Любовь отца, основана на определенных условиях, она руководствуется принципом «Я люблю тебя, потому что ты оправдываешь мои надежды, потому что ты исполняешь свой долг, потому что ты похож на меня». В такой «обусловленной» отцовской любви Э. Фромм выделяет как отрицательную, так и положительную стороны. Отрицательная сторона состоит в том, что любовь отца необходимо заслужить, иначе ее можно потерять, не оправдав надежд. В самой природе отцовской любви заложено, что послушание становится главной добродетелью, а непослушание - главным грехом, расплата за который – лишение отцовской любви. Тем важнее положительная ее сторона. Если любовь возникает на определенных условиях, ее можно завоевать, приложив все усилия. В отличие от материнской любви, любовью отца можно управлять.
Возникновение потребности у ребенка в отцовской любви Э. Фромм относит к возрасту после шести лет, когда ребенок начинает испытывать потребность в авторитете и руководстве со стороны отца. Функцией последнего становится учить ребенка, направлять его на решение задач, которые ставит перед ним общество.
Согласно представлениям А.Адлера роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации.
Некоторыми учеными отмечается, что отношение к младенцам отцов, стремящихся принять активное участие в заботе о ребенке, отличается от отношения матерей. Отцы преимущественно играют с ребенком, тогда как матери обычно пеленают, купают и кормят его. Даже ухаживая за ребенком, отцы предпочитают делать это в игровой манере. При этом отцы играют с детьми иначе, чем матери. Отцы больше склонны к энергичным играм, направленным в первую очередь на физическое развитие ребенка: они подбрасывают малышей, двигают их руками и ногами, играют в игру «по кочкам, по кочкам», качают на ноге, кружат, катают на спине. Матери же обращаются с малышами более осторожно, нежно разговаривают, поглаживают, бережно носят на руках.
Роль прародителей (бабушек, дедушек) в развитии личности ребенка.
Их отношение к внукам имеет эмоциональную основу, оно подлинно и бескорыстно. Связь между поколениями и преемственность опыта имеют колоссальное значение, хоть и не всегда осознаются членами семьи. Бабушки и дедушки осознают самоценность детства в большей степени, чем их взрослые дети. Если прародители мало общаются с внуками, то это ведет к ослаблению эмоциональных родственных связей между поколениями и обедняет воспитание детей. В то время когда дедушки и бабушки рядом с внуками - дети испытывают большую радость и удовольствие. Прародители эмоционально связаны со своими внуками. Они всегда откликаются на просьбы внуков, на желания, они всегда выслушают и ответят на бесконечные вопросы. Именно с прародителей начинается "историческое" образование внуков. Они рассказывают внукам историю их семьи, и через эту призму ребенок узнает историю народа в общем. С помощью бабушек и дедушек ребенок знакомится и с другими источниками исторических знаний.
В. Бенгстон считает, что существуют четыре важные роли, которые выполняют бабушки и дедушки в жизни семьи.
Первая -"присутствие", когда бабушки и дедушки описывают свою самую важную роль как простое присутствие.
Вторая - "семейная национальная гвардия". Бабушки и дедушки утверждают, что их главная функция - быть рядом с внуком в критической ситуации. Их роль сводится к тому, что они переходят к активной заботе о внуках.
Третья -"арбитры". Принимая эту роль, бабушки и дедушки стараются принимать активное участие в обсуждении и согласовании семейных ценностей, они поддерживают нерушимость семьи и сохраняют связь между поколениями.
Четвертая -"Сохранение семейной истории"Дедушки и бабушка создают ощущение единства семьи. Они передают внукам семейное наследие и традиции.
Основные потребности ребёнка в детско-родительских отношениях.
Способность превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования является, пожалуй, главной способностью человека, позволяя ему становиться и быть распорядителем, хозяином, автором собственной жизни.
Связанность с взрослым (не только с родителем) одновременно таит для ребенка и целительные силы, и болезнетворную опасность.
По мнению представителя психоаналитической школы Хайнца Когута, существуют три основные потребности ребёнка, которые должны быть удовлетворены для здорового развития личности:
o потребность в «отражении» (быть принятым другим человеком, родителем);
o потребность быть похожим на других;
o потребность идеализировать (для ребенка важно знать, что хотя бы один из родителей является сильным и умным).