Психологические особенности отцовства и отцовской любви

Любовь отца, основана на определенных условиях, она руководствуется принципом «Я люблю тебя, потому что ты оправдываешь мои надежды, потому что ты исполняешь свой долг, потому что ты похож на меня». В такой «обусловленной» отцовской любви Э. Фромм выделяет как отрицательную, так и положительную стороны. Отрицательная сторона состоит в том, что любовь отца необходимо заслужить, иначе ее можно потерять, не оправдав надежд. В самой природе отцовской любви заложено, что послушание становится главной добродетелью, а непослушание - главным грехом, расплата за который – лишение отцовской любви. Тем важнее положительная ее сторона. Если любовь возникает на определенных условиях, ее можно завоевать, приложив все усилия. В отличие от материнской любви, любовью отца можно управлять.

Возникновение потребности у ребенка в отцовской любви Э. Фромм относит к возрасту после шести лет, когда ребенок начинает испытывать потребность в авторитете и руководстве со стороны отца. Функцией последнего становится учить ребенка, направлять его на решение задач, которые ставит перед ним общество.

Согласно представлениям А.Адлера роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации.

Некоторыми учеными отмечается, что отношение к младенцам отцов, стремящихся принять активное участие в заботе о ребенке, отличается от отношения матерей. Отцы преимущественно играют с ребенком, тогда как матери обычно пеленают, купают и кормят его. Даже ухаживая за ребенком, отцы предпочитают делать это в игровой манере. При этом отцы играют с детьми иначе, чем матери. Отцы больше склонны к энергичным играм, направленным в первую очередь на физическое развитие ребенка: они подбрасывают малышей, двигают их руками и ногами, играют в игру «по кочкам, по кочкам», качают на ноге, кружат, катают на спине. Матери же обращаются с малышами более осторожно, нежно разговаривают, поглаживают, бережно носят на руках.

 

Роль прародителей (бабушек, дедушек) в развитии личности ребенка.

Их отношение к внукам имеет эмоциональную основу, оно подлинно и бескорыстно. Связь между поколениями и преемственность опыта имеют колоссальное значение, хоть и не всегда осознаются членами семьи. Бабушки и дедушки осознают самоценность детства в большей степени, чем их взрослые дети. Если прародители мало общаются с внуками, то это ведет к ослаблению эмоциональных родственных связей между поколениями и обедняет воспитание детей. В то время когда дедушки и бабушки рядом с внуками - дети испытывают большую радость и удовольствие. Прародители эмоционально связаны со своими внуками. Они всегда откликаются на просьбы внуков, на желания, они всегда выслушают и ответят на бесконечные вопросы. Именно с прародителей начинается "историческое" образование внуков. Они рассказывают внукам историю их семьи, и через эту призму ребенок узнает историю народа в общем. С помощью бабушек и дедушек ребенок знакомится и с другими источниками исторических знаний.

В. Бенгстон считает, что существуют четыре важные роли, которые выполняют бабушки и дедушки в жизни семьи.

Первая -"присутствие", когда бабушки и дедушки описывают свою самую важную роль как простое присутствие.

Вторая - "семейная национальная гвардия". Бабушки и дедушки утверждают, что их главная функция - быть рядом с внуком в критической ситуации. Их роль сводится к тому, что они переходят к активной заботе о внуках.

Третья -"арбитры". Принимая эту роль, бабушки и дедушки стараются принимать активное участие в обсуждении и согласовании семейных ценностей, они поддерживают нерушимость семьи и сохраняют связь между поколениями.

Четвертая -"Сохранение семейной истории"Дедушки и бабушка создают ощущение единства семьи. Они передают внукам семейное наследие и традиции.

Основные потребности ребёнка в детско-родительских отношениях.

Способность превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования является, пожалуй, главной способностью человека, позволяя ему становиться и быть распорядителем, хозяином, автором собственной жизни.

Связанность с взрослым (не только с родителем) од­новременно таит для ребенка и цели­тельные силы, и болезнетворную опас­ность.

По мнению представителя психоаналитической школы Хайнца Когута, существуют три основные потребности ребёнка, которые должны быть удовлетворены для здорового развития личности:

o потребность в «отражении» (быть принятым другим человеком, родителем);

o потребность быть похожим на других;

o потребность идеализировать (для ребенка важно знать, что хотя бы один из родителей является сильным и умным).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: