Земляная жаба — полезное животное

Во влажных местах под камнями, опавшей листвой, в земле прячется от дневного света земляная жаба. Только после дождя и вечером её мо­жно увидеть на поверхности земли. А знаете, почему?

Чтобы кожа не высохла, по­тому что она помогает жабе дышать. Бородавки-желёзки, которые покрывают всё тело земляной жабы, выделяют слизь и увлажняют кожу.

Напрасно кое-кто боится жабы, а ребята даже спешат убить её. Она полезна для людей.

Летом проследи за поведением жабы. Это животное очень интересно добывает себе пищу. Задние ноги у жа­бы значительно короче, чем у озёрной лягушки, которая может далеко и высоко прыгать. Поэтому жаба плохо и неуклюже прыгает. Она больше подкрадывается к своей добыче. У жабы язык прикреплён во рту передним кон­цом, задний она выбрасывает перед собой. Кончик языка липкий. Только коснётся он насекомого — и оно уже во рту. Жаба — очень прожорливое животное. Она поедает много разных насекомых, слизней. А ты уже знаешь, что среди насекомых много вредителей овощных и плодовых растений. Слизни также причиняют много вреда. Следо­вательно, жаба — полезное животное.

Как и озёрная лягушка, жаба весной мечет в воду икру в виде двух длинных шнурков. Икринки постепенно пре­вращаются в головастиков, напоминающих рыб. Головасти­ки питаются растениями. Через некоторое время из них вырастают лягушата, которые переходят к жизни на земле.

 

Вопросы и задания. 1. Сравни жабу и озёрную лягушку. В чём сходство и различие между ними? 2. Как жаба добывает себе пищу?

 

ПТИЦЫ — НАШИ ДРУЗЬЯ.

 

 

Один крапивник съедает насекомых вдвое больше, чем весит сам.

                 

 

ЛЕТО.





ОТ ЗАРИ ДО ЗАРИ.

Наступает летнее солнцестояние. Не успеет погаснуть вечерняя заря, как начинает рассветать.

Долог летний день. Едва зарумянится небосклон, про­буждаются дневные цветы, раскрывают лепестки навстре­чу лучам.

Весеннее цветение сменяется летними красками. Бе­лыми скатертями, вышитыми золотистым узором, стелют­ся ромашки полевые. В жемчужинках росы купаются ро­зовые головки клевера. На вьющихся стеблях поднимаются синеватые цветки мышиного горошка. Сиреневым цветом покрылись колокольчики.

Пахнет жасмин. Зацвели первые липы. В скором вре­мени душистый аромат разольётся над серебристыми ло­хами, кустами бирючины. Целительным мёдом наполняют соты неутомимые пчёлы-труженицы. Как только рассеется утренний туман, на поверхность тихих стариц, озёр вы­плывают большие цветки белой кувшинки.

Не все цветки купают свои лепестки в лучах солнца от зари до зари. Многие из них не выдерживают полуден­ной жары и закрывают венчики через несколько часов после утреннего пробуждения.

Мышиный горошек. Ромашка. Колокольчик. Клевер.

 

Вопросы и задания.   1. Цветение каких растений описано в рассказе? 2. Какие ещё ты знаешь растения, которые цветут летом? 3. Внимательно перечитай свои записи в календаре при­роды. Ещё раз посмотри собранные гербарии и коллек­ции. После этого составь рассказ об изменениях в жи­вой и неживой природе, которые происходят в разные времена года.

ЗАДАНИЯ НА ЛЕТО.

Наблюдай за высотой Солнца, температурой воздуха и изменениями в растительном и животном мире.

Засуши для гербария растения леса, поля, сада и ого­рода.

Собери для коллекции различных насекомых, образцы почвы, полезных ископаемых, пресноводных и морских мелких животных, ракушек.

Заготавливай лекарственные растения.

Помоги взрослым уничтожить вредителей растений.

Продолжай уход за растениями на школьном участке.

Закаляй свой организм. Для этого надо в меру купать­ся и не быть долго на солнце. Принимай участие в играх на воздухе.


 


СОДЕРЖАНИЕ


Что такое природа и для чего её изучают  ...........

3

Учись наблюдать........

3

Осень

Проведи наблюдения

осенью      .............. 

7

Рябина (Г. Демченко)... 

9

На зимние квартиры

(По В. Пархоменко)... 

11

Неживая природа.......

13

Твёрдые тела.......... 

13

Песок и глина..........

14

Вода...............

15

 

Вода — жидкость......

15

 

Вода— растворитель....

17

 

Зачем пьют воду?

(По М. Ильину).... 

18

 

Вода — переносчик  инфек-ционных болез­ней......

19

 

Как изменяется вода при нагревании и ох­лаждении..

20

 

Термометр..........

21

 

Вода в газообразном

Состоянии..........

22

 

Зимняя красавица......

24

 

Снег и лёд..........

24

 

Почему снег скрипит

под ногами?.........

25

 

Как вырастают снеж­ные сугробы?...........

25

 

Значение снега (В. Ар­хангельский)........ 

26

 

Образование осадков....

28

Воздух..............

30

 

Воздух вокруг нас......

30

 

Свойства воздуха......

30

 

Тёплый и холодный воздух

32

 

Отчего бывает ветер?....

33

 

Польза от ветра.......

34

Почва..............

35

 

Из чего состоит поч­ва?...

35

 

Значение почвы для рас-тений............

37

Живая природа.......

38

Растения............

38

 

Деревья, кусты, тра­вы..

38

 

Строение растения....

38

 

Корень, стебель, лис­ток и их значение........

40

 

Цветки и плоды......

41

 

Что нужно для жизни растения?.......... 

42

 

Уход за комнатными

растениями........

43

 

Растение — часть жи­вой природы..........

44

Животные...........

44

 

Животное — часть жи­вой природы.......... 

44

 

Домашние животные.......

46

 

Кошка........... 

47

 

Собака (По А. Клы­кову)

48

 

Корова...........

49

 

Кролик (По А. Клы­кову)

50

 

Куры............ 

51

 

Утка............

52

 

Дикие животные..

53

 

Тигр............

53

 

Олень............

54

 

Волк............

55

 

Лисица........... 

56

Зима   .............

57

Наступила зима.......

57

Проведи наблюдения зи­мой.

58

Лесные растения

61

 

Сосна (Ю. Дмитриев).  

61

 

Ель (Ю. Дмитриев)..

63

 

Пихта............ 

64

 

Лесной       богатырь

(Г. Демченко)....

64

 

Бук............. 

67

 

Осина............ 

68

 

Лесные кусты.......

69

             

  Травянистые лекарст­венные растения ле­са.. 71
  Грибы.........  72

Обитатели леса

(Г. Скребицкий).  ... 

74
  Медведь........  74
  Белка (По И. Ники-тинскому).  .  .....  75
  Ёж (И. Соколов-Никитов)  ..  ..... 77
  Гадюка.......... 78
  Кузница дятла (В. Та-ращук)........  . 79
  Кукушка (Ю. Дмит­риев)..........  79
  Клесты (Ю. Дмитри­ев)........... 80
  Муравьи (И. Ники-тинский).......  81
  Майский жук.  .  ... 82

Нужно охранять лес....

83

Весна............ 

84

Здравствуй, весна!

(А. Копыленко)......

84

Проведи наблюдения вес­ной.............

86

Тёплый и холодный воздух 

32

Сад............  .

88

Великий садовод И. В. Мичурин..........

88

Деревья и кусты сада...

88

Земляника садовая...  . 

91

Огород.......... 

92

Овощные растения.... 

92
  Морковь........  92
  Свёкла.........  93
  Самый лучший, когда зелёный (Г. Демчен­ко)   94
  Красные яблочки на кусте (Г. Демченко). 95
  Одёжка без застёжек (Г Демченко)..... 97

Сорняки огорода..... 

98

Полезные и вредные животные сада и ого-рода ...............

100

Коровка

(Г. Скребицкий)....

100

Пчела........... 

101

Яблонная плодожорка.. 

101

Кольчатый шёлкопряд..

102

Виноградная улитка...

103

Капустница........ 

104

Медведка......... 

105

Колорадский картофель­ный жук.............

106

Земляная жаба — полез­ное животное..........

107

Птицы — наши друзья...

108

Лето............ 

109

От зари до зари (По В. Пархоменко).......

109

Задания на лето...... 

110

 


 

 

Лидия Кирилловна Чарочная, Алла Михайловна Низова

 

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

для 2 класса

Редактор Н. И. Зайченко. Художеств, редактор Д. М. Гузюк. Обложка художника В. П. Мазниченко.        Техн. редактор Н. Н Горбунова. Корректоры К. М. Мищенко и О. Д. Ткач.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: