Проведи наблюдения осенью

Природоведение

 

Учебник для 2 класса

 


 


 

 

 

ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА
И ДЛЯ ЧЕГО ЕЁ ИЗУЧАЮТ.


Солнце, Земля, звёзды, реки, моря, почва, растения, животные, человек — всё это природа. Люди получают от природы всё необходимое для жизни. Они изучают природу, чтобы узнать о ней как можно больше, чтобы заботливо и разумно использовать природные богатства. Наука о природе называется природоведение.

Ты тоже начинаешь изучать природу. Учебник по при­родоведению поможет тебе познакомиться со свойствами камня, песка, глины, воды, воздуха, почвы, с жизнью растений и животных.

Учись наблюдать природу. Это очень важно. Знания людей о природе возникли из наблюдений.

Охраняй природу, будь её другом.




УЧИСЬ НАБЛЮДАТЬ.

Часто дети говорят, что в их местности нет ничего осо­бенного, интересного. Так ли это? Нет ни одного уголка на Земле, где бы маленький школьник не мог ежедневно делать для себя интересные открытия. А что наблюдать? Прежде всего наблюдай


Видимое движение Солнца.

 

за Солнцем. Да-да! За тем самым Солнцем, под лучами которого ты любишь загорать на берегу реки.

Солнце даёт свет и тепло, которые так нужны челове­ку, животным и растениям.

Ранним утром, как только Солнце покажется на во­стоке, и в течение дня мы видим его огненно-золотистый шар, который словно плывёт по небу, устремляется вверх и, достигнув определённого места, опускается вниз, на за­пад. Там Солнце заходит, прячется от наших глаз.

Каждому хорошо известно, что чем ниже Солнце, тем меньше оно даёт тепла, а чем выше, тем греет сильнее и све­тит так ярко, что на него глянуть больно. А утром и вече­ром глаза без особой боли выдерживают солнечный свет.

Видел ли ты, как всходит Солнце?

Посмотри в отрывном календаре, в котором часу тебе нужно встать, чтобы увидеть восход Солнца. Вниматель­но наблюдай, как меняется цвет неба там, где появляется Солнце. Запомни, из-за каких предметов на местности оно всходит. Обрати внимание на тень, которая падает от де­рева и дома поутру. А потом посмотри на неё днём в 12 часов 30 минут, вечером, когда заходит Солнце. Всег­да ли она одинаковой длины?

Определи, в какую сторону падает тень в полдень. Под­ними руку вверх так, чтобы ладонь закрыла диск Солнца. Высоко ли пришлось тебе поднять руку? Впредь проверяй, всегда ли Солнце поднимается на ту же высоту. В какое время года Солнце поднимается выше всего, а в какое — ниже? Всегда ли оно всходит и заходит в одном и том же месте?

Нарисуй в тетради восход и заход Солнца, его поло­жение на небосклоне в полдень в разные времена года.

Составь таблицу: «Как изменяется продолжительность дня в разные времена года». Наблюдай за Солнцем еже­дневно, а записывай в дни, обозначенные в таблице.

Дата Восход солнца Заход солнца Продол-житель-ность дня Продолжи-тельность ночи
30 сентября 30 октября 30 ноября 30 декабря и т. д.        

 

Календарь природы и труда людей.

 


 

Идя в школу, наблюдай за небосклоном. Красиво ли сегодня небо? Каков его цвет? Всюду ли небо одинакового цвета? Есть ли облака? Какого они цвета, какой формы, редкие или густые?

Ежедневно наблюдай за погодой. Обрати внимание, теп­лее или холоднее стал воздух, чем был вчера. Записывай в свой календарь природы температуру воздуха в полдень.

Наблюдай за ветром. Рассмотри, как перемещаются об­лака, покачиваются ветви деревьев, клонится трава. При­слушайся к звукам ветра: шумит лес, шелестят опавшие листья. Когда ветер можно назвать ласковым, когда — игривым, а когда — пронизывающим? Какими ещё слова­ми можно описать ветер?

Какие осадки ты научился отмечать в своём календаре природы в первом классе? Продолжай наблюдения за осадками.

За растениями и животными можно наблюдать круг­лый год.

С любого дерева или куста срезай ежемесячно веточку. Засушив её, пришей на лист бумаги. Сравнивай веточки между собой. Присмотрись к ним внимательно, и ты за­метишь, что их внешний вид изменяется. Меняется и по­ведение животных на протяжении года. Проследи за эти­ми изменениями.

Наблюдай за работой взрослых и трудись сам. Запиши в своём календаре природы, какие работы выполняют на полях, в садах, парках, что делают учащиеся на школьном участке.


 

 

 

ОСЕНЬ.


С каждым днём всё ниже и ниже солнышко в полдень, меньше нагревается земля и воздух становится холоднее. На полях, в садах, на огородах убирают урожай. Растения и животные готовятся к зиме. Настала осень. Какие приз­наки осени ты заметил в природе?




ПРОВЕДИ НАБЛЮДЕНИЯ ОСЕНЬЮ.

В лесу.

Какие изменения произошли в лесу по сравнению с ле­том? Попробуй пояснить причины их возникновения.

Какие деревья растут в лесу: лиственные, хвойные или те и другие? Каких деревьев больше?

Какие известные тебе кусты и травянистые растения растут в лесу?

Сравни деревья по стволу, коре, листкам, плодам, се­менам.

Остановись и послушай, какие звуки слышны в лесу.

Наблюдай за поведением животных в лесу: разных птиц, ежа, муравья, короеда, паука и других.

Найди растения, которые цветут поздно осенью. Узнай, как они называются?


Выполни такую работу.

Осмотри внимательно кору на стволах деревьев. Если там спрятались или отложили яйца вредные насекомые, то уничтожь их.

Собирай неповреждённые плоды и семена деревьев и кустов, чтобы передать в лесничество или посеять на школьном участке.

Срежь веточки деревьев и кустов для гербария.

Собери для гербария различные травянистые растения леса.

Насобирай съедобных грибов для коллекции.

Возьми образцы почвы для коллекции.

В саду.

Какие плодовые деревья и ягодные кусты растут в саду? Научись отличать деревья и кусты сада по внеш­нему виду.

На каком расстоянии растут деревья и кусты в саду? Объясни, почему между деревьями расстояние больше, чем между кустами.

На каких деревьях и кустах листья изменили цвет или начали опадать?

Наблюдай за поведением птиц и насекомых в саду.

Какие из известных тебе насекомых спрятались под кору деревьев или в почву?

Наблюдай за работой взрослых в саду и выполняй посильную для тебя работу.

Почему нужно окапывать деревья?

Почему надо собирать падалицу и очищать кору де­ревьев? Помоги взрослым сделать это.

Как борются с вредителями сада?

На огороде.

Посмотри, как освещает солнце участок земли, заня­тый под огороды. Подумай, какое это имеет значение.

Научись распознавать овощные растения по внешнему виду.

Выясни, какие части овощных растений употребляют в пищу.

Узнай, когда дозревают семена овощных растений.

Научись распознавать сорняки огорода по внешнему виду.

Наблюдай на огороде за поведением птиц, крота, ежа, мыши и других животных.

Наблюдай за работой взрослых на огороде.

 

Выполни такую работу.

Помоги взрослым собрать овощи.

Собери на огороде остатки растений.

Помогай взрослым уничтожать животных-вредителей.

Собери семена сорняков (щирицы, пастушьей сумки, мари) для подкормки птиц зимой и для коллекции.

Собери растения огорода для гербария и коллекции.



РЯБИНА.

Вопросы. 1. Какие новые признаки осени появились на протяже­нии двух последних недель? 2. Как изменялась за это время погода? 3. Какие изменения произошли в жизни растений? 4. На каких растениях ещё есть цветки и плоды?

Рябина и ёлка стояли рядом. Совсем близко друг от друга. И поэтому они часто перешёптывались между собой. На ёлке росли хвоинки и шишки, а на рябине — листья и гроздья оранжевых плодов.

Пришла осень. Дохнула прохладой раз, другой. Пожелтели на рябине листочки, и каждый плодик стал краснее. А ель совсем не изменилась. Хвоинки зелёные-зелёные, а шишки как побурели летом, такими и остались. Ель смотрела на свою подругу и лю­бовалась ею. Какая же она стала красивая!

Свиристели.

Но вот налетел буй­ный осенний ветер, закачал рябину и стал сры­вать с неё листву. Посы­палась она жёлтым дождём на землю.

А ель не испугалась ветра. Наставила колючие иголочки, поколола ветер, и он улетел прочь от неё.

Не испугались ветра и маленькие плодики-бусинки на рябине. Крепко-крепко ухватились они за ветки. Теснее прислонились друг к другу и совсем покраснели.

«Для кого ты приготовила эти плоды? — тихо спроси­ла рябину ель.— Они же у тебя совсем невкусные. Разве что красные!»

 Рябина молчала. Что скажешь? В самом деле, её пло­ды горьковатые и терпкие-терпкие. Никто не решится по­пробовать.

Ночью упали первые заморозки. Утром хоть и выгля­нуло солнце, но не потеплело. В небе застыли стайки облаков, и кругом стало тихо-тихо. В эту утреннюю ти­шину ни ёлке, ни рябине не хотелось разговаривать, и они стояли молчаливые и задумчивые. И вдруг высоко в небе кто-то будто задел серебряную струну. За ней вторую, тре­тью... Ближе и ближе. И уже совсем недалеко, слившись в нежную мелодию, зазвучало над рябиной и ёлкой звонко, прозрачно. Как будто повеял и слегка зашумел ветер. Кру­жась, подлетали какие-то на диво красивые птицы. Это были свиристели.

Они прилетели к рябине, покинув на зимнее время свой холодный край.

И рябина радостно угощала далёких чубатых гостей красными, как жар, плодами, уже не терпкими, а слад­кими от первых морозов. «Так вот для кого ты их берег­ла»,— промолвила, покачиваясь, ель и ласково коснулась зелёными ветвями своей подруги.

 

Вопросы и задание. 1. Что общего между елью и рябиной? 2. Чем отличается ель от рябины? 3. Какие животные питаются плодами рябины? 4. Какое время года описано в рассказе? 5. Когда у рябины плоды становятся вкусными? 6. Изменения, которые ты заметишь в жизни рябины и ели, запиши в своём календаре природы.

НА ЗИМНИЕ КВАРТИРЫ.

Вопросы. 1. Когда ты в своём календаре природы отметил первый заморозок? 2. Когда ты наблюдал стаи перелётных птиц? 3. Что это были за птицы?

Наступила осень. Всё чаще бывают заморозки. Утром долго клубятся молочные туманы. Животные и растения готовятся встретить зиму. Осень — время больших пере­селений.

Днём и ночью извечными проторёнными путями летят на юг стаи перелётных птиц. Гагары и нырки часть свое­го пути до места зимовки проплывают вниз по Днепру. Коростель — плохая летунья — путешествует по лугам пешком.

Птицы улетают в тёплые края.

Однако некоторым нашим жителям не обязательно пе­реселяться в иные края: они лишь меняют осенью свои адреса. Кажется, совсем недавно в мелких водоёмах пла­вало множество небольших животных — тритонов. А те­перь они покинули

 

Тритон. Сазан.

 

 

родную стихию и запрятались в мох, под опавшие листья или в небольшие земляные норки.

Покинули мелкие болотца лягушки. Они переселяются на зимовку в глубокие пруды и озёра.

В глубокие зимовочные ямы собирается рыба. Первыми переселились лещи и сазаны.

А в лесу — своя жизнь. Он наполнен шорохом опавшей листвы. Неспокойно здесь пугливому зайцу, и зверёк вре­менно меняет свой адрес — перебирается на пашню, озимь.

В природе каждый по-своему готовится к зиме и ищет пристанища от холодов.

 

Вопросы. 1. Как животные готовятся к зиме? 2. Какие животные осенью меняют свои адреса? 3. Почему птицы улетают на юг?

 


 

 

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА.


ТВЁРДЫЕ ТЕЛА.

Осенью мы ходили на экскурсию на крутой берег речки. Ещё по дороге к речке набрали разных камней. Подойдя к обрыву, сразу заметили, что слои земли неодинакового цвета. Выяснили, что желтоватый — это песок, краснова­тый — глина. Из каждого слоя мы взяли образцы.

На уроке сначала рассмотрели камни, которые собра­ли. У нас были камни разного цвета: серые, чёрные, белые. И форма их была разной. Мы нашли камни круглые, пло­ские, овальные. Некоторые были с острыми краями. Но все они твёрдые, мы смогли разбить их только молотком. Какие ещё признаки (свойства) имеют камни?

Проведём опыты.

Опыт 1. Возьми камень в руку. Какой он на ощупь?

Опыт 2. Сожми камень в руке. Изменилась ли его форма?

Опыт 3. Проведи камнем по дощечке, стеклу, мелу, пластмассе. Что произошло с этими предметами? Изме­нился ли при этом камень?

Опыт 4. Положи камень на весы. Почему наклонилась чашка весов?

Камни имеют определённую форму, они жёсткие на ощупь, имеют вес. Каждый камень занимает определённое место. Например, на то место, где лежит один камень, нельзя положить другой, не передвинув первого.

Задания. 1. Расскажи о свойствах камня. 2. Запиши в тетради, какие свойства имеет камень.

ПЕСОК И ГЛИНА.

Рассмотрим песок и глину, которые мы собрали во время экскурсии к обрыву. Какие свойства имеют песок и глина? Чтобы ответить на этот вопрос, проведём такие опыты.

Опыт 1. Возьми кусок сухой глины. Потрогай её. То же самое сделай с песком. Какая между ними разница?

Опыт 2. Попробуй лепить из песка и глины. Из чего легче лепить? Почему?

Опыт 3. Потри песком и глиной по стеклу. Какая здесь разница?

Опыт 4. Медленно сыпь песок и глину в воду. Как па­дают их частицы? Сравни величину песчинки и частицы глины.

Песок состоит из твёрдых песчинок. Песчинки бывают разной величины: одни крупнее, другие мельче. Песчин­ки ничем не скреплены между собой. Поэтому песок сыпучий.

Цвет песчинок неодинаковый: жёлтый, серый, белый. Чаще всего песок жёлтого цвета. Его можно увидеть на обрывистом берегу реки, в овраге. Белый песок встречает­ся реже. Из него делают стекло. Песок используют на стройках.

Глина состоит из мелких, как пыль, частиц, которые скреплены между собой. Чтобы отделить эти частицы друг от друга, нужно растолочь сухой комочек глины или раз­мочить его в воде. Мокрая глина липнет к рукам, она вязкая, из неё хорошо лепить.

Глина также бывает разного цвета: светло-коричнево­го, жёлтого, белого, красного, серого, чёрного. Чаще всего встречается светло-коричневая глина. Её можно увидеть в канаве, в яме, на обрывистом берегу реки, в овраге. Из глины делают посуду, пластилин. Она входит в состав не­которых красок. Песок и глина идут на изготовление кирпича. Камни, песок и глина относятся к твёрдым телам.


 

Что произойдёт, если в воронку с песком и в воронку с глиной налить воды?

 

 

Вопросы и задания. 1. Что произойдёт, если в воронку с песком и в воронку с глиной налить воды? 2. Какие общие свойства имеют песок и глина? 3. Для чего используют песок и глину? 4. Слепи из глины чашечки. Высуши их. Одну поставь в горячую печь или духовку, пусть она хорошо раска­лится, а потом остынет. Налей в обе чашечки воды. Что ты заметил? Запиши слова «сыпучий», «вязкий», а ря­дом запиши, что сыпучее и вязкое. 5. Сделай коллекцию «Твёрдые тела».

 


ВОДА.

ВОДА — ЖИДКОСТЬ.

Многим кажется, что они хорошо знают воду. Ведь все ежедневно умываются, пьют воду, часто наблюдают, как идёт дождь, как течёт река…

Но, оказывается, не так всё просто в природе. В ней много ещё тайн. Учёные стремятся разгадать их, обнару­живают всё новые и новые свойства воды. Возможно, именно тебе удастся раскрыть последнюю тайну воды. А пока начнём с простых опытов.

Опыт 1. Возьми воду в руку. Можно ли это сделать?

Так изготовляют бумажный фильтр.        На каком рисунке показано, что вещество растворилось в воде?

 

Опыт 2. Налей воды на стол. Что произошло? Какое свойство воды ты наблюдаешь в первом и втором опытах?

Опыт 3. Возьми пузырьки разной формы. В один на­лей воды. Какую форму приобрела вода? Переливай эту воду из одного пузырька в другой. Что с ней произошло? Вспомни, как изменяется форма твёрдых тел. А как из­меняется форма воды?

Опыт 4. Какого цвета вода? Опусти в стакан с водой карандаш или пуговки. Видно ли их сквозь воду?

Опыт 5. Сравни воду с молоком, керосином. Что обще­го между ними? Чем они отличаются?

Вода — жидкость. Она легко изменяет форму, льётся, растекается. Чистая вода прозрачна, не имеет ни вкуса, ни запаха.

 

Вопросы и задания. 1. О каких свойствах воды ты узнал? 2. Докажи, что чистая вода прозрачна. 3. Имеются ли общие свойства у воды и камня?

 


 

ВОДА — РАСТВОРИТЕЛЬ.

Ты уже кое-что узнал о воде, но ещё не всё. Вода об­ладает удивительным свойством. Его нетрудно опреде­лить, если проделать следующие опыты.

Опыт 1. Положи в стакан с водой немного соли и раз­мешай. Что ты заметил? Можно ли сказать, что соль исчезла? Соли стало не видно. Она растворилась в воде. Растворяется в воде и сахар. Ты, наверное, наблюдал это. Когда вещества растворяются в воде, образуется раствор.

Как доказать, что соль и сахар не исчезли?

Опыт 2. Возьми воронку и положи в неё фильтр. Фильтром может служить вата или промокательная бу­мага. Воронку с фильтром помести в пустой стакан. На­ливай туда раствор соли по стеклянной палочке так, что­бы он не попал между фильтром и стенками воронки. Раствор пройдёт сквозь фильтр, то есть профильтруется. Попробуй профильтрованную жидкость. Можно ли сказать, что соль исчезла? Сделай вывод о явлении, которое на­блюдал.

Опыт 3. Положи в стакан с водой несколько кристал­ликов марганцевокислого калия и размешай. Что случи­лось с кристалликами? Какого цвета стала жидкость? Про­фильтруй жидкость и скажи, изменился ли её цвет. Ка­кой вывод можно сделать из этого опыта?

Опыт 4. Положи в стакан с водой речного песка, глины или зубного порошка. Какой стала вода от этих веществ? Профильтруй воду. Что ты заметил? Что осталось на фильтре? Какой можно сделать вывод из этого опыта?

Растворимые в воде вещества проходят сквозь фильтр, а нерастворимые остаются на нём.

Теперь тебе нетрудно определить, какие вещества рас­творяются в воде.

Вода, которая течёт по земле или просачивается сквозь неё, на своём пути встречает много различных веществ и растворяет их. Если в одном литре воды растворилось не менее одного грамма этих веществ, то такую воду называют минеральной. Минеральную воду используют для лечения. На Украине много источников с минеральной водой в Трускавце, Моршине, Сваляве, Миргороде, под Харьковом и в других местах. Около минеральных источников строят санатории, дома отдыха, пионерские лагеря.

Но самое важное в том, что вода растворяет питатель­ные вещества, нужные для живых организмов. Организм усваивает только растворённые в воде вещества. Вот ты узнал ещё об одном из интереснейших свойств воды.

 

Вопросы и задания. 1. О каких свойствах воды ты узнал из опытов? 2. Как узнать, что вещества в воде растворились? 3. Попробуй обнаружить, растворяются ли в воде питьевая сода, фруктовый сироп, мел. 4. Как можно очистить воду от веществ, которые не растворяются? 5. Зачем вода нужна живым организмам?

ЗАЧЕМ ПЬЮТ ВОДУ?

Кажется, вопрос простой. Такой простой, что и спра­шивать не нужно. Вы скажете: воду пьют потому, что хочется. А почему хочется? Потому, что без воды нельзя жить. А жить нельзя потому, что мы воду всё время рас­ходуем и нам надо пополнять её запас.

Подышите на холодное стекло. Оно запотеет, покроет­ся капельками воды. Откуда взялась вода? Из вашего тела. Или вот в жаркий день вы вспотели. Откуда взялся пот? Опять-таки — из тела. А если вы воду расходуете, то вам нужно её время от времени пополнять.

За сутки человек теряет двенадцать стаканов воды. Следовательно, столько же ему надо её выпить или съесть.

А разве воду едят?

В том-то и дело, что едят. В мясе, овощах, хлебе, в любой еде есть вода.

 

Вопрос. Для чего вода нужна человеку?

 


 

ВОДА — ПЕРЕНОСЧИК ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ.

Задания. 1. Наблюдай за ручьём на улице после дождя или когда тает снег. 2. Набери в стакан воды из ручья, пусть она отстоится. Что ты заметил?

 

Микробы, которых мы видим в капле воды под микроскопом.

 

Вода смывает с поверхности земли не только частицы почвы, а и всю грязь, которая на ней собирается. Ручьи вливаются в реки, озёра, пруды. В этих водоёмах вода ещё загрязняется от того, что в них стирают бельё, купаются люди, заходят в воду животные, в водоёмы попадают раз­личные предметы, вещества. Если посмотреть на каплю прозрачной, хорошо профильтрованной воды в микро­скоп, то увидим удивительную картину. Сколько различ­ных живых существ — микробов — лишь в одной капле воды! Среди них могут быть инфекционные, то есть такие, что вызывают различные болезни, например дизентерию.

В тёплой воде количество микробов быстро увеличи­вается. Но они гибнут, если воду прокипятить. Теперь ты понял, почему нужно пить кипячёную воду?

Воду, которая поступает в дома по водопроводу, очи­щают в специальных бассейнах.


 

Вопросы. 1. Почему загрязняется вода в реках, прудах, озёрах, морях? 2. Почему вода является переносчиком инфекционных болезней? 3. Почему нужно кипятить воду для питья? 4. В какое время года в водоёмах бывает наиболее чи­стая вода?

КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ ВОДА ПРИ НАГРЕВАНИИ И ОХЛАЖДЕНИИ.

Тебе, очевидно, приходилось наблюдать, что когда ки­пит чайник, до краёв налитый водой, то вода выливается из него. Почему?

Проведём следующие опыты.

Опыт 1. Налей полную пробирку окрашенной черни­лами воды и закрой пробкой с плотно пригнанной сте­клянной трубкой. Вода зайдёт в трубку. На её уровне наклей на трубке полоску бумаги. Опусти пробирку в горячую воду. Что ты заметил? Почему уровень воды в трубке изменился?

Опыт 2. Опусти эту пробирку в холодную воду, в лёд или снег. Наблюдай за уровнем воды в трубке. Что ты заметил? Почему уровень воды изменился?

От нагревания вода не только становится теплее, но и расширяется. Охлаждаясь, она сжимается. Вот почему вода по трубке поднималась при нагревании и опускалась при охлаждении.

Свойство расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении имеют и другие жидкости: керосин, спирт, жидкий металл — ртуть.

 




Вопросы и задания.

1. Почему нельзя наливать пол­ную посудину воды, которую на­до нагревать на огне?

2. Расскажи об изменениях, ко­торые произошли с жидкостями при нагревании и охлаждении.

3. Сделай вывод из опытов и за­пиши его.

4. Почему изменился уровень воды в трубках?

ТЕРМОМЕТР.

Задания. 1. Попроси у родителей термометр, которым измеряют температуру тела. Внимательно рассмотри его. Скажи, из каких частей он состоит? 2. Нарисуй термометр в тетради.

 

Опустив руку в воду, мы можем сказать, какая она: холодная, тёплая или горячая. Но насколько она нагревается, то есть какова её температура, определить не можем.

Для измерения температуры использовали свойство жидкостей расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении и создали специальный прибор — термометр.

    Комнатный термометр. Медицинский термометр.

Термометр состоит из стеклянной трубки и пластинки со шкалой. Трубка очень узкая и оканчивается внизу шариком. Шарик и часть трубки заполняют ртутью или окрашенным спиртом. Выкачав воздух, трубку запаивают и закрепляют на пластинке со шкалой. Чтобы нанести на шкалу цифры, шарик термометра опускают в тающий лёд. При охлаждении ртуть в трубке опускается и останавливается на определённом уровне. Против этого уровня ртути на шкале ставят нуль — 0. Потом шарик держат над паром кипящей воды. Ртуть быстро поднимается вверх и останавливается на определённом уровне. Против этого уровня ртути ставят цифру 100. Расстояние от 0 до 100 делят на сто равных частей. Каждая часть называется градусом. Градусы наносят на пластинку и ниже 0, чтобы иметь возможность определить температуру тел, которые холоднее тающего льда.

Термометры бывают разные. Есть термометры для из­мерения температуры воздуха, воды, почвы, медицинские.

Показания термометра записывают так. Если окрашен­ный спирт или ртуть по трубке поднимаются выше 0 на 5 де­лений, то записывают +5°, то есть 5 градусов тепла, а если опустятся на 5 делений ниже 0, то записывают —5°, то есть 5 градусов мороза.

 

Вопросы и задания. 1. Какое свойство жидкостей использовано для создания термометра? 2. Как устроен термометр? 3. Для чего используют термометры? 4. Измерь температуру воздуха в классе, за окном, темпе­ратуру водопроводной воды, собственного тела. 5. С помощью термометра узнай, какая температура поч­вы бывает в разное время года на школьном участке. 6. Прочитай записи температуру: —10°, +14°, —35°, + 40°.

ВОДА В ГАЗООБРАЗНОМ СОСТОЯНИИ.

Вопросы. 1. Почему в чайнике воды становится меньше, а то и во­все она исчезает, если его долга держать на огне? 2. Ты купался, а потом вышел из воды и постоял несколь­ко минут на солнышке. Что случилось с каплями воды на твоём теле? 3. Почему цветы, которые стоят на окне в классе, прихо­дится часто поливать? 4. Куда девается вода из мокрого белья, которое повесили сушить? 5. В какую погоду бельё сохнет скорее? Почему?

 

Давай создадим для воды такие условия, чтобы наблю­дать явление перехода её из одного состояния в другое.

Опыт 1. В колбу или пробирку нальём немного воды, закроем плотно пробкой со стеклянной трубкой и будем нагревать на огне. Наблюдай за изменением воды. Вот она закипела. В ней быстро образуются и лопаются пу­зырьки.

Вода переходит из жидкого состояния в газообразное и снова в жидкое.

 

Из них в колбе или пробирке над водой собирает­ся газообразная, невидимая для простого глаза вода, которая называется паром. Пар занимает всё больше места, и вот он находит себе выход, попадая в стеклянную труб­ку. Отсюда пар выходит в воздух. Но что случилось с, паром? Выйдя из трубки, он из бесцветного, прозрачного снова стал видимым, как белый дым. В холодном воздухе пар стал сгущаться. Появились маленькие капельки воды, которые стали видимыми для нашего глаза. Так образуется туман.

Опыт 2. Внесём на минутку в струю пара стеклянную или металлическую пластинку. Посмотри, какой стала её поверхность. Почему на ней капельки воды? Вынь плас­тинку из пара и посмотри на неё через несколько минут. Почему исчезли капли воды? В какое состояние перешла снова вода?

Переход воды в газообразное состояние называется испарением.

 

Вопросы и задания. 1. Приведи примеры перехода воды в пар. 2. Какие свойства имеет вода в состоянии пара? 3. Нарисуй, как в опыте вода переходила из жидкости в пар и снова в жидкость — туман. 4. Налей воды в стакан и такое же количество её налей в тарелку. Где скорее вода превратится в пар? 5. Когда над рекой, озером, морем бывают туманы?

 


 

Загадка. Какую воду можно носить в решете?
Снежинки.

ЗИМНЯЯ КРАСАВИЦА.

Зима. Вчера выглянуло где-то из-за домов тусклое хо­лодное солнце — теперь редкий гость. Пасмурно. Небо об­лачное. Медленно падают одинокие снежинки, кружась в воздухе. Вот одна опустилась на рукав. Пушистая шести­угольная звёздочка ярко белеет на чёрной ткани.

Рассмотри снежную звёздочку. А теперь подыши на неё. Что случилось? Произошло чудесное превращение! Из красавицы-звёздочки вышла капелька воды, как в сказке. Исчезла снежинка, а осталась вода.

 

Вопрос. Из чего образовалась снежинка?

СНЕГ И ЛЁД,

Сравни снег и лёд. Какого цвета снег? А лёд?

Опыт 1. Положи цветную бумажку под комочек снега и под кусочек льда. Какую разницу ты заметил?

Каков снег на ощупь? А лёд?

Опыт 2. Сожми снег и лёд. Какая тут разница?

Опыт 3. Брось льдинку на пол. Что произошло? Как назвать это свойство льда?

Опыт 4. Подержи снег и лёд в руке. Что случилось? Что раньше изменилось — снег или лёд?

Что общего между снегом, льдом и водой?

 

Вопросы и задания. 1. О каких свойствах снега ты узнал из опытов? Запиши их в тетради! 2. Перечисли свойства льда. Чем отличаются снег и лёд? 3. Наблюдай зимой, как образуются сосульки. Какая при этом бывает погода? 4. Рассмотри снежинки, которые опустились на рукав твоего пальто. Запомни, какой они формы, и потом на­рисуй их в тетради.

ПОЧЕМУ СНЕГ СКРИПИТ ПОД НОГАМИ?

Хорошо прогуляться зимним днём в лесу! Стоит он, засыпанный снегом, тихий, молчаливый. Только слышно, как дятел раздалбливает шишку да снег скрипит под но­гами: скрип-скрип! скрип-скрип!

А почему он скрипит? Это ломаются снежинки. Сне­жинки ты, конечно, видел не раз. Они как будто сотканы из мелких белых иголочек. Иголочки придают снежинкам причудливую форму.

Снежинки падают и падают на землю, укрывают её толстым белым одеялом.

Когда в большой мороз идёшь снежной тропинкой, хрупкие снежинки ломаются под ногами. Если сломается одна, то, конечно, ничего не услышишь — чересчур слабый звук получается. Но если их очень много, уже слышится треск. Вот почему снег скрипит под ногами.

КАК ВЫРАСТАЮТ СНЕЖНЫЕ СУГРОБЫ?

Правильными, ровными пластами снег лежит только там, где он накапливается постепенно, падает спокойно.

В морозные дни снег сухой и лёгкий. Когда он падает в ветреную погоду, ветер подхватывает его и долго носит. Но и упавши, снег не остаётся на месте. Новый порыв ветра подхватывает его, поднимает вверх и снова уносит далеко. Снежинки оседают на землю только тогда, когда утихнет ветер. А ветер стихает за какой-нибудь прегра­дой: кустами, щитами, оградами, домами. За ними снег, падая, образует холмики — сугробы.

 

Проведи наблюдения.

Какой формы бывают сугробы, какого размера?

Определи по форме сугроба, с какой стороны дул ветер.

Объясни, почему в сугробе снег плотный.

Раскопай старый сугроб. Почему в нём несколько слоёв?

 

Сугробы.

ЗНАЧЕНИЕ СНЕГА.

Хорошо хлебам под снегом! Снаружи бывает мороз до 20—30 градусов, а на земле под снегом — не больше двух градусов мороза. Такая температура держится под снегом всю зиму, до самой весны. А там и солнышко пригреет.

Если ты живёшь в местности, где снега бывает мало, а сильный ветер сносит его в овраги и балки, помогай взрослым расставлять щиты, чтобы снег остался на полях. Весной он растает и увлажнит почву. А осенью с полей колхозники соберут богатый урожай.

В суровые морозные зимы в снегу прячется много птиц. Каждый вечер падают в снег тетерева. В мягкой снежной постели они спят до утра. И рябчики делают так, и куро­патки, и глухари — самые крупные птицы наших север­ных лесов.

И не только птицы прячутся в снег. Прячутся мыши под снегом. Они находят там себе различный корм: рост­ки и листочки растений, пауков, которые спрятались в мох, разных насекомых. А то и ягодкой брусники или клюквы полакомятся.

В течение всей зимы лежит в берлоге медведь. В снеж­ном домике прячется во время непогоды зайчик.

Дождливой осенью и мы с нетерпением ждём снега. Из него можно вылепить снежную бабу или медведя. По нему

ходим мы на лыжах, подставляя раскрасневшееся лицо свежему ветру, катаемся с горок на санках. Можно на­учиться читать следы зверей и птиц на снегу. Эта наука всегда пригодится

Животные под снегом.

 в жизни: следопыту открывается уди­вительный мир живых существ. Об охотнике и военном нечего и говорить: им надо хорошо знать эту книгу следов.

Тает снег от солнца и тёплого ветра. Сначала освобож­даются от снега склоны бугров, обращённые на юг, и их вершины. Подует тёплый влажный ветер, пригреет солн­це — зашумят в оврагах первые весенние ручьи, и нет уже снежной шубы. Снег превратится в воду, и она увлажнит землю, бурными потоками потечёт в пруды, реки и в море.

Но куда бы ни хлынула вода, скоро она возвратится к нам в виде дождя, росы, туманов и туч.

 

Задания. 1. Расскажи о пользе снега для человека, птиц, зверей. 2. Подумай, всегда ли снег полезен. Попробуй пояснить, почему вдоль железных и шоссейных дорог садят де­ревья и кусты. 3. Посмотри, не поломались ли ветви деревьев в школь­ном саду после снегопада. Стряхни снег с веток.

 

В каком состоянии находится вода в облаках?

ОБРАЗОВАНИЕ ОСАДКОВ.

Из жизненного опыта ты знаешь, что если держать крышку над паром, который поднимается из кастрюли, то на крышке образуются капли воды. То же самое явление ты наблюдаешь, когда дышишь на стекло окна или зеркала. Ты уже догадался, что переход водяного пара снова в жид­кое и твёрдое состояние (снег, лёд) зависит от температуры.

В природе воду нагревает Солнце. От нагревания она переходит в пар, то есть испаряется. Огромное количество водяного пара с поверхности водоёмов, почвы, растений поднимается в воздух. Чем выше от поверхности земли, тем холоднее воздух. А в холодном воздухе водяной пар начинает сгущаться и образуются маленькие капельки воды.

Вода, которая не держится в воздухе и выпадает на землю, называется осадками. Осадки бывают разные. Пере­числи, какие осадки тебе приходилось наблюдать.

Летом водяной пар, который поднялся в воздух, охлаж­дается, сгущается в маленькие капельки, образуя туман. Его мы видим на небе в виде туч. Чем больше объеди­няется капель воды, тем туча становится темнее. Когда капли воды не могут больше держаться в воздухе, они па­дают на землю в виде дождя.

При какой температуре выпадает снег? Иней на деревьях.

 

Зимой воздух значительно холоднее, поэтому водяной пар превращается в кристаллики — иголочки. Опускаясь на землю, они объединяются между собой, вследствие чего образуются снежинки. Выпадает снег.

Летом, если тучи образуются очень высоко, где тем­пература ниже 0°, капли воды превращаются в ледяные шарики. Выпадает град.

Если водяной пар не поднимается высоко в небо, а успевает остынуть около земли, то на разных предметах (на домах, растениях), на поверхности земли появляется роса. Это происходит потому, что днём жарко, в воздухе со­бирается много водяного пара, а как зайдёт солнышко, вне­запно холодает. Земля, растения быстро охлаждаются. Вот на их поверхности и начинают оседать капли воды — роса.

А если температура становится ниже 0°, то появляется иней. Вспомни, когда ты наблюдал такое явление. В ка­кое время года?

В большие морозы кристаллики инея увеличиваются, и тогда на деревьях, проводах образуется изморозь.

 

Задание. В какое время года ты наблюдал дождь, снег, град, иней, росу, туман? Поясни возникновение этих явлений.

.


 



ВОЗДУХ.

ВОЗДУХ ВОКРУГ НАС.

На вопрос «Видел ли ты воздух?» ты ответишь, что нет. Обнаружить его тебе помогут следующие опыты.

Опыт 1. Помаши тетрадью около лица.

Опыт 2. Возьми в руку резиновую грушу или резиновый дырявый мяч. Сожми в руке. Что ты услышал?

Опыт 3. Закрой пальцем отверстие резиновой груши и сожми её. Что тебе мешает?

Опыт 4. Брось в один стакан с водой кусочек мела, камня, сахара, глины. В другой стакан налей холодной воды. Наблюдай, какие произойдут изменения в обоих стаканах.

Почему появились маленькие пузырьки?

Путешествуем ли мы морем или сушей, спускаемся в глубокую шахту или поднимаемся в небо — всюду нас окружает воздух.

Воздуха мы не видим. Это — бесцветный прозрачный газ. Но толстый слой воздуха имеет голубой цвет. Небо голубое, так как это толстый слой воздуха, освещённый Солнцем. Воздух — невидимая одежда Земли.

Попробуй задержать дыхание. Долго ли ты сможешь так выдержать? Человеку и другим живым организмам для дыхания нужен воздух. Растения также дышат, хотя мы этого не видим. Следовательно, воздух, как и вода, нужен для жизни.

 

Задания. 1. Докажи, что тебя окружает воздух. 2. Докажи, что воздух прозрачный.

СВОЙСТВА ВОЗДУХА.

Каждый предмет занимает определённое место. На то место, где стоит шкаф, нельзя поставить стол, не отодвинув шкафа. А воздух занимает место?

Опыт 1. Опусти стакан вверх дном в банку с водой. Что будет? А теперь осторожно наклони стакан. Что произошло и почему?

Опыт 1. Опыт 2.

 

Опыт 2. Закрой трубочку воронки пальцем и опусти воронку в воду. Что произойдёт? Прими палец, которым ты закрывал отверстие. Почему вода вошла в воронку? Почему раньше не было в воронке воды?

Имеет ли воздух вес? Попробуй обнаружить это на опыте.

Опыт 3. Возьми камеру футбольного мяча и взвесь её. А теперь надуй камеру и снова взвесь. Почему она стала тяжелее?

Опыт 4. Возьми кусочек резины от старой надувной игрушки и брось его в воду. Он утонет. А если ты надуешь резиновую надувную игрушку и опустишь её в воду, она не утонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины.

Опыт 5. Наполни водой пузырёк и вставь в горлышко резиновую трубку. Привяжи к горлышку пузырька грузик. Опусти пузырёк с грузиком на дно банки с водой. Вдувай воздух через трубку. Что ты заметил? Почему пузырёк всплыл на поверхность и поднял привязанный к нему грузик?

Воздух имеет вес, но он во много раз легче, чем вода, твёрдые предметы. Это свойство воздуха используют для того, чтобы поднимать со дна моря затонувшие корабли.


 

Почему пузырёк всплывает?

Почему в воде появились пузырьки? Почему вода поднялась по трубке?  

Вопросы и задания.

1. Докажи, что воздух занимает место.

2. Докажи, что воздух имеет вес. Почему резиновые иг­рушки, наполненные воздухом, надувные круги, с ко­торыми ты купаешься, не тонут?

3. Запиши вывод о свойствах воздуха.

       

ТЁПЛЫЙ И ХОЛОДНЫЙ ВОЗДУХ.

Задумываешься ли ты над тем, почему дым по трубе поднимается вверх? Почему зимой холодный воздух из форточки опускается к полу? Почему искры от костра ле­тят вверх? Интересные явления ты будешь наблюдать, если проделаешь следующие опыты.

Опыт 1. Возьми в руку пробирку, тщательно закрытую пробкой, в которую вставлена стеклянная трубка. Трубку опусти в стакан с окрашенной водой. Почему появились пузырьки в воде?

Опыт 2. Оберни мокрой бумагой пробирку, которую ты брал для первого опыта, и опусти трубку в стакан с водой. Почему вода поднялась по трубке?

 

Почему пламя свечек отклонилось в противо-положные стороны?

Опыт 3. Бумажную змейку на проволоке подержи над заж­жённой свечкой. Она начнёт вертеться. Почему?

От нагревания воздух расши­ряется, становится легче и под­нимается вверх, а при охлажде­нии сжимается, становится тя­желее.

Опыт 4. Зажжём свечку и по­держим её около полуоткрытой двери сначала на полу, а потом вверху. Поясни, почему пламя свечки, которая стояла на полу, отклонилось в сторону комнаты. Почему пламя свечки вверху отклонилось в противоположную сторону?

Когда мы открываем дверь из тёплой комнаты в хо­лодную, то чувствуем, как из холодной комнаты в тёплую поступает воздух. Это происходит потому, что из комнаты сверху выходит тёплый лёгкий воздух, а на его место в комнату снизу заходит холодный, так как он тяжелее. Воз­дух всё время движется. А теперь ответь на вопросы, ко­торые даются в начале статьи.

ОТЧЕГО БЫВАЕТ ВЕТЕР?

Тебе не раз приходилось ставить в своём календаре природы отметку о ветреной погоде. Очевидно, ты заметил, что иногда ветер дует дни и ночи то в одну сторону, то в другую. А потом наступает тихая, безветренная погода. Отчего так бывает? Попробуй пояснить это. Какие из про­ведённых опытов помогут тебе найти ответ? Ты, наверно, догадался, что на Земле происходит приблизительно то же, что и в тёплой комнате, когда дверь открыта на улицу.

Земля неравномерно нагревается Солнцем не только в течение дня, а и в течение года. Воздух получает тепло от Земли. Нагреваясь, он расширяется и поднимается вверх. Вместо него поступает воздух из других мест Земли. Это движение воздуха и создаёт ветер.

 

Ветер надувает паруса. Ветряной двигатель.

 

Вопрос. Как образуется ветер?

ПОЛЬЗА ОТ ВЕТРА.

Что было бы с нами, если бы не было ветра? В жарких странах, где нестерпимо палит солнце, было бы ещё жарче; там не смогли бы жить и умерли бы от жажды и люди, и животные. В холодных странах было бы ещё холоднее, там замёрзли бы от холода и животные, и растения. Ветер переносит тёплый воздух из жарких стран в холодные, а холодный воздух — в жаркие страны. От этого в жарких странах становится прохладнее, а в холодных — теплее.

Над морями и океанами, над озёрами, речками и боло­тами — всюду, где есть вода, образуются тучи. Ветер всегда гонит их: то он разрывает их, то вновь собирает вместе. Если бы не было ветра, в сухие места не попадали бы тучи, и там не было бы ни дождя, ни снега. А без дождя не было бы ни ручьёв, ни озёр, ни колодцев. Без воды не смогли бы жить ни растения, ни животные, ни человек.

В городах от дыхания людей, от дыма и пыли портится воздух. Если бы не было ветра, в больших городах скоп­лялось бы много плохого воздуха. А ветер выносит его оттуда и приносит чистый воздух лесов и полей.

Ветер — большая сила; эту силу с давних времён ис­пользуют люди. Ветер приводил в движение ветряные мель­ницы. Он надувал паруса на лодках и кораблях.

Теперь строят машины — ветряные двигатели, которые производят электричество. А оно нужно человеку.

 

Вопросы и задания. 1. Что случилось бы, если бы не было ветра? 2. Как человек использует силу ветра? Всегда ли полезен ветер? 3. Сделай из бумаги ветряную мельничку и приведи её в действие ветром. А весной сделай из коры парусную лодку. Наблюдай, далеко ли занесут её ветер и вода. 4. Какие ветры в вашей местности чаще всего приносят осадки? 5. Какой ветер приносит резкое похолодание?

ПОЧВА.

Возле крутого берега реки вы видели, что слои земли имеют разный цвет. Верхний слой, тёмный, называется почвой. В нём разрастаются корни растений, живут раз­личные насекомые, червяки. Опавшие листья, отмершие растения и погибшие животные перегнивают, из них об­разуется перегной, который и придаёт почве тёмный цвет.

Ниже, под почвой, залегает слой песка или глины, а ещё ниже — камни. Может быть и наоборот, как напри­мер, в горной местности, где под тонким слоем почвы сра­зу залегают камни.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ПОЧВА?

Чтобы узнать, из чего состоит почва, проделай следу­ющие опыты.

Опыт 1. Замеси из комочка почвы «тесто». Раскатай его и сделай кольцо диаметром 3 см. Если в почве много песка, кольца из неё не сделаешь. Дети, которые живут недалеко от берега реки или моря, видели такие почвы.

Если кольцо из почвы сделать можно, но оно растрес­кивается, то это значит, что в почве есть песок и глина, но больше песка. Если кольцо не растрескивается, то в почве много глины.

Почему на стекле по­явились капли воды? Почему над почвой появился дымок? Откуда в воде взя­лись пузырьки?

 

Опыт 2. Нагреем почву на огне в баночке из-под гу­талина. Подержим над ней кусок стекла или зеркало. Что вы заметили? Почему на стекле или зеркале появились капельки воды? Какой вывод мы сделаем из этого опыта?

Опыт 3. Подержим на огне почву подольше, то есть про­жарим её. Что вы заметили? Почему над почвой появился дымок? Как изменился цвет почвы? Почему? О чём мы узнали из этого опыта?

Опыт 4. В стакан с водой брось комочек почвы. Что ты заметил? О чём свидетельствует этот опыт?

Опыт 5. В три воронки, вставленные в бутылки, по­ложи немного ваты. В первую воронку насыпь почвы, в которой больше песка, во вторую — почвы, в которой больше перегноя, а в третью — почвы, в которой больше глины. Налей в каждую воронку воды. Наблюдай, какая почва лучше пропускает воду. Какое это имеет значение для жизни растений?

 

Вопросы и задания. 1. Из чего состоит почва? Запиши это в тетрадь. 2. Определи, какая почва на вашем школьном участке. 3. Проследи, на каких почвах скорее высыхают лужи после дождя. Какая почва скорее всего высыхает вес­ной, когда сходит снег?

 

Как различные почвы пропускают воду?

ЗНАЧЕНИЕ ПОЧВЫ ДЛЯ РАСТЕНИЙ.

Для чего растениям нужна почва?

Из почвы растение корнем поглощает воду и питатель­ные вещества, растворённые в ней. Без воды и питатель­ных веществ не может жить ни одно растение. Проникая корнями в глубь почвы, растение прочно закрепляется в ней, и его нелегко осилить ветру или смыть воде. Почва даёт растению тепло. Солнце нагревает почву, и она посте­пенно отдаёт своё тепло растению. В почве есть воздух, которым дышат корни.

Самая плодородная почва — чернозём. От других почв он отличается тем, что содержит много перегноя, который окрашивает его в тёмный цвет. В чернозём легко прони­кают вода и воздух, он хорошо сохраняет влагу.

Почвы, которые содержат много песка, обычно свет­лые, в них мало перегноя, они легко пропускают воду и быстро высыхают.

Плохо пропускают воду почвы, в которых много глины. Вы убедились в этом на опыте. Высыхая, они покрываются коркой, которая плохо пропускает воздух в почву.

 

Вопросы. 1. Какое значение имеет почва для растений? 2. Какая почва самая плодородная?

 

 

 

ЖИВАЯ

ПРИРОДА.


РАСТЕНИЯ.

ДЕРЕВЬЯ, КУСТЫ, ТРАВЫ.

Вопросы и задания. 1. Чем отличается дерево от куста? 2. Какие деревья и кусты ты видел на школьном участке? 3. Нарисуй дерево, куст и травянистое растение.

 

Мы часто слышим: «дерево», «куст», «трава». Есть ли между ними различие? Да, есть. У деревьев и кустов стеб­ли крепкие, деревянистые. Растения с мягкими сочными стеблями называют травами, или травянистыми расте­ниями.

Дерево имеет один толстый ствол. У кустов их растёт от корня несколько, причём они намного тоньше, чем ство­лы деревьев.

СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЯ.

Растение состоит из частей, которые называются орга­нами. Рассмотрим изображённое на рисунке растение калужницу. У него есть корень, стебель, листки, цветки, плоды. Это органы растения. Корень находится в почве, стебель с листками, цветками и плодами — над поверх­ностью почвы.

                       

 

Дерево. Куст. Травянистое растение.

Растения отличаются друг от друга строением органов.

 

 

    Вопросы и задания. 1. Нарисуй калужницу и надпиши названия её органов. 2. Сравни калужницу с комнатным растением бальзамином. 3. Какие органы имеет бальзамин? 4. Что общего между эти­ми растениями и чем они отличаются друг от друга?
    Калужница.

 

 


 

КОРЕНЬ, СТЕБЕЛЬ, ЛИСТОК И ИХ ЗНАЧЕНИЕ.

Каждый орган растения имеет своё значение. Корнем растение укрепляется в почве. Корень всасывает из почвы воду; вместе с водой в него поступают питательные веще­ства, необходимые для жизни растения. Проверь это на опытах.

Опыт 1. Прорасти 4 семени фасоли. Возьми 2 стеклян­ных банки, налей в них воды. В одну банку положи 2—3 горсти почвы. Закрой банки фанерными или картонными крышками, в которых проделаны по два отверстия. Воткни молодые растеньица фасоли в отверстия так, чтобы ко­решки их касались воды. Наблюдай за ростом растений. Скоро ты заметишь между ними различие. Те растения, которые растут только в воде, начнут чахнуть. А в той банке, где вода и почва, растения будут расти хорошо, хотя корни их не касаются почвы. В почве есть необходи­мые для жизни растения питательные вещества. Они рас­творяются в воде, и их поглощают корни растений.

Какое значение для растения имеет стебель? На нём растут листки, цветки, плоды. По стеблю перемещаются питательные вещества. Ты можешь убедиться в этом на опыте.

Опыт 2. Срежь веточку бальзамина и поставь её в стакан с окрашенной водой. Наблюдай, как будет менять­ся цвет стебля и листков. Окрашенная вода поднимется в листки. Когда весной появятся подснежники, поставь их в окрашенную воду. Цвет их изменится. Ты убедишься, что вода, которую корни всасывают из почвы, перемещается по стеблю к листкам, цветкам и плодам.

Опыт 1. Опыт 4.

А какое значение для растения имеют листки?

Опыт 3. Срезанную веточку бальзамина поставь в бу­тылку с водой. Сверху налей немного растительного масла, чтобы вода не испарялась. Бутылку с растением накрой стеклянной банкой. Через несколько часов на банке по­явятся капли воды. Это произойдёт потому, что из листков растения выделился водяной пар. На холодных стенках банки он превратился в капли воды. Вот ты и узнал, что листки испаряют воду.

Опыт 4. Вырасти два растения фасоли в стеклянной банке с почвой. Когда на растениях появится третий ли­сток, одно из них накрой маленьким стаканом. В банку налей столько воды, чтобы она только покрыла почву. Вода не будет пропускать воздух под стакан. Через не­сколько дней ты заметишь, что растение, накрытое стака­ном, перестало расти и погибает, а второе растение про­должает расти. Следовательно, растениям нужен воздух.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow