Травянистые лекарственные растения леса

Вопросы и задания. 1. Внимательно рассмотри лекарственные растения на ри­сунке. Какими признаками они отличаются между со­бой? 2. Какие лекарственные растения приходилось тебе со­бирать в лесу? 3. Проследи, когда они начинают цвести. 4. Пересади эти лекарственные растения на школьный уча­сток и выясни, в каких условиях они растут лучше.

В лесу растут травянистые растения, которые использу­ют для лечения болезней. В лесной чаще можно найти лан­дыш, на лесных полянах — первоцвет. Они зацветают вес­ной. Летом на лесных полянах цветут душица и зверобой. Созревают душистые плоды земляники. В тенистых лесах растёт копытень. Все эти растения — лекарственные.

Душица. Земляника лесная. Зверобой.

 

ГРИБЫ.

Тебе хочется собрать как можно больше белых грибов, подосиновиков, рыжиков, груздей. Но где искать те или иные грибы? Срезая гриб, посмотри, под каким деревом он растёт. Под соснами найдёшь рыжики и маслята, под осиной — красные подосиновики, под берёзами — подбе­рёзовики, в молодом ельнике и дубравах — грузди. Белые грибы встречаются под соснами, елями и берёзами. Но все они разные: то высокие, на стройной ножке, то зарытые в мох, круглые, как шарики.

Среди грибов есть ядовитые. Это мухомор, бледная по­ганка и другие. Есть два ядовитых гриба, которые можно спутать с белым грибом. Называют их жёлчным и сата­нинским. Отличаются они от белого гриба тем, что у них нижняя сторона шляпки не белая или желтоватая, а розо­вая или даже красная.

Если разломать шляпку белого гриба, она останется белой, а разломанные шляпки жёлчного и сатанинского грибов сначала покраснеют, потом почернеют.

Запомни: нельзя собирать и употреб­лять грибы, которых ты не знаешь.

 

Задания. 1. Рассмотри на рисунке грибы и нарисуй их в тетради. 2. Назови ядовитые грибы вашего леса.

 

Загадка.

Все мы в шляпках

Разноцветных,

Все попрятались в кусты.

Лишь покажемся на свет мы —

Тотчас же сорвёшь нас ты.

 



 

 

 

ОБИТАТЕЛИ

ЛЕСА.

 


Вопросы. 1. Какие животные живут в вашем лесу? 2. Какие повадки животных тебе приходилось наблюдать?

МЕДВЕДЬ.

Вопросы и задание. 1. Рассмотри медведя на рисунке и расскажи, что ты о нём знаешь. 2. Где живёт медведь? 3. Чем он питается?

 

Медведи сохранились на Украине только в горных лесах Карпат. Это крупные лохматые звери с корот­кой толстой шеей. Зубы у них приспособлены к поеданию растений и животных. Медведи — всеядные животные.

Напрасно искать зимой следы медведя на снегу. Мед­ведь залегает в берлогу ещё до появления снега. Для него было бы намного опаснее, если бы он делал это позже. Ведь по следам легко отыскать его берлогу.

В середине февраля рождаются медвежата — чаще все­го двое, но бывает трое и четверо. Рождаются они очень маленькими, совсем не соответствуют росту такого боль­шого зверя, как

Медведь.

 

медведь. До таяния снега, то есть до апреля, медведица лежит с медвежатами в берлоге, ничем не питаясь. А ей приходится ещё и кормить своих беспомощ­ных слепых медвежат. Кажется невероятным, как она может выдержать это. Разгадка — в тех огромных запа­сах жира, которые она набрала летом и осенью до спячки. Этих запасов хватает ей и для поддержания своей жизни зимой, и для образования молока, которым она кормит медвежат.

 

Задание. Составь вопросы к этому рассказу.

БЕЛКА.

Вопросы и задание. 1. Рассмотри белку на рисунке и расскажи о её внешнем виде. 2. Где живёт белка? 3. Как она готовится к зиме и как зимует?

 

Бродя по лесу, я находил под елями кучки чешуек и стерженьков еловых шишек. Стерженьки были аккурат­но очищены от чешуек, будто обрезаны ножом. «Кто бы это мог сделать?» — думал я. Случай помог мне узнать, в чём дело.

Как-то я остановился около такой кучи. Вдруг на меня сверху упал один стерженёк от шишки. Я стал осматри­вать ёлку и заметил, что недалеко от верхушки кто-то бесшумно перебегает с одной стороны ствола на другую. Прыгнет на новую ветку и

Белка.

исчезнет, сольётся с деревом. Это была белка. Я понял, что это она набросала кучу мусо­ра. Раньше я видел на кар­тинке белочку, которая сидит на задних лапках с шишеч­кой в передних. Мне каза­лось, что она играет шишеч­ками. Теперь я понял, что они нужны белке не для иг­ры. Но для чего? Я спросил об этом старшего брата.

— Очисть от чешуек одну шишечку, — сказал он, — и собери то, что спрятано за ни­ми, тогда сам узнаешь, для чего белка разгрызает шишки.

Я видел, как белка, легко и быстро подпрыгивая, за­бралась на самую верхушку дерева и спряталась в ветвях. Вдруг ветка наклонилась, и белочка, управляя хвостом, перелетела на другое дерево. Вот она зацепилась за веточ­ку и побежала по ней. По деревьям белка передвигается так же свободно, как мы по земле. Ни один зверь или птица не догонит её там. Мало кто из них имеет такие длинные пальцы и острые когти, чтобы цепляться за кору, за ветки, как у неё, разве что куница — лютый враг белок. Но и она не решится сделать такой смелый прыжок, как белка. Бывает, что при этом белка сорвётся. Тут на по­мощь ей приходит пушистый хвост: управляя им, белка замедляет падение.

На земле движения белки не такие ловкие. Поэтому она спешит забраться на ближайшее дерево как можно выше.

 

 

Вопросы. 1. Что нового ты узнал о белке? 2. Для чего белке нужны шишки ели? 3. Почему белка не любит спускаться на землю? 4. Благодаря чему белка легко перемещается по деревьям?

ЁЖ. Вопросы и задание. 1. Рассмотри, какая мордоч­-ка у ежа, какие лапки. 2. Чем ёж отличается от других зверей? 3. Чем полезен ёж? 4. Как защищается он от врагов?   Ёж.

 

Через высокие кочки, лесные открытые поляны, среди густой травы пробирается к своему логову ёж.

Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю чер­ви, спрятались ловкие ящерицы, свернулись в клубки под корнями старых деревьев гадюки и ужи. Трудно отыски­вать жуков и лягушек.

В ясные осенние дни готовит себе тёплое зимовье за­ботливый работяга ёж. Днём и ночью таскает в нору под старым пнём душистые сухие листочки и мягкий лесной мох, стелет зимнюю постель.

Вскоре заберётся ёж в своё логово на всю долгую зиму. Не будет больше бегать по лесу, ловить червей и жуков. Его нору закроет глубокий снежный сугроб. Под сугробом, как под толстым пушистым одеялом, тепло ежу.

Никто не найдёт его логова, никто не разбудит. До ве­сеннего солнышка всю зиму проспит ёж.

 

Задание. Составь вопросы к этому рассказу.

Знаешь ли ты, что...

Ёж ночью охотится на жуков, червей и лягушек.

Ёж ест змей.

Ёж питается мышами, моллюсками, гусеницами и дру­гими животными, вредными для земледелия.

Гадюка.

ГАДЮКА.

Вопросы и задание.

 

1. Рассмотри гадюку на рисунке.

2. Чем гадюка отличается от других известных тебе животных?

3. Где живут гадюки?

Гадюка принадлежит к ядовитым змеям. У неё длинное без ног тело; извиваясь и выпрямляясь, гадюка быстро передвигается по земле.

Гадюки водятся на солнечных склонах, около озёр. Однажды нам удалось защемить голову гадюке палкой и рассмотреть её: поперечные голубоватые полосы на жи­воте, чёрную извилистую линию на спине и широкую пасть, из которой торчал раздвоенный язык.

Как-то мы поймали гадюку, посадили в стеклянную банку, которую закрыли сеткой, и стали наблюдать. Гадю­ка дотрагивалась языком до банки, словно ощупывая её.

«Неужели она может проколоть мягким острием язы­ка нашу кожу? — подумал я. — Нет, тут что-то не так».

Гадюка кусает зубами. В зубах есть канальчики, над которыми расположены желёзки с ядовитой жидкостью. Когда гадюка кусает, желёзки придавливаются, и яд через канальчики зубов стекает в ранку и попадает в кровь. Происходит отравление.

Змеиный яд вызывает серьёзные заболевания. Если укусит ядовитая змея, нужно обратиться к врачу, кото­рый сделает укол против яда.

Вопрос. Для чего гадюке нужны зубы?

Загадка

Вьётся верёвка, на конце головка.

Дятел.

КУЗНИЦА ДЯТЛА.

Кто это столько сосновых шишек на-бросал под старой грушей? Я раз­грёб снег и увидел, что их здесь целая куча. Или кто-то насобирал себе на растопку, сложил в при­метном месте и забыл взять? Но старые шишки засыпал бы снег, а эти как будто только что принесены, и все какие-то растрёпанные, словно их долго били молотком.

Дедушка не сказал мне ничего и лишь посоветовал по­дождать и посмотреть. Я спрятался за куст и стал ждать.

Прилетел пёстрый дятел в красной шапочке, заботливо похозяйничал, постучал по ветке и сказал своё «чек». Вдруг сверху упала шишка, и дятел улетел прочь.

Я начал догадываться. Вскоре дятел вернулся с шиш­кой в клюве. Он ловко зажал её в щель между стволом и веткой и стал старательно молотить клювом.

Вот оно что! Это я нашёл «кузницу дятла», где, удобно пристроив сорванную неподалёку шишку, дятел может вво­лю полакомиться вкусными семенами. Ого, сколько ши­шек он уже разлущил! Я вышел из своего тайника.

Дятел крикнул тревожно, отлетел немного дальше и спрятался за стволом дерева.

 

Вопросы и задание. 1. По рисунку расскажи о внешнем виде дятла. 2. Какую пользу приносит дятел?

КУКУШКА.

Задания. 1. Составь рассказ о внешнем виде кукушки. 2. Запиши в календарь природы, когда впервые услы­шишь песню кукушки. Какие растения в это время цветут?
Кукушка.

Может быть, ты и не видел кукушку, но слы­шал её обязательно. На­верное, всем известно, что она откладывает яйца в чужие гнёзда и что птен­цы кукушки выбрасыва­ют оттуда птенцов хозя­ев. Всё это так. Но, веро­ятно, мало кто слышал об аппетите кукушки. Бла­годаря ему она приносит больше пользы, чем вре­да тем, что губит птен­цов мелких птиц. Ку­кушка — насекомоядная птица и к тому же очень прожорливая. А главное — она поедает таких гу­сениц, каких не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть мохнатые и даже ядовитые. А кукушка ест их всех без разбора. Когда в лесу вдруг появляется много гусениц, которых не едят другие птицы, кукушки становятся "не­заменимыми специалистами" по уничтожению этих гусе­ниц. Бывают случаи, когда несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.

А ты думал, что кукушка вредна.

КЛЕСТЫ.

Весной и летом у всех пернатых много забот. Они вьют гнёзда, потом выкармливают птенцов, потом "гуляют" с малышами. Некоторые птицы выкармливают птенцов по два раза за лето, у них забот ещё больше. И только тёмно­красные птицы с тёмными крыльями и хвостами спокойно перелетают с ёлки на ёлку. Не торопясь, лущат они шиш­ки, лишь слышится их тихое "клё-клё".

Это клесты. Узнать их нетрудно по большим клювам, у которых верхняя часть загнута вниз, а нижняя — вверх. Клесты в самом деле не вьют весной гнёзда, как все птицы, и не готовятся к выращиванию птенцов. Они вы­водят своих птенцов тогда, когда у них много пищи. А по­скольку еда клестов — еловые или сосновые шишки, которые со­зревают в конце года, то и птенцы у этих птиц могут появиться и осенью, и зимой.

Клёст.

Даже представить себе труд­но — на дворе мороз почти 40 градусов, а в гнезде — голенькие птенцы. Но гнездо у клестов тёп­лое, и мать не слетает с него, всё время согревает птенцов.

 

Вопросы и задание.

1. Расскажи о внешнем виде клеста.

2. Чем отличаются клесты от дру­гих птиц?

3. Когда появляются птенцы у кле­стов?

 

МУРАВЬИ.

Задания. Рассмотри на рисунке муравья. Обрати внимание на его лапки, усики. Посчитай, сколько их.

 

Ты, наверно, видел в лесу муравьиную кучу. Ясным солнечным днём тут кипит работа. Сотни, тысячи муравь­ёв суетятся на куче: что-то делают, куда-то спешат, вле­зают и вылезают через круглые дырки в муравейнике.

Вот один из муравьёв, забегая спереди и сзади, с боль­шим трудом втаскивает на муравейник еловую хвоинку. Два муравья помогают ему. Хвоинки нужны им для строи­тельства своего муравейника. Строят они его много лет.

Я наблюдал за муравьями и видел, как один из них, выбиваясь из сил, тащил мёртвое насекомое, которое в де­сять раз тяжелее, чем он сам. Потащит, отбежит, снова схватит — и так медленно продвигается вперёд.

Муравьи хорошо знают, свой муравейник. Вот кружит­ся муравей, который сбился с дороги. Бросается туда-сю­да, останавливается и снова бежит: он отыскивает дорогу.

Как муравей находит дорогу? Отыскивает её по запаху. Присмотритесь, муравьи всё время шевелят усиками. По запаху они отличают своих от чужих. Попробуйте бросить на

Муравей.

 

муравейник муравья, взятого из другого муравейника. На него набросятся хозяева и разорвут, хотя он похож на них.

Муравьи — полезные животные: они уничтожают вред­ных насекомых леса. Не разрушайте муравейники!

 

Вопросы и задание. 1. Почему нужно оберегать муравейники? 2. Как муравьи находят дорогу к своему муравейнику? 3. Внимательно рассмотри муравьёв около муравейника. Как они ведут себя?

МАЙСКИЙ ЖУК.

Вопросы и задание. 1. Рассмотри майского жука и скажи, какие части его тела ты заметил? 2. Что общего в строении майского жука и муравья?

 

Когда деревья покроются весенней листвой, появляют­ся довольно большие майские жуки. Они летают вечером, а днём сидят на ветках деревьев. Майские жуки питаются листвой. Большой вред причиняют эти жуки и их личинки деревьям, особенно в молодых сосновых лесах, плодовых садах. Похожие на червя­ков белые личинки жуков живут в почве.

Ночью жуки цепенеют от холода, поэтому их лег­ко собирать утром. Много жуков уничтожают их есте­ственные враги: грачи, скворцы, сойки, вечерние и ночные птицы (козодои, со­вы) и

Майский жук и его личинка.

летучие мыши. Для уничтожения майских жу­ков с самолётов опыляют леса ядовитыми химиче­скими веществами. Личи­нок уничтожают, внося яд в почву.

 

Вопросы. 1. Какой вред приносят майские жуки? 2. Как борются с майскими жуками?

 

НУЖНО ОХРАНЯТЬ ЛЕС.

Учащиеся должны помогать взрослым охранять лес. Нужно способствовать размножению птиц. Нельзя разо­рять птичьи гнёзда. Развешивайте скворечники и другие гнездовья, подкармливайте птиц зимой. Следите за тем, чтобы домашние животные не портили молодых посадок деревьев, где могут гнездиться птицы.

Собирайте семена растений леса и сдавайте их в лесни­чество. Этим вы будете содействовать разведению лесов.

Знаешь ли ты, что...

Леса защищают реки. Когда вырубают леса, реки ме­леют.

Леса сдерживают сильные ветры, очищают загрязнён­ный разными газами воздух, задерживают влагу в почве, что способствует выращиванию лучшего урожая.

 


 

 

ВЕСНА.


ЗДРАВСТВУЙ, ВЕСНА!

По календарю весна начинается 21 марта, так как это весеннее равноденствие. Ночь имеет двенадцать часов и день — двенадцать часов. День начинает увеличиваться, а ночь уменьшаться. Солнышко хорошо нагревает землю, и просыпается всё в природе...

Председатель колхоза, бригадиры, звеньевые проверяют, какой вид после зимы имеют озимые — рожь, пшеница; сколько влаги впитала земля и не вымерзли ли участки озимого посева...

Уже всё готово в колхозе к севу. Семена очищены, проверены на всхожесть. Инвентарь стоит наготове. Отремонтированы все трактора.

Юннаты готовят и свои участки для опытов. Уже всходит рассада в ящиках.

А жаворонок как распевает! Вы уже слышали в этом году жаворонка. Вон он высоко-высоко взвился в небо, едва мелькает на солнце. А оттуда на целые километры льётся его щедрая, радостная песня.

У белки в лесу родились малыши — бельчата. Они совсем беспомощные, слепые, голые, похожие на мышат, только немного больше. Белка-мать первые дни и не оставляет их одних, всё согревает, кормит.

Зяблик.                Крапивница.

 

Вот муравьиная куча. И муравьи начинают просыпаться. Сонные они какие, неповоротливые!..

Может быть, ещё и не слышат, что вокруг поют синицы, коноплянки, чижи, лесной жаворонок. Ох и голосистый певец лесной жаворонок!

Кажется, певчий дрозд затянул свою серебряную песню. Он и есть. Здравствуй и ты, дорогой гость!

А какой красивый зяблик в своём весеннем наряде! Вот он сидит на верхушке стройной осины.

Давайте же и в воду заглянем. Вот в это озерцо. Здесь мы летом окуней, краснопёрок тянули удочкой... Ещё лёд лежит, но под берегом его подмыла весенняя снеговая вода. Ого, вон водяных весёлых насекомых сколько плавает, кувыркается, прячется среди растений...

Вон и какая-то рыбка промелькнула. Следовательно, свежая вода разбудила рыбу, которая всю зиму спала в яме... А теперь, голодная, проснулась и бросается на поживу! Вскоре она начнёт икру метать, малые рыбки появятся, похожие на серебряные запятые...

Всё оживает! Тут бабочка первая пролетела, там первая полусонная мушка шевелит крылышками на солнце... Почки на деревьях залоснились. Барашки на лозах зажелтели... На днях сорвал первую синеокую пролеску.

Всё, всё оживает... Здравствуй, весна!

Вопросы и задания. 1. Когда начинается весна по календарю? 2. Почему весной просыпается всё в природе? 3. Какие работы проводятся весной в колхозе? 4. Для чего проверяют семена на всхожесть? 5. Проследи, когда прилетят жаворонки в вашу мест­ность. 6. Наблюдай за небом. Заметил ли ты, как изменилась форма облаков? Нарисуй эти облака.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: