Выделяют следующие задачи психологической помощи семье:
• Воспитание родительской ответственности.
• Формирование социально-психологических навыков оказания поддержки в семье, регулирования отношений семьи с социумом.
• Повышение психолого-педагогической компетентности. Ознакомление с информацией о внутриутробном развитии ребенка и психологическом значении процесса родов для ребенка, матери и отца. Приобретение знаний о развитии и обучении ребенка раннего возраста, воспитании, в том числе половом воспитании.
• Приобретение навыков саморегуляции, то есть овладение различными техниками произвольного регулирования функционального состояния организма и душевного состояния личности.
Направленность психологической помощи. Психологическая помощь может быть обращена к различным уровням (структурам) индивидуума.
• Личностный уровень: работа с ценностями, мотивацией, смысловыми образованиями, установками.
• Эмоциональный уровень: поощрение открытого выражения чувств вербальными и невербальными средствами, обучение эмпатий-ному слушанию.
|
|
• Когнитивный уровень: передача знаний.
• Операциональный уровень: формирование навыков и умений (поведения в родах, ухода за ребенком).
• Психофизический уровень: обучение регуляции функциональных и психических состояний средствами аутогенной тренировки, арт-терапии, телесно-ориентированной терапии.
Технологии психологического сопровождения родителей.
Как направление психологическое сопровождение включает:
o сопровождение естественного развития родительства;
o поддержку родителей в трудных, кризисных и экстремальных ситуациях;
o психологическое ориентирование процесса семейного воспитания.
Как технология (как реальный целенаправленный процесс в общем пространстве деятельности с конкретным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачам конкретного случая) психологическое сопровождение - это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребенка в семье и его формирования как субъекта жизнедеятельности.
Эта технология отличается от других, например, психокоррекции, психологического консультирования следующими особенностями:
* позицией психолога и других субъектов сопровождения;
* способами взаимодействия и разделением ответственности психолога с родителями;
|
|
* приоритетами видов (направлений) деятельности психолога в работе родителями;
* стратегическими целями (развитие личности родителя как субъекта семейного воспитания);
* критериями эффективности работы психолога в терминах субъектности личности родителей, связанной с принятием родительской ответственности.
75. Воспитательные ресурсы и навыки эффективного родительства. (+ смотри 76 вопрос!!)
Воспитательными ресурсами родителя являются как соответствующие знания, умения и навыки, так и сильные стороны его личности:
1)Самоконтроль -позволяет подавать пример собственным поведением, а не нотациями.
2)Последовательность в своих воспитательных подходах.
3)Демонстрация принятия и поддержки.
4)Навыки заботы о близких людях.
5)Навыки заботы о животных, растениях, вещах.
Продуктивная позиция родителя выглядит следующим образом:
· На него можно положиться: он держит своё слово и делает то,
что говорит.
· Он весел и дружелюбен. Смотрит на жизнь с оптимизмом.
· Он трезво оценивает свои способности. Если чего-то не умеет, постарается научиться.
· У него есть особые черты, придающие ему уникальность, поэтому он не возражает против того, чтобы члены его семьи также проявляли индивидуальность.
· Он старается своими силами добиться успеха в карьере, образовании и личной жизни.
Время от времени он совершает ошибки, но всегда готов признать их и нести за них ответственность.
В деятельности педагога-психолога, направленной на личностный рост родителей и преодоление негативных традиций взаимодействия в семье, можно предполагать реализацию следующих задач:
ü Осознание родителями собственных проблем объективного и субъективного характера, как основных причин проблем ребёнка;
ü преодоление деструктивных состояний, помощь в решении личных проблем родителей через их осознание, формирование готовности их решать, предпринимать усилие
ü отработка травматического детского опыта родителей;
ü формирование у родителей представления о том, что им принадлежит решающая роль в профилактике нарушений психологического здоровья и жизненных проблем у детей - принятие позиции личной и родительской ответственности (В.Э. Пахальян, 2003);
ü оказание помощи родителям в осознании необходимости своего постоянного самовоспитания с целью эффективного взаимодействия с ребёнком;
ü совместная с родителями выработка чётких целей, как в воспитании детей, так и в отношении собственного будущего.
Следовательно, в круг задач педагога-психолога учреждения образования должно входить не только разъяснение родителям их ведущей роли в обеспечении психологического здоровья ребёнка, профилактике трудновоспитуемости, но и оказание помощи в повышении психолого- педагогической культуры родителей, формировании эффективной, адекватной и динамичной родительской позиции, отвечающей возрастным и индивидуальным потребностям ребёнка, базирующейся, во-первых, на ориентации родителя на самосовершенствование, личностный рост и, во-вторых, на принятии ребёнка, стремлении к установлению с ним близких эмоциональных отношений.