Развитие Вятского края в XVI веке

Кратчайшая сухопутная дорога в Хлынов XVI века шла из Москвы через Кострому и Галич, но она была трудна (много болот, лесов) и опасна (много разбойных грабежей от отрядов воинственных марийцев). Более безопасный, хотя и более долгий путь на Вятку шел через Вологду и Устюг.

Иван III, полностью покорив себе Вятскую землю, ввел здесь управление по типу своих прочих земель. Земские воеводы, ватаманы и подвойские, управлявшие Хлыновом до 1489 года, были выведены Иваном III из города и расселены в центре страны. В Хлынов, как и в Слободской и Котельнич, были присланы великокняжеские наместники и, видимо, до конца ХVI века единолично управляли городом и волостью. Известен хлыновский наместник 1555 года Борис Иванович Сукин, брат управлявшего тогда всей Вятской землей Ф.И.Сукина. В 1595 году упоминается в Хлынове наместник Василий Афанасьевич Овцын, покровитель преподобного Трифона Вятского и основанного последним монастыря.

Наместники обладали полнотой судебной власти, следили за правильным сбором всех податей (налогов). На содержание наместников собирался местными жителями особый "наместничий корм". По обычаю наместники могли свободно, без приглашения, посещать все пиры и братчины. Двор наместнику ставился всем миром (городской общиной). На корм наместнику в Хлынове было выделено несколько пожен и деревень, запустевших после 1489 года. Надо полагать, что хороший доход они имели и от судебных тяжб.

При наместниках был свой приказной люд: тиуны (судьи), приставы и праветчики (исполнители судебных приговоров), доводчики (разыскники виновных и свидетелей). Для преследования воров и разбойников посылались обыщики и недельщики. Для письма при наместнике состояли земские дьячки, составлявшие разного рода "крепости" (договоры купли-продажи). Таким дьячком в Хлынове 1576 года был Никита Обабков. Иногда кроме дьячка при наместнике для письмоводства состоял более важный приказной - дьяк с приписью. В 1593 году им был Михаил Одинцов. Вместе с наместником менялась и его администрация.

Одновременно с назначаемым центральной властью наместником существовало в Хлынове и земское самоуправление с земскими старостами и целовальниками, выбиравшимися из населения города. В функции старост входил сбор податей, отвод земель, сыск, составление челобитных государю. Известны земские старосты ХVI века Дмитрий Балезин и Иван Шелом.

Население цепко держалось за свои нрава, привилегии и традиции, стараясь чрезмерного "корму" наместникам не давать, опираясь на "обычай" и "дачи" подарков предыдущим наместникам и приказным. Жалобами на неугодного воеводу могли засыпать Москву.

Порой права местного самоуправления даже расширялись. Так, в 1542 году городу Хлынову со всей Вятской землей дана губная грамота. Она предоставляла право городскому и сельским обществам самим производить уголовные дела (о разбое, душегубстве, воровстве, поджоге). То есть население могло, избрав несколько человек, само ловить и допрашивать разбойников, отбирать у них награбленное и даже казнить злодеев.

Основной центр русских поселений Вятской земли по-прежнему располагался по рекам Вятке и Чепце. Эти места – своеобразная поляна среди густых таежных лесов. Здесь серые лесные почвы гораздо плодороднее чем подзолистые почвы окружающих лесов. И все же, по сравнению с центром страны вятские земли – «худые». Это – многонациональный край. Кроме древних поселений татар (близ Карино) на севере, востоке и в центре края издавна жили удмурты (вотяки), а с юга на русские поселения нередко нападали воинственные марийцы (черемисы). Вятская земля – это отдаленный и пограничный край Руси.

Крестьяне кроме земледелия разводили скот, ловили рыбу (здесь обилие речек и озер), охотились на многочисленных диких зверей. Край огромен, а населения немного. Поэтому здесь оставалось довольно много свободных земель. Главный вид поселения – небольшая деревня (от двух до пяти дворов) со своей пашней, лугами, лесом. На крестьянском дворе находились большая изба, сенницы, хлевы, другие подсобные помещения.

Немало в крае было и починков – малых деревень, состоявших только из одного двора. Вобловицкая волость Слободского уезда, например, состояла из погоста (села с церковью Ильи Пророка), 2 деревень и 44 починков. Всего же в этой волости находилось 67 дворов. Так что малолюдство – отличительная особенность вятских земель, входивших тогда в обширный регион Русского Севера.

Во второй половине XVI века на Вятке существовало пять городов: Хлынов (1374 год основания), Орлов (первое упоминание в летописи – 1459 год), Котельнич (первое упоминание в летописи – 1459 год), Слободской (первое упоминание в летописи - 1489 год), Шестаков (1546 год основания). Города здесь – прежде всего крепости, обеспечивавшие защиту русской колонизации края. Одновременно они являлись центрами власти, распространявшими свое влияние на огромную округу. Вече города Хлынова в XV веке вместе с представителями других вятских городов решало все основные вопросы политической жизни и самоуправления Вятской Земли: вопросы войны и мира, налогообложения, назначения должностных лиц и другие.

Главным городом Вятской земли оставался Хлынов (Вятка). Здесь стояла мощная деревянная бревенчатая крепость (Кремль), к которой примыкал посад. В крепости, как и в других русских городах того времени, в своих дворах жили стрельцы и пушкари (военный гарнизон), приказные люди (воевода с чиновниками) и священнослужители. Своеобразным архитектурным центром Хлыновского кремля являлась деревянная церковь Богоявления. Главная местная святыня – чудотворная икона Николы Великорецкого, хранилась в соборе Николы Чудотворца.

Через проезжие башни крепости улицы выбегали на посад. Такая радиальная планировка была характерна для всех древних русских городов. В 1590 г. в Хлынове по переписи насчитывалось 375 дворов (три четверти из них в посаде). Хлыновский кремль располагался между оврагами Засорой и Раздерихинским. Он был построен из мощных сосновых бревен и имел 4 башни, а также глубокий ров и земляной вал для защиты от врагов.

Местные купцы вели оживленную торговлю по речным системам Вятки, Камы, Волги, северных рек. Товары из Вятки везли в Казань, Астрахань, на Север, в русские города центральной Руси.

Интересно, что в завещании богатого вятчанина Ивана Шелома 1574 г. (см. документ 3), перечислено его имущество, часть которого явно привезли из очень дальних стран и городов. Однорядка (праздничная одежда) из «лунского сукна» попала на Вятку из Лондона, «шамарханский шелк» привезли из Самарканда, медная сковорода «полвезкого дела», фляга винная немецкого дела, сорочинский (сарацинский) ковер – из арабских стран Ближнего Востока, «чарка серебряная мичуринская» из Египта, сабля булатная из Дании, топорок московского дела… В амбарах Ивана Шелома, возглавлявшего долгие годы местное самоуправление, хранились запасы пшеницы, проса, ячменя. Кроме двора в городе он владел также двумя деревнями, богатым вооружением: панцирем, тремя саблями, железной боевой шапкой, наручами.

Вятка не была забытым Богом углом. Она активно участвовала (особенно в XV веке) в большой русской политике и вела, пусть опосредовано, торговлю с дальними странами. В посадах вятских городов работали ремесленники: кузнецы, гончары, сапожники, овчинники, шапошники и многие другие. Если в селах и деревнях края господствовало натуральное хозяйство, то города стали центрами торговли. Черносошные (государственные) русские крестьяне и ясачные удмурты и марийцы составляли основную массу населения Вятского края. В конце XVI века Вятская земля быстро расширяется на юг. Для защиты от нападений воинственных марийцев и расширения русского влияния строится цепь южных вятских крепостей: Яранск (1584), Уржум (1584), Малмыж (1580), Кукарка (1594), Царевосанчурск (1584). На старом Сибирском пути, проходившем по северу Вятского края в верховьях Камы, в 1558 году по инициативе богатейших русских промышленников Строгановых был основан город Кай. Кроме контроля за важным торговым путем в этих глухих таежных лесах новая крепость должна была защитить соседние соляные промыслы Строгановых от набегов удмуртов. Если Кай фактически входил тогда в состав Перми Великой, то возникший в конце XVI века Лальский погост принадлежал к округе Великого Устюга.

В связи с покорением Казанского и Сибирского ханств к началу XVII века Вятская земля перестала быть окраиной Русского государства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: