Характеристика родительских позиций (А.С. Спиваковская)

Родительские позиции реальная направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми. С точки зрения А. С. Спиваковской, родительские позиции проявляются во взаимодействии с ребенком и представляют собой переплетение осознаваемых и неосознаваемых мотивов. Как сово­купность установок родительские позиции существуют в трех пла­нах: эмоциональном, когнитивном и поведенческом. Характеристика позиций может быть дана в следующих критериях.

• Адекватность - степень ориентировки родителей в восприятии индивидуальных особенностей ребенка, его развития, соотноше­ния качеств, объективно присущих ребенку, и качеств, видимых и осознаваемых родителями.

· Динамичность - степень подвижности родительских позиций, способность изменять способы и формы взаимодействия с ребенком.

· Прогностичность — способность родителей к предвидению перспектив дальнейшего развития ребенка и построению дальнейшего взаимодействия с ним. Эмоциональный компонент проявляется по всем трем парамет­рам родительской позиции (адекватность, динамичность, прогнос­тичность). Он выражается в эмоциональной окраске образа ребенка, в преобладании того или иного эмоционального фона во взаимодей­ствии родители - дети.  

 Типичная родительская позиция - это позиция «над», «сверху». Взрослый обладает силой", опытом, независимостью. Ребенок же, наоборот, физически слаб, неопытен, полностью зависим. Идеальный вариант родительской позиции, к которой должны стремиться супруги, - равенство позиций. Оно означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания.

 

Родительская ответственность, её особенности.

Ответственность относится к числу наиболее сложных понятий в психологии личности и социальной психологии. Особое внимание проблеме ответственности было уделено в педагогической литературе, в частности, в работах С. Макаренко, который рассматривал возникновение и формирование «естественной ответственности» в условиях коллектива.

Сидорова выделяет в структуре социальной ответ­ственности единство трех компонентов: когнитивного, мотивационного и поведенческого. Когнитивный компонент - система усвоен­ных личностью знаний о сущности социальной ответственности, о нормах поведения, через которые реализуется это качество. Мотивационный компонент включает в себя иерархию мотивов социально ответственного поведения.

Л. А. Сухинская (1978) говорит об ответственности как об особой социальной позиции человека, характеризующейся мерой принятия и реализации им конкретных норм ответственного поведения.

Факторы, определяющие формирование родительства.

Говоря о репродуктивном поведении человека, В.В.   Бойко выделяет три группы факторов:

v социально-психологическая адаптация рождаемости к явлениям макроуровня: -урбанизация; - занятость женщин; - образование и культура;

- экономическое развитие общества; - нормы и явления адаптации;

v социально-психологические факторы регулирования рождаемости на уровне семьи: -содержание функций семьи; - образ жизни семьи; - взаимодействие в семье; - прочность брака; - отношение супругов к беременности, полу и числу детей как условие стабилизации брака;

v социально-психологические факторы регулирования рождаемости на уровне личности: -потребность в детях; - репродуктивная установка;

- репродуктивные мотивы; - индивидуально-личностные свойства; - ценности личности и детей.

 

Психологические особенности материнства и материнской любви.

Материнство понимается как осознанная потребность в рождении, воспитании детей, предполагающее эмоционально-ценностное отношение к ребенку как объекту любви и заботы. Материнство в психологии изучалось многими исследователями. Особенности материнства в 20, 30 и 40 лет.

На стороне двадцатилетних мам - физические преимущества. Большинство врачей сходятся во мнении, что рожать лучше между 20 и 28 годами. Но самое главное, нужно осознанно захотеть стать мамой. У мамочек этого возраста наиболее высока вероятность послеродовой депрессии. На самом деле, состояние подавленности после родов типично для многих женщин, но у мам долгожданных малышей встречается довольно редко. Если же ребенок не был запланирован или ради него пришлось пожертвовать учебой или карьерой, то смириться с новой ролью, принять себя в новом статусе может оказаться нелегко. Здесь очень важна поддержка со стороны близких, в первую очередь, мужа. Но если новоиспеченный отец так же молод и в той же степени не готов, то почти неизбежны конфликты, рост взаимного недовольства и прочие неприятности. При этом нельзя исключать, что взрослые люди на полном серьезе обвинят в своих бедах грудного младенца.

В 30 лет мать более уверенна в себе, чувствуете себя сильной и решительной. Желание стать мамой осмысленно, подкреплено финансовой стабильностью и психологической готовностью.

К сорока годам женщина имеет за плечами богатый жизненный опыт, который, безусловно, делает ее мудрее. Уж если она решается на рождение ребенка в этом возрасте, то это ее зрелое и взвешенное решение. Конечно, она понимает, что к такой беременности необходимо тщательно готовиться - пройти все необходимые исследования, заблаговременно перейти на здоровый образ жизни и постараться повысить общий тонус организма.

Материнскую любовь З.Фромм описал как безусловную по своей природе. Мать любит своего ребенка потому, что он просто есть, что это ее дитя, а не потому, что ребенок выполняет какие-то ее условия, оправдывает какие-то ее надежды и ожидания. Это идеальная материнская любовь, как требует того материнское начало, которое представлено в личности женщины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: