что бересток его обгоняет.

— Ого-го, как я вытянулся, — удовлетворённо шеле­стел листвой бересток. А дубок рос медленно, и все назы­вали его дубочком.

— Ну что, кто выиграл? — спросил берест.

— Пока что выиграл ты, — согласился дубок. — Но на­ше соревнование ещё не закончено.

— Ха-ха-ха! — зашелестел насмешливо берест. — Ты же видишь, как я вырос!

Ничего не ответил дубок. Только теперь уже берест стал замечать, что дубок разрастается лучше и поднимает­ся выше и выше. Ветви на нём молодые, свежие, здоровые, а у береста начали стареть. Не успел оглянуться берест, как и совсем постарел. Стала усыхать его верхушка. А дуб поднялся крепкий, сильный, с густой роскошной кроной, узорчатой корой, тёмно-зелёными резными листьями.

На месте усохшего береста от его пенька поднялась молодая поросль новых берестков. А дуб к самому солнцу нёс свои ветки и с каждым годом становился сильнее и крепче. Весной к нему на пыльцу часто прилетали пчёл­ки, а осенью жёлудями лакомились и белочки, и барсук, и поползень.

Не одну сотню лет простоит в силе и красе лесной бо­гатырь.

Знаешь ли ты, что...

Дуб — долговечное дерево.

На днепровском острове Хортица есть огромный дуб, которому около 700 лет.

В селе Будищи на Черкасщине и теперь ещё растёт дуб, в дупло которого около 100 лет тому назад мальчиком прятал от пана свои рисунки выдающийся украинский поэт Тарас Григорьевич Шевченко.

 

Вопросы и задания. 1. Почему дуб называют могучим деревом? 2. Расскажи о внешнем виде дуба. 3. Проследи, когда начинают развиваться у дуба почки. 4. Сравни дуб и берест. Какая разница между ними? Что общего между дубом и берестом? 5. Найди листочки дуба с небольшим шариком, который напоминает орешек. Это насекомое — дубовая орехо­творка — прогрызла листочек и отложила яйца. Листо­чек разрастается, на нём образуется шарик — уютный домик для личинок вредителя. Проследи, когда орехо­творка покидает этот шарик.

 

БУК.

Задание. Сравни листки и плоды бука и дуба. Что между ними об­щего и чем они отличаются?

В карпатских горах и вблизи от них, в Крыму и на Кав­казе растёт могучее дерево — бук. Среди других деревьев   

ты узнаешь его по листочкам яйцевидной формы, которые образуют вместе с ветвями густую крону, и по стройному стволу со светло-серой корой. А если доведётся тебе быть в лесу осенью, то ты заметишь на буках трёхгранные ореш­ки. Они содержат в себе много масла. Но сырыми орешка­ми можно отравиться. А вот жареных или отваренных в фруктовом сиропе или виноградном соке можно есть сколько угодно. В варёных или жареных орешках ядови­тые вещества разрушаются.

Много разных лесных животных осенью спешат заго­товить орешки бука в своих кладовых на зиму.

Бук растёт очень медленно, поэтому его особенно нуж­но беречь. Лишь на 60—70-м году жизни он начинает цвести. Однако живёт он долго — свыше 500 лет.

Древесина у бука очень плотная, тяжёлая, даже то­нет в воде. Она очень цен­ная. Из неё делают фанеру, паркет, кадки, добывают древесный спирт, нужный в промышленности, из ореш­ков бука получают масло.

 

Вопросы и задания.

1. В каких местах растёт бук?

2. Какой у него ствол?

3. Почему древесина бука тонет в воде?

4. Как используют бук в на­родном хозяйстве?

5. Наблюдай, когда у бука распускаются почки, ког­да он начинает цвести, в каком месяце созревают на нём орешки.

ОСИНА.

Говорят: «Дрожит, как осиновый лист». Откуда пошла эта поговорка?

Осина.

Тихо в лесу. На деревьях ни один листочек не шелохнётся. А у осины листочки дрожат. Почему? Посмотри внимательно на веточку осины, и ты увидишь, что листочки на ней висят на длинных черешках. Даже от небольшого движения воздуха листочки дрожат. А ведь воздух в природе всегда движется. Ты об этом уже знаешь. Вот почему листочки осины даже в тихую погоду шелестят, будто что-то хотят тебе рассказать.

Осина любит свет и не боится мороза. Её можно увидеть среди берёз, на пожарищах и вырубках. Ствол у неё стройный и покрыт зеленоватой гладкой корой. Листочки округлые, светло-зелёные. Цветёт осина в конце апреля или в начале мая; тогда с её веточек свисают почти чёрные с красноватым оттенком серёжки из мелких цветочков. Семена осины обрастают тоненькими волосками и поэтому напоминают парашютик. Ветер подхватывает их и разносит на далёкие расстояния. Но семян прорастает немного. Не все они попадают в благоприятные для прорастания условия. Древесина осины по сравнению с другими деревьями мягкая. Она идёт на изготовление спичек. Из древесины осины добывают дёготь, уксус и другие вещества.

 

Вопросы и задания.

1. Расскажи о внешнем виде осины.

2. Какие деревья, что растут около рек, прудов, в парках, а может быть, и на твоей улице, напоминают осину?

3. Обрати внимание, когда в вашей местности распускаются листочки осины, когда она цветёт.

Черника.                Черёмуха.

ЛЕСНЫЕ КУСТЫ.

Вопросы. 1. Какие кусты растут возле твоей школы? 2. Какие из них зацветают первыми?

 

Многие кусты, которые растут в наших лесах, имеют вкусные плоды. Но у некоторых кустов плоды ядовитые. Поэтому важно знать, с каких кустов и в какое время го­да можно собирать плоды.

В июле во влажных хвойных лесах ты найдёшь невы­сокие — от 15 до 30 сантиметров — кустики черники, ве­точки которых усыпаны кругленькими тёмно-синими яго­дами. Ягоды вкусные. Их полезно употреблять сырыми, су­шёными и варёными. Компот и кисель из ягод черники — наилучшая лечебная еда при заболеваниях желудка.

Рядом с черникой на полянах ты сможешь найти кус­тики брусники. Они 5—20 сантиметров высотой, с вечно­зелёными жёсткими листочками, которые имеют такие же лечебные свойства, как и ягоды черники. Собирать листоч­ки брусники нужно во время её цветения. Если в лесу ты приметил участочек с брусникой, то приезжай на это ме­сто зимой на лыжах, откопай снег, и ты найдёшь там сочные, богатые витаминами красные ягоды.

 

Малина.                 Шиповник.

 

Все знают ароматные цветки черёмухи. Сколько насе­комых прилетает к ним! Ты уже догадался — почему? Чтобы полакомиться сладким соком цветков и собрать пыльцу. А известно ли тебе, что плоды черёмухи имеют лечебные свойства? Ими лечат от расстройства желудка.

Если ты простудился, тебе дают пить чай с малиновым вареньем или с засушенными плодами малины, чтобы ты хорошо пропотел и перестал кашлять. Плоды дикой ма­лины более ценны для лечения, чем плоды садовой. Чай из веточек малины имеет приятный вкус и также полезен для здоровья.

Осенью не забудь поискать в лесу красные плоды ши­повника. В мякоти этих плодов много витаминов. Из ши­повника человек вывел различные по величине, форме и цвету розы.

Во влажных лесах растёт калина. Её ты узнаешь по со­цветиям белых цветков весной и по красным плодам осенью. После мороза плоды становятся приятными на вкус. Из плодов и коры калины изготовляют лекарства.

Гроздья плодов калины висят на растениях даже зи­мой, привлекая птиц.

Кусты создают благоприятные условия для жизни в лесу многим животным. Подумай, какие это условия и для каких животных они полезны.

 

Первоцвет. Копытень. Ландыш.

 

Вопросы. 1. Какие из перечисленных кустов растут в вашей мест­ности? 2. Как изменяются они на протяжении года? 3. Чем полезны для человека кусты леса? 4. Чем они полезны для животных?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: