Финансы страхового рынка

 Понятие, сущность и место страхования в финансовой системе определяется тем, что страховой рынок представляет собой систему перераспределения ресурсов с целью минимизации или ликвидации неблагоприятных последствий какого-либо события. Страхование отвечает двум основным признакам финансов - аккумулированию денежных средств в определенных фондах и распределению этих фондов определенным образом. Основой страхования также является национальный доход. Страхование заключается в покрытии материального и иного ущерба физическому или юридическому лицу за счет средств страховой организации, которые были сформированы частично за счет средств того самого лица, которому выплачивается возмещение. То есть, с одной стороны, страхование можно рассматривать как своеобразную форму кредита: страховщику передаются денежные средства в виде страховой премии - регулярного платежа по договору страхования, а затем они "возвращаются" страхователю при наступлении страхового случая. С другой стороны, страхователь к моменту наступления страхового случая (и получения страхового возмещения) мог не выплатить не только не всю "причитающуюся" ему сумму, но и ее сотой доли; он также может продолжать платить (и уже "переплачивать"), а страховой случай не наступает. Таким образом. Рассматривать страховые отношения как кредитные не имеет смысла, поскольку зачастую отсутствуют признаки кредитных отношений - возвратность, платность и срочность. Страхование - это уникальный вид предпринимательской деятельности, имеющий важное значение в контексте финансов, поскольку непосредственно связан с формированием и использованием денежных фондов.

Каким же образом страховой рынок связан с другими звеньями финансовой системы? Во-первых, как и другие субъекты предпринимательской деятельности, страховые компании уплачивают установленные налоги и взносы, т.е. направляют часть аккумулированных финансовых ресурсов в бюджеты различных уровней и во внебюджетные фонды. Во-вторых, часть ресурсов других субъектов рынка (предприятий и физических лиц) может или должно направляться на страхование, т.е. резервироваться на случай необходимости покрытия расходов. В некоторых случаях страховые платежи относятся на себестоимость, в некоторых совершаются из чистой прибыли, но в любом случае влияют на финансовый результат. В-третьих, ресурсы страховых компаний редко "лежат без дела": как и любые способные приносить доход активы, они инвестируются наиболее выгодным образом. Представим предприятие А, которое страхует часть рисков, связанных с реализацией своей продукции, у страховой компании В. Компания В размещает полученные средства в ГКО - государственные ценные бумаги, т.е. кредитует государство на определенных условиях. Полученные государством средства расходуются на осуществление закупок продукции для государственных нужд, причем предприятие А как и производит такую продукцию. Оно получает средства, вновь производит продукцию, отгружает ее, и кругооборот ресурсов повторяется

2. Участники страхового рынка. Всех участников страхового рынка можно условно представить следующими группами:

Покупатели            

Посредники           

Продавцы   

Государство

Страхователи         

Страховые агенты и страховые брокеры          

Страховщики         

Контролирующие органы

 Лица, испытывающие потребность либо обязанные по закону страховать свою жизнь, имущество либо ответственность. Это те, чьи финансовые ресурсы "изымаются" страховщиком и передаются в другие сегменты финансового рынка  Лица, которые сводят спрос и предложение. Страховые агенты выступают от имени страховщика, а страховые брокеры - от своего имени, но и те, и другие - по поручению страховщика.      Должным образом лицензированные субъекты страхового рынка - в подавляющем количестве случаев юридические лица (включая государство). Именно они аккумулируют средства страхователей и размещают эти средства в надежные и ликвидные активы  Речь идет о тех случаях, когда государство не участвует в страховых отношениях в качество представителя одной из трех ранее перечисленных групп. Имеется в виду участие государства в регулировании страхового рынка, что осуществляется различными способами (речь о них пойдет ниже)

3. Основы регулирования деятельности участников страхового рынка представлены различными правовыми актами, и, в первую очередь, Законом Российской Федерации "О страховании" от 27 ноября 1992 года N 4015-1, который определяет понятие страхования и сопутствующие понятия, устанавливает требования к участникам страхового рынка, договорам страхования и др.

Так, финансовая устойчивость страховщиков обеспечивается (1) оплатой уставного капитала, (2) наличием страховых резервов, (3) системой перестрахования, а также (4) установлением обязанности соблюдать различные нормативы и гарантии.

Уставный капитал страховой организацией  - Размер уставного капитала юридического лица, обращающегося за получением лицензии на осуществление страховой деятельности, должен быть не менее __________ ЭКЮ. К моменту получения лицензии весь капитала должен быть полностью оплачен

Наличие страховых резервов и фондов - Для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств страховщики образуют из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы по личному страхованию, имущественному страхованию и страхованию ответственности Страховщики также создают резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества Из доходов, остающихся после уплаты налогов и поступающих в распоряжение страховщиков, они могут образовывать фонды, необходимые для обеспечения их деятельности

Система перестрахования - Перестрахование представляет собой страхование страховщиком (в этом случае он выступает как страхователь) части рисков у иной страховой компании. При этом первоначальный страховщик остается полностью ответственным перед страхователем за выплату страхового возмещения. Посредством перестрахования "непосильные" для одного страховщика риски распределяются между несколькими страховыми компаниями, тем самым приводя к уменьшению риска для каждого отдельного страховщика. Разумеется, делается это не бесплатно, и страховщик уплачивает перестраховщику определенную премию

Нормативы и гарантии  - Для обеспечения своей платежеспособности страховщики обязаны соблюдать нормативные соотношения между активами и принятыми ими страховыми обязательствами. Страховщики, принявшие обязательства в объемах, превышающих возможности их исполнения за счет собственных средств и страховых резервов, обязаны застраховать у перестраховщиков риск исполнения соответствующих обязательств. Размещение страховых резервов должно осуществляться страховщиками на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности

Что является основной гарантией выплаты страхового возмещения лицу, заключившему договор страхования со страховой компанией? Активы этой компании. Поэтому одним из важнейших регуляторов страхового рынка в любой стране является установление норматива соотношения активов и обязательств страховщика. Такие нормативы действующим российским законодательством установлены в 1995 году Приказом Росстрахнадзора от 30 октября 1995 г. N 02-02/20 ("Инструкция о порядке расчета нормативного соотношения активов и обязательств страховщиков"). Документом установлено, что страховщики обязаны соблюдать рассчитанное в соответствии с Инструкцией нормативное соотношение активов и обязательств в размере нормативного размера свободных активов и ежеквартально анализировать в этих целях свое финансовое положение. Нормативный размер свободных активов для страховщика, проводящего виды страхования иные, чем страхование жизни, устанавливается в размере 16 процентов суммы страховых взносов (премий) по договорам страхования, в том числе премиям по рискам, принятым в перестрахование, поступивших за год, уменьшенной на сумму отчислений за год в резерв предупредительных мероприятий по обязательным видам страхования в установленном размере и скорректированной с учетом поправочного коэффициента. Поправочный коэффициент рассчитывается как отношение суммы страховых выплат по договорам страхования иным, чем страхование жизни за вычетом доли перестраховщиков к общей сумме страховых выплат по договорам страхования иным, чем страхование жизни. Данное отношение не может быть менее 0,5. Если величина полученного в результате расчета поправочного коэффициента меньше 0,5, то для расчета принимается 0,5.

Выше указывалось, что страховые компания обязаны также поддерживать определенный размер резервов, что призвано гарантировать права страхователей и иных лиц. Страховые резервы включают технические резервы (резерв незаработанной премии, резервы убытков, резерв катастроф, резерв колебаний убыточности) и резерв предупредительных мероприятий. Так. Последний резерв предназначен для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества, а также на цели, предусмотренные Страховщиком в Положении о резерве предупредительных мероприятий.

Помимо указанных мероприятий финансовая устойчивость страховых компаний (а значит, и устойчивость всей финансовой системы) увеличивается путем объединения страховщиков в пулы - добровольные объединения страховщиков, не являющиеся юридическими лицами, создаваемые на основе соглашения между ними в целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций на условиях солидарной ответственности участников за исполнение обязательств по договорам страхования, заключенным от имени участников страхового пула.

Само определение показывает, что основой целью создания страхового пула является обеспечение финансовой устойчивости страховых операций, а также гарантий страховых выплат, более полное страховое обеспечение рисков, удовлетворение потребностей страхователей в страховых услугах. Страховой пул создается на определенный срок или без ограничения срока деятельности и действует на основании Соглашения. Договоры страхования от имени участников страхового пула заключаются по единым правилам страхования и единым страховым тарифам. Однако это образование не имело бы смысла, если бы у недобросовестных компаний появлялась возможность "сбросить" с себя ответственность. Этот вопрос решается путем закрепления правила о том, что страховой пул не отвечает по обязательствам участников пула, возникающим вне рамок деятельности пула, участники пула не несут ответственности по обязательствам других его участников вне рамок деятельности пула. Страховой пул строит свою деятельность на следующих принципах:

(1) создание на основе единых правил и тарифов страховщиков - участников пула наиболее благоприятных условий страхования для клиентов;

(2) заключение договоров страхования от имени участников страхового пула по единым условиям страхования и страховым тарифам в пределах установленного Соглашением максимального размера обязательств по договору страхования (отдельному риску);

(3) учет поступающих страховых взносов по соответствующим видам страхования по отдельным субсчетам, либо средствами аналитического учета в соответствии с порядком взаиморасчетов между участниками пула, установленным Соглашением;

(4) перераспределение страховых взносов, полученных по договорам страхования, заключенным от имени участников страхового пула между страховщиками соответственно их доле в принятом на страхование риске, определяемой исходя из размера уставного капитала и собственных средств каждого из его участников и установленной Соглашением о страховом пуле;

(5) солидарная ответственность участников пула по исполнению обязательств по договорам страхования, заключаемым от имени участников страхового пула.

Вообще, виды деятельности страховых компаний и их объединений очень многообразны. Главное иметь в виду то, что эта деятельность носит характер исключительной доверительности отношений. Это означает, что страховщики обязаны постоянно поддерживать свои финансы в здоровом состоянии, ведь от этого в значительной степени зависят другие сегменты финансового рынка.

Управление финансами

Система управления финансами – это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе.

Государственное управление финансами – одна из главных и постоянно осуществляемых функций любого государства. Современная российская система управления финансами характеризуется тем, что в стране происходят процессы перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. Директивно-административные методы управления заменяются методами регулируемого финансового рынка.

Генеральная цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства. В свою очередь, конкретные цели – сбалансированность бюджета, оптимизация государственного долга, устойчивость национальной валюты, гармонизация экономических интересов государства и его граждан.

Система управления финансами, являясь сложным образованием, состоит из таких относительно самостоятельных, но тесно взаимодействующих блоков, как финансовое планирование, прогнозирование, программирование, финансовое регулирование, финансовый контроль, комплекс правового обеспечения финансовой деятельности, система методов мобилизации финансовых ресурсов.

В управлении государственными финансами принимают участие высшие органы власти страны, и организовано оно следующим образом.

Президент РФ регламентирует деятельность финансовой системы, устанавливая основные параметры бюджета в ежегодном бюджетном послании, подписывает Федеральный закон о федеральном бюджете на предстоящий год и т.д.

Федеральное Собрание вводит налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает законы, регламентирующие финансовую деятельность государства.

Правительство РФ является единым центром управления финансами. Органом, на практике осуществляющим реализацию финансовой политики, является Минфин РФ. Министерство обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политики, координирует финансовую деятельность федеральных органов исполнительной власти.

В границах обозначенной компетенции Минфин РФ:

осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;

организует разработку федерального бюджетного плана;

принимает участие (совместно с Минэкономики РФ) в разработке баланса финансовых ресурсов страны;

обеспечивает исполнение федерального бюджета, проведение мероприятий, направленных на расходование бюджетных средств по целевому назначению.

Для выполнения этих своих функций Минфин РФ вправе:

получать от министерств, ведомств, предприятий, учреждений материалы, необходимые для составления и исполнения бюджетного плана;

в случае нарушений финансовой дисциплины ограничивать и приостанавливать финансирование;

проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Федеральная налоговая служба и МВД осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, сборов и других платежей.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом управляет государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи государственного имущества).

Федеральная служба по финансовым рынкам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.

Центральный банк РФ – важный орган реализации денежнокредитной и финансовой политики. ЦБ РФ наряду с Федеральным казначейством осуществляет кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность кредитных организаций.

Счетная палата РФ осуществляет парламентский контроль за федеральными денежными средствами. Она независима от Правительства РФ и подотчетна лишь Федеральному Собранию.

В субъектах РФ, их административно-территориальных и муниципальных образованиях финансовую политику проводят соответствующие финансовые учреждения.

Финансовый контроль

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Финансовый контроль - совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними других вопросов хозяйственной деятельности экономических субъектов. Для осуществления финансового контроля созданы контрольные органы, деятельность которых сводится к проведению планомерных мероприятий.

Объектом финансового контроля является создание фондов денежных средств и их использование. Чаще всего объектом контрольных проверок является прибыль, налоговые платежи, себестоимость, фонды заработной платы и т. д.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи.

1. Содействие сбалансированию доходов и расходов.

2. Выявление внутренних резервов.

3. Содействие рациональному использованию выделяемых средств.

4. Обеспечение правового ведения учета, отчетности, анализа.

Оценка финансового состояния предприятия производится по следующим направлениям:

n оценка финансовых результатов;

n оценка величины средств, находящихся в распоряжении предприятия;

n анализ дебиторской и кредиторской задолженности;

n организация расчетных дисциплин.

 При проведении контрольных проверок необходимо руководствоваться следующим: законодательными актами, постановлениями, инструкциями.

Для осуществления контроля необходимо и важно вести правильно бухгалтерский учет (на Западе принято ведение двойной системы бухгалтерского учета для системы контроля всех данных. Использование такой системы означает полное, точное и своевременное проведение коммерческих операций по всем бухгалтерским книгам. Существует 2 принципа: нет бухгалтерской записи без документа, обязательна регистрация всех коммерческих операций.)

Двойная запись в бухгалтерском учете введена итальянцем Катрульи в 1458 году. В 1494 году итальянец Пачоли ввел ежегодное состояние бухгалтерских балансов. Назначение бухгалтерского баланса определяется, с одной стороны, проверкой идентичности всех активных и пассивных счетов, с другой стороны - получение количественных данных о деятельности предприятия.

Могут быть различные искажения бухгалтерских данных, например, преднамеренное уменьшение прибыли, занижение выплат по дивидендам, завышение доходов (если надо показать, что предприятие доходно).

2. Организация финансового контроля.

В зависимости от субъекта хозяйствования финансовый контроль разделяется на:

n государственный;

n внутрихозяйственный;

n общественный;

n аудиторский.

Государственный финансовый контроль осуществляется через общегосударственные специальные службы: государственная налоговая служба; служба налоговой полиции; министерство финансов, образования.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется на самом предприятии через бухгалтера, плановый или финансовый отделы, руководство фирмой.

Аудиторский контроль осуществляется через специальную систему аудиторских фирм.

В определенной степени финансовый контроль осуществляют банки (в тех случаях, когда они выдают кредиты).

3. Виды финансового контроля

По формам проведения финансовый контроль делится на:

n предварительный;

n текущий;

n последующий.

Предварительный контроль осуществляется на стадии составления финансовых планов, сметных доходов и расходов. Предварительный контроль должен предотвращать нерациональное расходование средств, не допускать снижения всех видов расходов, не позволять нарушать законодательные акты.

Текущий контроль проводится в процессе исправления финансовых планов. По существу, проводится повседневно: при организации расчетов, при открытии счетов, проверке начисления заработной платы, проверки налоговых платежей.

Последующий контроль проводится после завершения отчетного года. Еще раз, но более тщательно проверяется выполнение плановых расчетов.

По методам проведения финансовый контроль делится на: проверки; обследования; анализ; ревизии.

Проверки проводятся по отдельным вопросам (например, выплаты премий).

Обследование охватывает более широкий спектр деятельности для принятия определенных решений. Для обследования используются анкетирование, тесты, собеседования.

Анализ используется как метод финансового контроля и может быть представлен по отдельным факторам, направлениям, периодам времени.

Ревизии - обширные и комплексные проверки всей финансовой деятельности за год. Для проведения ревизий составляется программа, где существует цель, тематика, объекты и основные вопросы ревизионной проверки. После этого следует заключение, где отмечаются плюсы, минусы, накладываемые штрафы и т. д.

В качестве примера можно рассмотреть контрольную работу налоговой инспекции по городу Москве.

В 1994 году было доначислено налогов на 83 млрд. руб. (200 тыс. $). Более половины - налог на прибыль. Также обнаружено, что 814 предприятий имело от 2 до 12 расчетных счетов, из которых только один был известен налоговой полиции. С другой стороны, имеются данные о нечеткой работе самих налоговых служб, которые вносили сумятицу в расчеты по налогам, например, налог на прибыль:

1 квартал - ставка 35 %.

2 квартал - ставка 38 %.

3 квартал - ставка 35 %.

 

 

   


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: