Й ) Работа с текстом

I. Организационный момент.

II. Работа по теме урока.

1. Определение цели урока.

2. Повторение теоретического материала.

– Какая часть речи называется именем числительным? (Имя числительное — самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество и порядок предметов).
– Какие числительные называются количественными? (Количественные числительные обозначают количество или число и отвечают на вопрос сколько?
Сто человек. Двадцать ложек. Двенадцать миллиардов долларов). Порядковыми? (Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Седьмой в очереди. Третий сын. Двухсотый номер).
– На какие группы делятся количественные числительные? (Количественные числительные делятся на три разряда: целые числа, дробные числа и собирательные числительные.

· Целые числа: один, десять, семьдесят два, полтораста, тысяча пятьсот сорок один.

· Дробные числа: одна вторая, четыре пятых, семь восьмых.

· Собирательные числительные обозначает несколько предметов как одно целое: оба, трое, четверо, пятеро).
– У каких числительных Ь пишется на конце слова? В середине слова?

· 1. У числительных «пять» — «девятнадцать», а также «двадцать» и «тридцать» Ь пишется на конце, а у числительных «пятьдесят» — «восемьдесят» и «пятьсот» — «девятьсот» — в середине слова. 2. Числительные «девяносто» и «сто» имеют окончание О в именительном и винительном падежах, а в остальных падежах — окончание А. («истратить сто рублей», «не хватает ста рублей».
– Какова синтаксическая роль числительных в предложении?

Количественные числительные могут быть и главным, и второстепенным членом в предложении. Для того, чтобы определить синтаксическую функцию имени числительного, нужно правильно поставить к нему вопрос.

  • Подлежащее всегда стоит в И. п. и отвечает на вопросы кто?что?

Например: (Что?) Десять минус семь равно три. (Кто?) Тринадцать альпинистов бесследно исчезли в горах.

  • Сказуемое обычно обозначает действие или состояние подлежащего. Если сказуемое выражается числительным, как правило, оно обозначает результат и отвечает на вопрос сколько?

Например: Триста тридцать три делить на сто одиннадцать – (сколько?) три.

  • Дополнение, выраженное сочетанием количественного числительного с существительным, отвечает на вопросы чего? чему? о чём? чем? что?

Например: (Кому?) Сорока шести ученикам школы вручили грамоты. Всю ночь он думал (о ком?) об этих двух девушках. На день рождения мне подарили (что?) целых пять коробок конфет.

  • Определение, выраженное порядковым числительным, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? какими? каких? каким?

Например: (Какая?) Седьмая кандидатка понравилась всем членам жюри. Играть роль определения может и собирательное числительное. Все (какие?) восьмеро детей были очень хорошо воспитаны.

  • Обстоятельство, выраженное числительным, обычно отвечает на вопросы где? когда? как долго? каким образом? И т. д.

Например: (Где?) В семи милях от дома они поняли, что выехали зря. Он предложил встретиться (когда?) в шесть часов вечера.

 







III. Тренировочные упражнения.

А) Работа с текстом.

– Выписать числительные, определить разряд, какие они по составу.

Примерно четыре тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас.

– Какова часть речи слова “семидневная”?

 

Б) Определить часть речи у слов, имеющих числовое значение.

Тройка за ответ, три товарища, трехместный корабль, утроить усилия, сотый по списку, сто деревьев, столетний дуб, новенький пятак, стал пятиклассником, громадная пятерня, пять секунд, пятый день, пятиэтажный дом.

Вставить пропущенные буквы. Определить часть речи.

в)Тр…йник, ми…иард

двойняшки, дв…жды

несколько, шестеро

девят…сот пят…десят восем… 

трехсотсорок…ми…иардный       

п…тиэтажный, четверка  

трижды, двойственный      

удвоить, полуторное      

В) Просклонять числительное.

 

748 (деревьев).

 

Г) Заменить числовую запись буквенной.

– Вытянул 500-й номер.
– Около 600 километров пути.
– Поезд с 278 экскурсантами.
– Высота равна 2159 метрам.
– Свыше 770 гектаров.
– Не найти 11 копеек.
– Речь идет о 476 рублях.
– Более (полтораста) штук.

 








Д) Определить падеж имени числительных.

Без семидесяти четырех тысяч рублей.
К тысяча девятьсот пятому году.
С девяноста тремя пассажирами.
О девятистах пятидесяти рублях.
Пятерых студентов.

 





Е) Игра “Четвертое лишнее”.

1. Четверо котят, семеро девчат, двое ребят, пятеро тигрят.
2. Пара носков, пара чулков, четверо суток, пара валенок.
3. Трое мужчин, двое друзей, трое старушек, две подружки.

 



Ж) Выборочный диктант.

– Выберите и запишите словосочетания, в которых существительное может сочетаться с собирательным числительным.

Двое (зайчонок, машинист, девочка, ножницы)
Трое (ученик, ученица, мастерица, сани)
Четверо (лисят, очки, подруга, малыш)



З) Найди ошибку.

– В этом году город отметил пятьсотлетие.
– На обоих террасах стояли цветы.
– По накладной следовало выдать 22 ножниц для ателье.
– Среди членов комиссии было трое женщин.
– За время приема участковый врач успел принять тридцать двух человек.

 





И) Числительные ПОЛТОРА и ПОЛТОРЫ. Дописать окончания числительных.

l Полтор… минуты  

l полтор… часа         

l полтор… яблока     

l полтор… недели    

l полтор… гектара    

l полтор… секунды 

 

й) Работа с текстом.

Расположите предложения так, чтобы получился текст. Числительные запишите словами.

 

1. Они наблюдали на звездном небе движение 5 планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли 7 небесных светил.

2. Так возникла (семи)дневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас.

3. Примерно 4 тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания.

4. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен 28 суткам, и разделили его на 4 равные части с тем, чтобы каждый из 7 дней посвящать одному из 7 божеств.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: