Стили отношения воспитателя к воспитанникам и стили педагогического общения

 

Стиль - это устоявшаяся система способов и приемов, которые использует педагог во взаимодействии.

Взаимодействие зависит от личностных качеств воспитателя и параметров общения. Среди качеств, которые определяют стиль общения воспитателя, прежде всего, выделяют отношение к детям и владение организаторской техникой.

В общении различают два аспекта - отношение и взаимодействие.

Это как подводная и надводная части айсберга, где видимая часть - серия языковых и неязыковых средств (взаимодействие), а невидимая часть - потребности, мотивы, интересы, чувства - все, что побуждает человека к общению.

В основу стиля общения воспитателя положено его общее отношение к детям и профессиональной деятельности в целом.

Стили отношение воспитателя к детям дошкольного возраста изучали Я.А. Коломенский и Е.О. Панько. Они различают:

1) позитивно-устойчивые отношения,

2) позитивно-пассивные отношения,

3) неустойчивые отношения,

4) открыто-отрицательные отношения,

5) пассивно-отрицательные отношения.

1. Если отношение воспитателя к детям позитивно-устойчивый, то он обнаруживает деловую реакцию на деятельность воспитанников, помогает в трудную минуту, испытывает потребность в неформальном общении, объективно их оценивает, поддерживает, поощряет. Требовательность в сочетании с заинтересованностью вызывает у воспитанников доверие. Они раскованные, коммуникабельны.

2. Позитивно-пассивное отношение воспитателя определяется установкой: только требовательность и сугубо деловые отношения могут обеспечить успех в учебно-воспитательной работе. Отсюда - сухой, официальный тон, отсутствие эмоциональной окраски взаимоотношений, теплоты, душевности. А это обедняет общение и тормозит эмоциональное и творческое развитие воспитанников.

3. Неустойчивое отношение характерно для воспитателя, успех взаимодействия которого определяется исключительно его настроением: хорошее настроение - и послушные дети, дорогие; плохое настроение - воспитанники невыносимые, неуправляемые, раздражают и выводят из себя. В этом стиле ярко проявляется неумение воспитателя владеть собственной психотехникой - скрывать плохое настроение от детей и коллег, не заражать негативными эмоциями других.

4. Открыто-негативное отношение к детям проявляется и в словах (хуже детей, чем вы я не видела: как мне надоели ваши выходки и непослушание! Т.п.), и в действиях. Такой воспитатель довольно часто использует наказания и негативные косвенные требования, угрозы как методы воспитательного воздействия на детей. Отсутствуют приветливость, доверие, открытость и искренность в отношениях. Дети такого воспитателя боятся, не уважают, пытаются его не гневить.

5. Воспитатель, который проявляет пассивно-негативный стиль отношения, внешне старается не выражать свою неприязнь к детям, но отсутствие похвалы, поддержки, поощрения, холодность в общении и формальный подход к делу говорят о плохо замаскированное отрицательное отношение к воспитанникам и работы в целом. Нелюбовь скрыть трудно, особенно от детей дошкольного возраста, которые интуитивно чувствуют отношение взрослого к ним.

В зависимости от стиля отношения педагог подбирает удобные для него способы организации деятельности детей. Стиль руководства, как и отношение, является частью общего стиля общения воспитателя.

Рассмотрим основные стили руководства детским коллективом и убедимся в том, что отношение педагога детерминирует его организаторскую деятельность:

1. Авторитарный - стиль диктата, когда подчиненный рассматривается только, как пассивный исполнитель и ему фактически отказано в праве на самостоятельность и инициативу. Такой педагог сам определяет направления работы, последовательность, объем. Никогда не признает своих ошибок, не идет на компромиссы, его позиция всегда является правильной. Основные формы взаимодействия: приказ, указание, инструкция, выговор. Даже благодарность звучит как команда. Преобладает руководящий тон, который не терпит возражений. Психологический климат в коллективе неблагоприятный, напряженный.

2. Демократический - стиль, основанный на глубоком уважении к личности каждого; основой для него доверие и ориентация на самоорганизацию, самоуправление личности и коллектива. Воспитатель направляет свою деятельность в сознании каждого ребенка, поощряет к активной деятельности. Он видит свою задачу не только в осуществлении контроля и координации усилий подчиненных, но и в их поддержке и воспитании. Каждый ребенок, находящийся в поле зрения, ободряется, поощряется. Демократический руководитель пытается оптимально распределять нагрузку, учитывать индивидуальные особенности, способности, интересы каждого. Он развивает инициативу, побуждает к проявлению активности и творчества. Основные способы взаимодействия: просьба, совет, информация. Психологический климат способствует самореализации и творческому развитию каждой личности.

3. Либеральный - стиль, характеризующийся отсутствием устойчивой педагогической позиции; проявляется в невмешательстве, низком уровне требовательности к себе и другим, формальном решении проблем, отсутствия ответственности. Такой руководитель легко подчиняется другим воздействиям, в том числе и отрицательным. Безответственность, безволие, отсутствие самодисциплинированности, попустительство со стороны такого воспитателя не способствует формированию авторитета ни у коллег, ни у воспитанников, ни у их родителей.

В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. Этот стиль характеризуется ув­леченностью педагога совместной творческой деятельностью с учащимися. О таких педагогах говорят: «За ним дети буквально по пятам ходят!»

Общение на основе дружеского расположения — предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника со­вместной учебной деятельности. Однако, при этом следует избегать панибратства. Осо­бенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

Общение-дистанция — его суть в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся постоянно, в качестве важного ограничителя, фигурирует дистанция: «Вы не знаете — я знаю». Один из самых распространенных типов педагогического общения. Постоянно прослеживается дистанция во всех сферах: в обучении — со ссылкой на ав­торитет и профессионализм, в воспитании — со ссылкой на жизненный опыт и возраст.

Общение-устрашение — крайняя форма общения-дистанции. Она соединя­ет в себе отрицательное отношение к учащимся и авторитарность в способах организации деятельности. Такой стиль создает атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность.

Общение-заигрывание — стиль общения, вызванный стремлением завоевать ложный, дешевый авторитет. Причиной проявления этого стиля является, с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться классу, а с другой — отсутствие навыков профессиональной деятельности. Оба последних стиля свидетельствуют о профессиональном несовершенстве педагога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: