Направления оказания психологической и психотерапевтической помощи родителей

Выделяют следующие задачи психологической помощи семье:

• Воспитание родительской ответственности.

• Формирование социально-психологических навыков оказания поддержки в семье, регулирования отношений семьи с социумом.

• Повышение психолого-педагогической компетентности. Озна­комление с информацией о внутриутробном развитии ребенка и психологическом значении процесса родов для ребенка, матери и отца. Приобретение знаний о развитии и обучении ребенка ран­него возраста, воспитании, в том числе половом воспитании.

• Приобретение навыков саморегуляции, то есть овладение различ­ными техниками произвольного регулирования функционального состояния организма и душевного состояния личности.

Направленность психологической помощи. Психологическая по­мощь может быть обращена к различным уровням (структурам) ин­дивидуума.

Личностный уровень: работа с ценностями, мотивацией, смысло­выми образованиями, установками.

Эмоциональный уровень: поощрение открытого выражения чувств вербальными и невербальными средствами, обучение эмпатий-ному слушанию.

Когнитивный уровень: передача знаний.

Операциональный уровень: формирование навыков и умений (по­ведения в родах, ухода за ребенком).

Психофизический уровень: обучение регуляции функциональных и психических состояний средствами аутогенной тренировки, арт-терапии, телесно-ориентированной терапии.

 

Технологии психологического сопровождения родителей.

Как направление психологическое сопровождение включает:

o сопровождение естественного развития родительства;

o поддержку родителей в трудных, кризисных и экстремальных си­туациях;

o психологическое ориентирование процесса семейного воспитания.

Как технология (как реальный целенаправленный процесс в общем пространстве деятельности с конкретным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачам конкретного случая) психологическое сопровождение - это комплекс взаимосвязанных и вза­имообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребенка в семье и его формирования как субъекта жизнедеятельности.

Эта технология отличается от других, например, психокоррекции, психологического консультирования следующими особенностями:

* позицией психолога и других субъектов сопровождения;

* способами взаимодействия и разделением ответственности пси­холога с родителями;

* приоритетами видов (направлений) деятельности психолога в работе родителями;

* стратегическими целями (развитие личности родителя как субъек­та семейного воспитания);

* критериями эффективности работы психолога в терминах субъектности личности родителей, связанной с принятием родительс­кой ответственности.

75.  Воспитательные ресурсы и навыки эффективного родительства. (+ смотри 76 вопрос!!)

Воспитательными ресурсами родителя являются как соответствующие знания, умения и навыки, так и сильные стороны его личности:

1)Самоконтроль -позволяет подавать пример собственным поведением, а не нотациями.

2)Последовательность в своих воспитательных подходах.

3)Демонстрация принятия и поддержки.

4)Навыки заботы о близких людях.

5)Навыки заботы о животных, растениях, вещах.

Продуктивная позиция родителя выглядит следующим образом:

· На него можно положиться: он держит своё слово и делает то,

что говорит.

· Он весел и дружелюбен. Смотрит на жизнь с оптимизмом.

· Он трезво оценивает свои способности. Если чего-то не умеет, постарается научиться.

· У него есть особые черты, придающие ему уникальность, поэтому он не возражает против того, чтобы члены его семьи также проявляли индивидуальность.

· Он старается своими силами добиться успеха в карьере, образовании и личной жизни.

Время от времени он совершает ошибки, но всегда готов признать их и нести за них ответственность.

В деятельности педагога-психолога, направленной на личностный рост родителей и преодоление негативных традиций взаимодействия в семье, можно предполагать реализацию следующих задач:

ü Осознание родителями собственных проблем объективного и субъективного характера, как основных причин проблем ребёнка;

ü преодоление деструктивных состояний, помощь в решении личных проблем родителей через их осознание, формирование готовности их решать, предпринимать усилие

ü отработка травматического детского опыта родителей;

ü формирование у родителей представления о том, что им принадлежит решающая роль в профилактике нарушений психологического здоровья и жизненных проблем у детей - принятие позиции личной и родительской ответственности (В.Э. Пахальян, 2003);

ü оказание помощи родителям в осознании необходимости своего постоянного самовоспитания с целью эффективного взаимодействия с ребёнком;

ü совместная с родителями выработка чётких целей, как в воспитании детей, так и в отношении собственного будущего.

Следовательно, в круг задач педагога-психолога учреждения образования должно входить не только разъяснение родителям их ведущей роли в обеспечении психологического здоровья ребёнка, профилактике трудновоспитуемости, но и оказание помощи в повышении психолого- педагогической культуры родителей, формировании эффективной, адекватной и динамичной родительской позиции, отвечающей возрастным и индивидуальным потребностям ребёнка, базирующейся, во-первых, на ориентации родителя на самосовершенствование, личностный рост и, во-вторых, на принятии ребёнка, стремлении к установлению с ним близких эмоциональных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: