Вопросы и задания. 1. Внимательно рассмотри лекарственные растения на рисунке. Какими признаками они отличаются между собой? 2. Какие лекарственные растения приходилось тебе собирать в лесу? 3. Проследи, когда они начинают цвести. 4. Пересади эти лекарственные растения на школьный участок и выясни, в каких условиях они растут лучше. |
В лесу растут травянистые растения, которые используют для лечения болезней. В лесной чаще можно найти ландыш, на лесных полянах — первоцвет. Они зацветают весной. Летом на лесных полянах цветут душица и зверобой. Созревают душистые плоды земляники. В тенистых лесах растёт копытень. Все эти растения — лекарственные.
Душица. | Земляника лесная. | Зверобой. |
ГРИБЫ.
Тебе хочется собрать как можно больше белых грибов, подосиновиков, рыжиков, груздей. Но где искать те или иные грибы? Срезая гриб, посмотри, под каким деревом он растёт. Под соснами найдёшь рыжики и маслята, под осиной — красные подосиновики, под берёзами — подберёзовики, в молодом ельнике и дубравах — грузди. Белые грибы встречаются под соснами, елями и берёзами. Но все они разные: то высокие, на стройной ножке, то зарытые в мох, круглые, как шарики.
|
|
Среди грибов есть ядовитые. Это мухомор, бледная поганка и другие. Есть два ядовитых гриба, которые можно спутать с белым грибом. Называют их жёлчным и сатанинским. Отличаются они от белого гриба тем, что у них нижняя сторона шляпки не белая или желтоватая, а розовая или даже красная.
Если разломать шляпку белого гриба, она останется белой, а разломанные шляпки жёлчного и сатанинского грибов сначала покраснеют, потом почернеют.
Запомни: нельзя собирать и употреблять грибы, которых ты не знаешь.
Задания. 1. Рассмотри на рисунке грибы и нарисуй их в тетради. 2. Назови ядовитые грибы вашего леса. |
Загадка.
Все мы в шляпках
Разноцветных,
Все попрятались в кусты.
Лишь покажемся на свет мы —
Тотчас же сорвёшь нас ты.
ОБИТАТЕЛИ
ЛЕСА.
Вопросы. 1. Какие животные живут в вашем лесу? 2. Какие повадки животных тебе приходилось наблюдать? |
МЕДВЕДЬ.
Вопросы и задание. 1. Рассмотри медведя на рисунке и расскажи, что ты о нём знаешь. 2. Где живёт медведь? 3. Чем он питается? |
Медведи сохранились на Украине только в горных лесах Карпат. Это крупные лохматые звери с короткой толстой шеей. Зубы у них приспособлены к поеданию растений и животных. Медведи — всеядные животные.
Напрасно искать зимой следы медведя на снегу. Медведь залегает в берлогу ещё до появления снега. Для него было бы намного опаснее, если бы он делал это позже. Ведь по следам легко отыскать его берлогу.
|
|
В середине февраля рождаются медвежата — чаще всего двое, но бывает трое и четверо. Рождаются они очень маленькими, совсем не соответствуют росту такого большого зверя, как
Медведь. |
медведь. До таяния снега, то есть до апреля, медведица лежит с медвежатами в берлоге, ничем не питаясь. А ей приходится ещё и кормить своих беспомощных слепых медвежат. Кажется невероятным, как она может выдержать это. Разгадка — в тех огромных запасах жира, которые она набрала летом и осенью до спячки. Этих запасов хватает ей и для поддержания своей жизни зимой, и для образования молока, которым она кормит медвежат.
Задание. Составь вопросы к этому рассказу. |
БЕЛКА.
Вопросы и задание. 1. Рассмотри белку на рисунке и расскажи о её внешнем виде. 2. Где живёт белка? 3. Как она готовится к зиме и как зимует? |
Бродя по лесу, я находил под елями кучки чешуек и стерженьков еловых шишек. Стерженьки были аккуратно очищены от чешуек, будто обрезаны ножом. «Кто бы это мог сделать?» — думал я. Случай помог мне узнать, в чём дело.
Как-то я остановился около такой кучи. Вдруг на меня сверху упал один стерженёк от шишки. Я стал осматривать ёлку и заметил, что недалеко от верхушки кто-то бесшумно перебегает с одной стороны ствола на другую. Прыгнет на новую ветку и
Белка. |
исчезнет, сольётся с деревом. Это была белка. Я понял, что это она набросала кучу мусора. Раньше я видел на картинке белочку, которая сидит на задних лапках с шишечкой в передних. Мне казалось, что она играет шишечками. Теперь я понял, что они нужны белке не для игры. Но для чего? Я спросил об этом старшего брата.
— Очисть от чешуек одну шишечку, — сказал он, — и собери то, что спрятано за ними, тогда сам узнаешь, для чего белка разгрызает шишки.
Я видел, как белка, легко и быстро подпрыгивая, забралась на самую верхушку дерева и спряталась в ветвях. Вдруг ветка наклонилась, и белочка, управляя хвостом, перелетела на другое дерево. Вот она зацепилась за веточку и побежала по ней. По деревьям белка передвигается так же свободно, как мы по земле. Ни один зверь или птица не догонит её там. Мало кто из них имеет такие длинные пальцы и острые когти, чтобы цепляться за кору, за ветки, как у неё, разве что куница — лютый враг белок. Но и она не решится сделать такой смелый прыжок, как белка. Бывает, что при этом белка сорвётся. Тут на помощь ей приходит пушистый хвост: управляя им, белка замедляет падение.
На земле движения белки не такие ловкие. Поэтому она спешит забраться на ближайшее дерево как можно выше.
Вопросы. 1. Что нового ты узнал о белке? 2. Для чего белке нужны шишки ели? 3. Почему белка не любит спускаться на землю? 4. Благодаря чему белка легко перемещается по деревьям? |
ЁЖ. Вопросы и задание. 1. Рассмотри, какая мордоч-ка у ежа, какие лапки. 2. Чем ёж отличается от других зверей? 3. Чем полезен ёж? 4. Как защищается он от врагов? | Ёж. |
Через высокие кочки, лесные открытые поляны, среди густой травы пробирается к своему логову ёж.
Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, спрятались ловкие ящерицы, свернулись в клубки под корнями старых деревьев гадюки и ужи. Трудно отыскивать жуков и лягушек.
В ясные осенние дни готовит себе тёплое зимовье заботливый работяга ёж. Днём и ночью таскает в нору под старым пнём душистые сухие листочки и мягкий лесной мох, стелет зимнюю постель.
Вскоре заберётся ёж в своё логово на всю долгую зиму. Не будет больше бегать по лесу, ловить червей и жуков. Его нору закроет глубокий снежный сугроб. Под сугробом, как под толстым пушистым одеялом, тепло ежу.
Никто не найдёт его логова, никто не разбудит. До весеннего солнышка всю зиму проспит ёж.
|
|
Задание. Составь вопросы к этому рассказу. |
Знаешь ли ты, что...
Ёж ночью охотится на жуков, червей и лягушек.
Ёж ест змей.
Ёж питается мышами, моллюсками, гусеницами и другими животными, вредными для земледелия.
Гадюка. |
ГАДЮКА.
Вопросы и задание.
1. Рассмотри гадюку на рисунке.
2. Чем гадюка отличается от других известных тебе животных?
3. Где живут гадюки?
Гадюка принадлежит к ядовитым змеям. У неё длинное без ног тело; извиваясь и выпрямляясь, гадюка быстро передвигается по земле.
Гадюки водятся на солнечных склонах, около озёр. Однажды нам удалось защемить голову гадюке палкой и рассмотреть её: поперечные голубоватые полосы на животе, чёрную извилистую линию на спине и широкую пасть, из которой торчал раздвоенный язык.
Как-то мы поймали гадюку, посадили в стеклянную банку, которую закрыли сеткой, и стали наблюдать. Гадюка дотрагивалась языком до банки, словно ощупывая её.
«Неужели она может проколоть мягким острием языка нашу кожу? — подумал я. — Нет, тут что-то не так».
Гадюка кусает зубами. В зубах есть канальчики, над которыми расположены желёзки с ядовитой жидкостью. Когда гадюка кусает, желёзки придавливаются, и яд через канальчики зубов стекает в ранку и попадает в кровь. Происходит отравление.
Змеиный яд вызывает серьёзные заболевания. Если укусит ядовитая змея, нужно обратиться к врачу, который сделает укол против яда.
Вопрос. Для чего гадюке нужны зубы? |
Загадка
Вьётся верёвка, на конце головка.
Дятел. |
КУЗНИЦА ДЯТЛА.
Кто это столько сосновых шишек на-бросал под старой грушей? Я разгрёб снег и увидел, что их здесь целая куча. Или кто-то насобирал себе на растопку, сложил в приметном месте и забыл взять? Но старые шишки засыпал бы снег, а эти как будто только что принесены, и все какие-то растрёпанные, словно их долго били молотком.
Дедушка не сказал мне ничего и лишь посоветовал подождать и посмотреть. Я спрятался за куст и стал ждать.
|
|
Прилетел пёстрый дятел в красной шапочке, заботливо похозяйничал, постучал по ветке и сказал своё «чек». Вдруг сверху упала шишка, и дятел улетел прочь.
Я начал догадываться. Вскоре дятел вернулся с шишкой в клюве. Он ловко зажал её в щель между стволом и веткой и стал старательно молотить клювом.
Вот оно что! Это я нашёл «кузницу дятла», где, удобно пристроив сорванную неподалёку шишку, дятел может вволю полакомиться вкусными семенами. Ого, сколько шишек он уже разлущил! Я вышел из своего тайника.
Дятел крикнул тревожно, отлетел немного дальше и спрятался за стволом дерева.
Вопросы и задание. 1. По рисунку расскажи о внешнем виде дятла. 2. Какую пользу приносит дятел? |
КУКУШКА.
Задания. 1. Составь рассказ о внешнем виде кукушки. 2. Запиши в календарь природы, когда впервые услышишь песню кукушки. Какие растения в это время цветут? |
Кукушка. |
Может быть, ты и не видел кукушку, но слышал её обязательно. Наверное, всем известно, что она откладывает яйца в чужие гнёзда и что птенцы кукушки выбрасывают оттуда птенцов хозяев. Всё это так. Но, вероятно, мало кто слышал об аппетите кукушки. Благодаря ему она приносит больше пользы, чем вреда тем, что губит птенцов мелких птиц. Кукушка — насекомоядная птица и к тому же очень прожорливая. А главное — она поедает таких гусениц, каких не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть мохнатые и даже ядовитые. А кукушка ест их всех без разбора. Когда в лесу вдруг появляется много гусениц, которых не едят другие птицы, кукушки становятся "незаменимыми специалистами" по уничтожению этих гусениц. Бывают случаи, когда несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.
А ты думал, что кукушка вредна.
КЛЕСТЫ.
Весной и летом у всех пернатых много забот. Они вьют гнёзда, потом выкармливают птенцов, потом "гуляют" с малышами. Некоторые птицы выкармливают птенцов по два раза за лето, у них забот ещё больше. И только тёмнокрасные птицы с тёмными крыльями и хвостами спокойно перелетают с ёлки на ёлку. Не торопясь, лущат они шишки, лишь слышится их тихое "клё-клё".
Это клесты. Узнать их нетрудно по большим клювам, у которых верхняя часть загнута вниз, а нижняя — вверх. Клесты в самом деле не вьют весной гнёзда, как все птицы, и не готовятся к выращиванию птенцов. Они выводят своих птенцов тогда, когда у них много пищи. А поскольку еда клестов — еловые или сосновые шишки, которые созревают в конце года, то и птенцы у этих птиц могут появиться и осенью, и зимой.
Клёст. |
Даже представить себе трудно — на дворе мороз почти 40 градусов, а в гнезде — голенькие птенцы. Но гнездо у клестов тёплое, и мать не слетает с него, всё время согревает птенцов.
Вопросы и задание.
1. Расскажи о внешнем виде клеста.
2. Чем отличаются клесты от других птиц?
3. Когда появляются птенцы у клестов?
МУРАВЬИ.
Задания. Рассмотри на рисунке муравья. Обрати внимание на его лапки, усики. Посчитай, сколько их. |
Ты, наверно, видел в лесу муравьиную кучу. Ясным солнечным днём тут кипит работа. Сотни, тысячи муравьёв суетятся на куче: что-то делают, куда-то спешат, влезают и вылезают через круглые дырки в муравейнике.
Вот один из муравьёв, забегая спереди и сзади, с большим трудом втаскивает на муравейник еловую хвоинку. Два муравья помогают ему. Хвоинки нужны им для строительства своего муравейника. Строят они его много лет.
Я наблюдал за муравьями и видел, как один из них, выбиваясь из сил, тащил мёртвое насекомое, которое в десять раз тяжелее, чем он сам. Потащит, отбежит, снова схватит — и так медленно продвигается вперёд.
Муравьи хорошо знают, свой муравейник. Вот кружится муравей, который сбился с дороги. Бросается туда-сюда, останавливается и снова бежит: он отыскивает дорогу.
Как муравей находит дорогу? Отыскивает её по запаху. Присмотритесь, муравьи всё время шевелят усиками. По запаху они отличают своих от чужих. Попробуйте бросить на
Муравей. |
муравейник муравья, взятого из другого муравейника. На него набросятся хозяева и разорвут, хотя он похож на них.
Муравьи — полезные животные: они уничтожают вредных насекомых леса. Не разрушайте муравейники!
Вопросы и задание. 1. Почему нужно оберегать муравейники? 2. Как муравьи находят дорогу к своему муравейнику? 3. Внимательно рассмотри муравьёв около муравейника. Как они ведут себя? |
МАЙСКИЙ ЖУК.
Вопросы и задание. 1. Рассмотри майского жука и скажи, какие части его тела ты заметил? 2. Что общего в строении майского жука и муравья? |
Когда деревья покроются весенней листвой, появляются довольно большие майские жуки. Они летают вечером, а днём сидят на ветках деревьев. Майские жуки питаются листвой. Большой вред причиняют эти жуки и их личинки деревьям, особенно в молодых сосновых лесах, плодовых садах. Похожие на червяков белые личинки жуков живут в почве.
Ночью жуки цепенеют от холода, поэтому их легко собирать утром. Много жуков уничтожают их естественные враги: грачи, скворцы, сойки, вечерние и ночные птицы (козодои, совы) и
Майский жук и его личинка. |
летучие мыши. Для уничтожения майских жуков с самолётов опыляют леса ядовитыми химическими веществами. Личинок уничтожают, внося яд в почву.
Вопросы. 1. Какой вред приносят майские жуки? 2. Как борются с майскими жуками? |
НУЖНО ОХРАНЯТЬ ЛЕС.
Учащиеся должны помогать взрослым охранять лес. Нужно способствовать размножению птиц. Нельзя разорять птичьи гнёзда. Развешивайте скворечники и другие гнездовья, подкармливайте птиц зимой. Следите за тем, чтобы домашние животные не портили молодых посадок деревьев, где могут гнездиться птицы.
Собирайте семена растений леса и сдавайте их в лесничество. Этим вы будете содействовать разведению лесов.
Знаешь ли ты, что...
Леса защищают реки. Когда вырубают леса, реки мелеют.
Леса сдерживают сильные ветры, очищают загрязнённый разными газами воздух, задерживают влагу в почве, что способствует выращиванию лучшего урожая.
ВЕСНА.
ЗДРАВСТВУЙ, ВЕСНА!
По календарю весна начинается 21 марта, так как это весеннее равноденствие. Ночь имеет двенадцать часов и день — двенадцать часов. День начинает увеличиваться, а ночь уменьшаться. Солнышко хорошо нагревает землю, и просыпается всё в природе...
Председатель колхоза, бригадиры, звеньевые проверяют, какой вид после зимы имеют озимые — рожь, пшеница; сколько влаги впитала земля и не вымерзли ли участки озимого посева...
Уже всё готово в колхозе к севу. Семена очищены, проверены на всхожесть. Инвентарь стоит наготове. Отремонтированы все трактора.
Юннаты готовят и свои участки для опытов. Уже всходит рассада в ящиках.
А жаворонок как распевает! Вы уже слышали в этом году жаворонка. Вон он высоко-высоко взвился в небо, едва мелькает на солнце. А оттуда на целые километры льётся его щедрая, радостная песня.
У белки в лесу родились малыши — бельчата. Они совсем беспомощные, слепые, голые, похожие на мышат, только немного больше. Белка-мать первые дни и не оставляет их одних, всё согревает, кормит.
Зяблик. | Крапивница. |
Вот муравьиная куча. И муравьи начинают просыпаться. Сонные они какие, неповоротливые!..
Может быть, ещё и не слышат, что вокруг поют синицы, коноплянки, чижи, лесной жаворонок. Ох и голосистый певец лесной жаворонок!
Кажется, певчий дрозд затянул свою серебряную песню. Он и есть. Здравствуй и ты, дорогой гость!
А какой красивый зяблик в своём весеннем наряде! Вот он сидит на верхушке стройной осины.
Давайте же и в воду заглянем. Вот в это озерцо. Здесь мы летом окуней, краснопёрок тянули удочкой... Ещё лёд лежит, но под берегом его подмыла весенняя снеговая вода. Ого, вон водяных весёлых насекомых сколько плавает, кувыркается, прячется среди растений...
Вон и какая-то рыбка промелькнула. Следовательно, свежая вода разбудила рыбу, которая всю зиму спала в яме... А теперь, голодная, проснулась и бросается на поживу! Вскоре она начнёт икру метать, малые рыбки появятся, похожие на серебряные запятые...
Всё оживает! Тут бабочка первая пролетела, там первая полусонная мушка шевелит крылышками на солнце... Почки на деревьях залоснились. Барашки на лозах зажелтели... На днях сорвал первую синеокую пролеску.
Всё, всё оживает... Здравствуй, весна!
Вопросы и задания. 1. Когда начинается весна по календарю? 2. Почему весной просыпается всё в природе? 3. Какие работы проводятся весной в колхозе? 4. Для чего проверяют семена на всхожесть? 5. Проследи, когда прилетят жаворонки в вашу местность. 6. Наблюдай за небом. Заметил ли ты, как изменилась форма облаков? Нарисуй эти облака. |