Во влажных местах под камнями, опавшей листвой, в земле прячется от дневного света земляная жаба. Только после дождя и вечером её можно увидеть на поверхности земли. А знаете, почему?
Чтобы кожа не высохла, потому что она помогает жабе дышать. Бородавки-желёзки, которые покрывают всё тело земляной жабы, выделяют слизь и увлажняют кожу.
Напрасно кое-кто боится жабы, а ребята даже спешат убить её. Она полезна для людей.
Летом проследи за поведением жабы. Это животное очень интересно добывает себе пищу. Задние ноги у жабы значительно короче, чем у озёрной лягушки, которая может далеко и высоко прыгать. Поэтому жаба плохо и неуклюже прыгает. Она больше подкрадывается к своей добыче. У жабы язык прикреплён во рту передним концом, задний она выбрасывает перед собой. Кончик языка липкий. Только коснётся он насекомого — и оно уже во рту. Жаба — очень прожорливое животное. Она поедает много разных насекомых, слизней. А ты уже знаешь, что среди насекомых много вредителей овощных и плодовых растений. Слизни также причиняют много вреда. Следовательно, жаба — полезное животное.
Как и озёрная лягушка, жаба весной мечет в воду икру в виде двух длинных шнурков. Икринки постепенно превращаются в головастиков, напоминающих рыб. Головастики питаются растениями. Через некоторое время из них вырастают лягушата, которые переходят к жизни на земле.
Вопросы и задания. 1. Сравни жабу и озёрную лягушку. В чём сходство и различие между ними? 2. Как жаба добывает себе пищу? |
ПТИЦЫ — НАШИ ДРУЗЬЯ.
Один крапивник съедает насекомых вдвое больше, чем весит сам.
ЛЕТО.
ОТ ЗАРИ ДО ЗАРИ.
Наступает летнее солнцестояние. Не успеет погаснуть вечерняя заря, как начинает рассветать.
Долог летний день. Едва зарумянится небосклон, пробуждаются дневные цветы, раскрывают лепестки навстречу лучам.
Весеннее цветение сменяется летними красками. Белыми скатертями, вышитыми золотистым узором, стелются ромашки полевые. В жемчужинках росы купаются розовые головки клевера. На вьющихся стеблях поднимаются синеватые цветки мышиного горошка. Сиреневым цветом покрылись колокольчики.
Пахнет жасмин. Зацвели первые липы. В скором времени душистый аромат разольётся над серебристыми лохами, кустами бирючины. Целительным мёдом наполняют соты неутомимые пчёлы-труженицы. Как только рассеется утренний туман, на поверхность тихих стариц, озёр выплывают большие цветки белой кувшинки.
Не все цветки купают свои лепестки в лучах солнца от зари до зари. Многие из них не выдерживают полуденной жары и закрывают венчики через несколько часов после утреннего пробуждения.
Мышиный горошек. | Ромашка. | Колокольчик. | Клевер. |
Вопросы и задания. 1. Цветение каких растений описано в рассказе? 2. Какие ещё ты знаешь растения, которые цветут летом? 3. Внимательно перечитай свои записи в календаре природы. Ещё раз посмотри собранные гербарии и коллекции. После этого составь рассказ об изменениях в живой и неживой природе, которые происходят в разные времена года. |
ЗАДАНИЯ НА ЛЕТО.
Наблюдай за высотой Солнца, температурой воздуха и изменениями в растительном и животном мире.
Засуши для гербария растения леса, поля, сада и огорода.
Собери для коллекции различных насекомых, образцы почвы, полезных ископаемых, пресноводных и морских мелких животных, ракушек.
Заготавливай лекарственные растения.
Помоги взрослым уничтожить вредителей растений.
Продолжай уход за растениями на школьном участке.
Закаляй свой организм. Для этого надо в меру купаться и не быть долго на солнце. Принимай участие в играх на воздухе.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое природа и для чего её изучают ........... | 3 | |||||
Учись наблюдать........ | 3 | |||||
Осень Проведи наблюдения осенью .............. | 7 | |||||
Рябина (Г. Демченко)... | 9 | |||||
На зимние квартиры (По В. Пархоменко)... | 11 | |||||
Неживая природа....... | 13 | |||||
Твёрдые тела.......... | 13 | |||||
Песок и глина.......... | 14 | |||||
Вода............... | 15 | |||||
Вода — жидкость...... | 15 | |||||
Вода— растворитель.... | 17 | |||||
Зачем пьют воду? (По М. Ильину).... | 18 | |||||
Вода — переносчик инфек-ционных болезней...... | 19 | |||||
Как изменяется вода при нагревании и охлаждении.. | 20 | |||||
Термометр.......... | 21 | |||||
Вода в газообразном Состоянии.......... | 22 | |||||
Зимняя красавица...... | 24 | |||||
Снег и лёд.......... | 24 | |||||
Почему снег скрипит под ногами?......... | 25 | |||||
Как вырастают снежные сугробы?........... | 25 | |||||
Значение снега (В. Архангельский)........ | 26 | |||||
Образование осадков.... | 28 | |||||
Воздух.............. | 30 | |||||
Воздух вокруг нас...... | 30 | |||||
Свойства воздуха...... | 30 | |||||
Тёплый и холодный воздух | 32 | |||||
Отчего бывает ветер?.... | 33 | |||||
Польза от ветра....... | 34 | |||||
Почва.............. | 35 | |||||
Из чего состоит почва?... | 35 | |||||
Значение почвы для рас-тений............ | 37 | |||||
Живая природа....... | 38 | |||||
Растения............ | 38 | |||||
Деревья, кусты, травы.. | 38 | |||||
Строение растения.... | 38 | |||||
Корень, стебель, листок и их значение........ | 40 | |||||
Цветки и плоды...... | 41 | |||||
Что нужно для жизни растения?.......... | 42 | |||||
Уход за комнатными растениями........ | 43 | |||||
Растение — часть живой природы.......... | 44 | |||||
Животные........... | 44 | |||||
Животное — часть живой природы.......... | 44 | |||||
Домашние животные....... | 46 | |||||
Кошка........... | 47 | |||||
Собака (По А. Клыкову) | 48 | |||||
Корова........... | 49 | |||||
Кролик (По А. Клыкову) | 50 | |||||
Куры............ | 51 | |||||
Утка............ | 52 | |||||
Дикие животные.. | 53 | |||||
Тигр............ | 53 | |||||
Олень............ | 54 | |||||
Волк............ | 55 | |||||
Лисица........... | 56 | |||||
Зима ............. | 57 | |||||
Наступила зима....... | 57 | |||||
Проведи наблюдения зимой. | 58 | |||||
Лесные растения | 61 | |||||
Сосна (Ю. Дмитриев). | 61 | |||||
Ель (Ю. Дмитриев).. | 63 | |||||
Пихта............ | 64 | |||||
Лесной богатырь (Г. Демченко).... | 64 | |||||
Бук............. | 67 | |||||
Осина............ | 68 | |||||
Лесные кусты....... | 69 | |||||
Травянистые лекарственные растения леса.. | 71 | |
Грибы......... | 72 | |
Обитатели леса (Г. Скребицкий). ... | 74 | |
Медведь........ | 74 | |
Белка (По И. Ники-тинскому). . ..... | 75 | |
Ёж (И. Соколов-Никитов) .. ..... | 77 | |
Гадюка.......... | 78 | |
Кузница дятла (В. Та-ращук)........ . | 79 | |
Кукушка (Ю. Дмитриев).......... | 79 | |
Клесты (Ю. Дмитриев)........... | 80 | |
Муравьи (И. Ники-тинский)....... | 81 | |
Майский жук. . ... | 82 | |
Нужно охранять лес.... | 83 | |
Весна............ | 84 | |
Здравствуй, весна! (А. Копыленко)...... | 84 | |
Проведи наблюдения весной............. | 86 | |
Тёплый и холодный воздух | 32 | |
Сад............ . | 88 | |
Великий садовод И. В. Мичурин.......... | 88 | |
Деревья и кусты сада... | 88 | |
Земляника садовая... . | 91 | |
Огород.......... | 92 | |
Овощные растения.... | 92 | |
Морковь........ | 92 | |
Свёкла......... | 93 | |
Самый лучший, когда зелёный (Г. Демченко) | 94 | |
Красные яблочки на кусте (Г. Демченко). | 95 | |
Одёжка без застёжек (Г Демченко)..... | 97 | |
Сорняки огорода..... | 98 | |
Полезные и вредные животные сада и ого-рода ............... | 100 | |
Коровка (Г. Скребицкий).... | 100 | |
Пчела........... | 101 | |
Яблонная плодожорка.. | 101 | |
Кольчатый шёлкопряд.. | 102 | |
Виноградная улитка... | 103 | |
Капустница........ | 104 | |
Медведка......... | 105 | |
Колорадский картофельный жук............. | 106 | |
Земляная жаба — полезное животное.......... | 107 | |
Птицы — наши друзья... | 108 | |
Лето............ | 109 | |
От зари до зари (По В. Пархоменко)....... | 109 | |
Задания на лето...... | 110 |
Лидия Кирилловна Чарочная, Алла Михайловна Низова
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
для 2 класса
Редактор Н. И. Зайченко. Художеств, редактор Д. М. Гузюк. Обложка художника В. П. Мазниченко. Техн. редактор Н. Н Горбунова. Корректоры К. М. Мищенко и О. Д. Ткач.