Вопросы для самоконтроля

1. Как события Смутного времени отразились на Вятке?

2. Какова была система городского управления и самоуправления в XVII в.?

3. В чем заключались главные причины городских движений?

Литература

Богословский М. М. Земское управление на русском севере в XVII в. // Труды Вятской ученой архивной комиссии. – 1913. – Вып. 3-4. – Отд. 3. – С. 31-62.

Луппов П. Н. История города Вятки. – Киров, 1958. – С. 82-88, 107-117.

Наумов П. И. Начало XVII века в Вятской области. – Вятка, 1901.

Низов В. В. Управление Вятской землей во второй половине XVI – начале XVII века // История и культура Волго-Вятского края. – Киров, 1994. - С. 99-114.

Очерки истории Кировской области. – Киров, 1974. – С. 64-69, 74-75.

Спицын А. Местное и областное управление на Вятке до XVIII в. – Вятка, 1888.

Эммаусский А. В. Исторический очерк Вятского края XVII-XVIII вв. – Киров, 1956.

Лекция 7. Русская православная церковь в Вятском крае в XVII веке

 

1. Развитие монастырей.

2. Прокопий Вятский.

3. Почитание вятских икон.

4. Основание епархии. Епископ Александр.

4. Архиепископ Иона Баранов.

Развитие монастырей

В допетровскую эпоху православие определяло сознание подавляющего большинства людей того времени. На этом фоне в XVII в. произошло дальнейшее усиление церкви и ее влияния не только на общественную, но и политическую жизнь страны. Это было обусловлено, в частности, ее крепкой материальной основой, распространением монастырей, многие из которых владели значительными земельными вотчинами и финансовыми средствами.

Начиная еще с XV в. Вятский край в церковном отношении находился под непосредственным управлением московских митрополитов и патриархов. До основания епархии главным церковным и духовным центром края был Успенский Трифонов мужской монастырь. Он был основан в 1580 г. Трифоном Вятским. За 20 лет усилиями настоятеля в монастыре был построен собор, 4 церкви, часовня. Здесь жило 85 человек, в том числе и 47 монахов. Благодаря ходатайствам Трифона, монастырю была пожалована прилегающая к нему территория с деревеньками и рыбными ловлями, а также земли по верхнему и нижнему течению р. Вятки.

Несмотря на то, что правительство, опасавшееся усиления духовной власти, проводило политику ограничения монастырского землевладения, в Вятском крае оно продолжало расти за счет большого количества свободных земель. Так, в 1687 г. во владениях Трифонова монастыря числилось 1270 крестьянских дворов, что позволяло причислить его к наиболее крупным монастырям того времени. В 1624 г. в Хлынове около Кремля возникает Преображенский женский монастырь. Всего же в XVII в. в крае действовало 18 монастырей.

Монастыри имели огромное значение в развитии края. Они были духовными и культурными центрами, где хранились богатые библиотеки, переписывались книги, создавались местные летописи. Они способствовали улучшению нравственности вятчан. Совместный труд по устроению обители, пример усердного служения Богу, строгий образ жизни монахов (хотя были, конечно, и исключения) – для многих стали примером, назиданием. Кроме того, монастыри и монастырские вотчины нередко соединяли в себе значение административного, военного и хозяйственного центра.

Без них невозможно себе представить колонизацию края. В XVI-XVII вв. обширная территория края была слабо заселена. Немного находилось охотников из вольных крестьян селиться в безлюдных местах, окруженных сплошным дремучим лесом, где на десятки верст вокруг не было человеческого жилья. Чтобы освоить новые территории, такие «пустолежащие» земли нередко передавались монастырям в качестве вотчин. Монастыри сразу же начинали хозяйственное освоение новых земель: переселяли сюда крестьян из других владений, приглашали вольных людей на выгодных для них условиях, отдавая им земли с большими льготами или даже в безоброчное пользование. Таким образом, удаленные от городов монастырские вотчины становились опорными пунктами колонизации края.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: