Проблемы самореализации и саморазвития родителя

Наиболее общим показателем аномального и патологического состояния детско-взрослой общности является низкая или недостаточная осознанность отношения значимого взрослого к ребёнку. В норме значимый взрослый - ответственный координатор детско-родительских отношений, использующий собственную личность в качестве «инструмента» выстраивания и развития продуктивного воспитательного взаимодействия с ребенком.

Сосредоточенность на другом человеке часто формирует контролирующее (созависимое) поведение, как способ защититься от необходимости заглянуть в себя и взять на себя ответственность за происходящее. Защитные реакции на поведение ребёнка, которое не нравится взрослому, на его выход из-под контроля – гнев, уступки, равнодушие – уменьшают уважение взрослого к себе, приводят его в положение жертвы. Находясь в роли жертвы, взрослый чувствует свою слабость и невозможность контролировать ситуацию.

Для родителя сложным, но наиболее продуктивным подходом является заботливое (познающее) отношение к себе и к ребёнку, независимо от того, что он делает.

Реализация такого рода заботы о ребёнке требует не только достаточной психолого-педагогической компетентности, но и определённой личностной зрелости, психологического здоровья.

А. Маслоу провозгласил основным критерием психологического здоровья «полную актуализацию возможностей человека»

 Психологически здоровый индивид, по Маслоу, может быть охарактеризован как «зрелый, с высокой степенью самоактуализации».

 Родитель, руководствующийся в своей воспитательной деятельности мотивом самоактуализации, обычно претендует на благодарность, не чувствует себя жертвой или героем. Личностная зрелость и мудрость, как правило, позволяет ему вырастить достойных людей. Для такого взрослого воспитание детей становится основной деятельностью, мотив которой в реализации потребности смысла жизни.

Такие родители создают и удерживают продуктивные межличностные отношения с ребёнком.

Таким образом, оптимально выглядит родитель, сочетающий в своей деятельности два условия:

1. ориентацию на самосовершенствование, личностный рост;

2. способность стать значимым взрослым для ребёнка.

Становится очевидным, что деятельность родителя – это не только организация и осуществление, так сказать, коррекционно-развивающего взаимодействия с ребёнком, но и весьма интенсивная работа над собой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: